Чермное море – Египет и рабство остаются позади

В категориях: Трудные места

 

Исход 14

 

От западного рукава Чермного моря вдоль Горьких озер к Средизем-

номорью протянулась линия защитных сооружений египтян от бедуи-

нов. Израильтянам некуда было идти, кроме как к северному оконча-

нию пустыни Сур, туда, где расположен современный Порт-Саид. И от-

туда прямым путем в южные земли Ханаана и далее – в Землю Обето-

ванную.

Однако на этот раз решения принимал не Моисей. Народ повеселел

и немного успокоился при появлении ставшего скоро очень привыч-

ным столпа облачного – видимого признака присутствия среди них сла-

вы Божией. Но прямо перед ними находилась крепость. Даже самое ма-

ленькое затруднение могло напугать народ. Они еще не расстались со

своим внутренним рабом.

 

Неверный маршрут?

А потому им стало намного легче, когда обнаружилось, что их пове-

ли кратчайшим путем к Чермному морю, на юго-запад. И Ангел Божий

объяснил Моисею, почему это произошло.

'Любой другой путь означал бы путь с боем, а у народа сего нет на

то ни сил, ни веры в Бога'.

Итак, через пару дней они прибыли в Ефам, откуда можно сразу же

попасть в южную часть пустыни Синайской. Египетская крепость в

этом месте была слишком мала, чтобы воспрепятствовать им, а потому

и не встала у них на пути. Однако же, как водится, к фараону были по-

сланы вестники, чтобы доложить о развитии событий.

 

Хуже, чем всегда

Теперь Горькие озера были по левую сторону от Израиля, Чермное

море – по правую, и прямо пред ними – пустыня. Каково же было удив-

ление для всех, когда на следующий день Моисей стал настаивать, что-

бы все последовали за столпом облачным – на юг! В этом пути никто

не видел ни малейшего смысла, даже Моисей – ибо теперь, чтобы вый-

ти из Египта, им понадобились бы крылья. Этот длинный и узкий рукав

Чермного моря становился непреступной преградой в пути на восток.

«Заблудились в земле сей!»

Однако людям было передано, что им нечего бояться. Богу угодно

употребить это неожиданное препятствие для заключительного наказа-

ния египтян.

В эту ночь они «расположились станом пред Пи-Гахирофом, между

Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном» (Исх.14:2). Первое на-

звание – египетское, с неопределенным значением. Второе, Мигдол,

означает «сторожевую башню», которая была видна из пустыни и слу-

жила маяком для моряков, плывущих с юга. «Ваал-Цефон» – «Ваал се-

вера» – название Финикийское, было обнаружено археологами в Фини-

кийских клинописях, из чего можно предположить, что в этом месте

возносились молитвы Тирскими моряками о благополучии их опасного

плавания на юг.

 

Фараон меняет свои намерения

Горячие новости о необъяснимом изменении маршрута евреями бы-

стро достигли столицы фараона. Новости пришли к окружению челове-

ка, который уже недоумевал, как это они теперь смогут удержать на

плаву экономику страны без бесплатной Израильской рабочей силы,

которая трудилась на них вот уже несколько поколений. И почему они

приняли такое поспешное решение, позволив им уйти?

И теперь даже их путь показал, какими несчастными и жалкими

глупцами они были. Рабы повернули в сторону от крохотного гарнизо-

на в Ефаме, стоявшего на пути к их полному освобождению. Они не

были годны ни на что, кроме рабства. Да будет так! Совершенно ясно,

что их Яхве не был Богом войны (Исх.15:3). Не тратя времени попусту,

тут же из всех попавшихся под руку колесниц и вооруженных всадни-

ков была снаряжена погоня. Скоро эти Израильские бунтовщики полу-

чат хороший урок, присмиреют и станут намного сговорчивее еще на

многие и многие годы.

Как быстро они забыли все язвы, делавшие их жизнь невыносимой,

язвы, которые чуть-чуть не привели страну к гибели.

 

Ропот

При захождении солнца его лучи высветили большое облако крас-

ной клубящейся пыли, вылетавшей из-под копыт бешено мчащихся по

следам беглецов не одной сотни коней. «И возопили сыны Израилевы к

Господу». Но это не было криком веры, это был вопль горечи: «Ты раз-

дражал Господа, Бога твоего, в пустыне; с самого того дня, как вышел

ты из земли египетской» (Вт.9:7).

И вот теперь, впервые, они с ядовитым сарказмом обратились к сво-

ему почтенному вождю: «Разве нет гробов в Египте (в земле гробов!),

что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исх.14:11 ср. 4:1; 5:21; 6:9).

Сопротивление, оказанное Моисею изначально (Исх.4:1; 5:21; 6:9),

разгорелось вновь:

'Разве мы не говорили тебе еще в Египте, чтобы ты оставил нас в

покое, чтобы мы продолжали служить египтянам? Лучше быть у них

рабами, чем умереть в этой пустыне!'

Бесхребетная неверная толпа! Ни Моисей, ни чудеса, им творимые,

ни память об их историческом прошлом, – ничто не могло научить их

национальной гордости и вере Богу. Даже присутствие среди них славы

Господней стало для них самым обычным и привычным зрелищем! Что

за сброд!

 

Неуверенность вождя

Да и Моисей был потрясен и поколеблен. Он знал не лучше их, по-

чему они оказались здесь, не на том берегу, на котором им нужно было

бы быть, а на открытом для нападения месте. Он понимал не больше,

чем все остальные. А потому, приблизившись к столпу облачному,

дабы попререкаться с Ангелом Господним, он получил резкий ответ:

«Что ты вопиешь ко Мне?» Уж тебе-то, Моисей, должно быть известно,

что Ангел лица Господня знает, что он делает!

Итак, ему было сказано вести народ при свете пасхальной луны к

воде. С ним был жезл, который уже поработал опустошителем в Егип-

те. Теперь ему надлежало послужить «аварийным выходом».

Приказ был послушно выполнен. Удивительно быстро это отчаяв-

шееся собрание двинулось по направлению к узкой, не больше мили в

ширину, блистающей при бледном лунном свете полоске воды.

 

Вновь обретенное доверие

Послышался вновь ободряющий и уверенный голос Моисея: «Не

бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он сделает вам

ныне, ибо египтян, которых видите вы ныне (гонящихся за ними), бо-

лее не увидите вовеки» (Исх.14:13).

 

Столп облачный

Свою долю успокоения для народа ввел и столп облачный, который,

приведя их на берег морской, теперь переместился назад, встав между

ими и их врагами. Теперь он весь светился ярким светом. Теперь это

был столп огненный. Для избранного народа. Для египетских же вои-

нов (хотя Израильтяне о том мало думали) он принял вид густого обла-

ка мрака, так что они были вынуждены сначала замедлить свою пого-

ню, а потом и вовсе в страхе остановиться. Всё это слишком сильно на-

поминало ту трехдневную темноту, которую им не так давно пришлось

пережить (Исх.10:22). Бесстрашных воинов бил озноб в присутствии

сего зрелища, а привыкшие ко всему боевые кони отказывались пови-

новаться.

 

Ураган

Однако на этом чудеса не закончились. Народ видел, как Моисей

широким шагом направился к берегу. Как он протянул к морю руку, в

которой был жезл Божий, наделавший за последний год так много бед в

Египте, после чего сразу же подул сильный северо-западный ветер, да

такой, какого местные жители никогда не наблюдали в этих краях. Еги-

петские воины оказались в тяжелом и жалком положении среди движу-

щегося песка. Откуда им было знать, что еврейское слово, означающее

«ветер», также означает и «Дух» Бога Израилева.

Над морем и землей бушевал ураган, так что всякое живое создание

вынуждено было попрятаться от него. На берегу моря, обычно тихом и

спокойном, как озеро, ревели и дыбились огромные страшные волны.

 

Выход

Но время шло, и Израильтяне начали сознавать, что жуткий рев

воды постепенно удаляется от них. Ураган и отлив отодвинули мелко-

водье на юг, оставив соленое озеро на севере. Теперь, насколько далеко

они могли видеть при лунном свете, перед ними простиралось твердое

морское дно.

'Это ваше освобождение, – прокричал Моисей, – вперед, под кры-

лом Божьим!'

С Моисеем во главе (Пс.76:21; 1Кор.10:2; Евр.11:29) народ не ну-

ждался в побуждении. Построившись в том порядке, в котором они

пришли сюда, все колена и рода, поддерживая ослабевших, друг за дру-

гом двинулись вперед. Ставших удивительно покорными животных

либо вели, либо несли на плечах. Время шло, процессия перехода про-

должалась, люди переходили море посуху (Ис.11:15,16; см. также песнь

благодарения, Исх.15:1-6). Опасные смертоносные воды превратились

в ограду, стали стеной (1Цар.25:16), тем самым став прототипом спаси-

тельного крещения, крещения в смерть (1Кор.10:1,2).

В конце концов, весь народ с благодарным вздохом облегчения об-

основался на другом, противоположном, далеком берегу.

 

Преследование

И всё же еще оставались опасения. Не могли ли и египетские колес-

ницы пройти там же, где прошли они?

И они пошли – сразу же после того, как спасительное облако двину-

лось вслед за последним беглецом, фараон и его люди увидели, как из-

под носа ускользает их добыча.

Мрак и ветер (ст.20,21) не послужили предзнаменованием для егип-

тян (Исх.10:21,13). Перед ними тянулись следы по дну морскому. Поче-

му бы и им не воспользоваться этим переходом?

'Вперед! За ними!' – прозвучал приказ разгоряченного фараона.

Возницы начали погонять лошадей. Ведь до другого берега было не-

далеко – всего лишь миля! И сначала всё шло хорошо. Скоро этим пре-

зренным рабам придется познакомиться с настоящим гневом фараона!

И вдруг – непредвиденное. Передние обнаружили, что им тяжело про-

двигаться. Колеса колесниц вязли в податливом песке («поглотила их

земля» = зыбучие пески, Исх.15:12?). Пытавшиеся их объехать попада-

ли в еще худшее положение. Продвижение вперед полностью застопо-

рилось.

 

Паника

Неистовые приказания начальников, проклятия застрявших возниц,

свист кнутов, отчаянное погружение беспомощных лошадей, всё это

создавало ужасный хаос, который все больше усиливался по мере того,

как утихал ветер… до полной тишины и неподвижности воздуха – вер-

ного признака надвигающейся бури.

Эта тишина не могла продолжаться долго. Моисей вновь обратил

свой жезл на тот путь, по которому только что в безопасности прошел

Израиль. И внезапно снова подул ветер, но на этот раз с другой сторо-

ны.

'Может быть, теперь мы сможем сдвинуться с места?' – подумали

египтяне.

Однако изменение направления ветра означало также и изменение

течения воды. Теперь море хлынуло назад, покрывая обезумевшее вой-

ско. Зазвучали громкие команды, призывающие обратно к берегу, но

мало кому из них удалось даже сдвинуться с места, повернуться к спа-

сительному направлению. За несколько мгновений всё сильно измени-

лось. Огромные волны, грозящие смертью, катились на них. Некото-

рые, более находчивые, попытались на распряженных конях ускакать

прочь из обреченной толпы, однако направление ветра и волн было

против них! Их сметало назад, в неизбежное небытие, которое пришло,

но не раньше, чем они познали причины своей гибели: упрямство фара-

она и мощь Бога Израилева.

 

Конец опасности

На другом берегу Израильтяне всматривались в тусклую даль, с тру-

дом сознавая, какое страшное поражение произошло не так далеко от

них. Солнце постепенно поднималось, освещая всю картину. Насколько

можно было видеть, весь берег был усеян трупами египетских воинов,

среди которых был и труп самого фараона. Ни одному египтянину не

удалось спастись от смерти в волнах. «Ты дунул духом Твоим, и по-

крыло их море… и увидели [сыны] Израилевы египтян мертвыми на бе-

регу моря» (Исх.15:10; 14:30; Пр.21:31).

Теперь опять всё было хорошо. Народ оживился «и поверил Господу

и Моисею, рабу Его», но всего лишь на три дня (Исх.15:22,24;

Пс.105:12,13)!

 

Примечания к Исх.14 – хронология Исхода

Взвешивание всех «за» и «против» различных мнений на этот счет

приводит к выбору между двумя датами, между 1450 и 1250 годами до

Р.Х. Первая дата определяет фараона угнетателя, как Тутмос III, вторая

– Рамсеса II. Очень трудно остановиться с полной уверенностью на

чем-то одном, хотя более убедительно звучит 1450 год. Похоже, что

мнение д-ра Томаса1 (1626 г. до Р.Х.) совершенно отлично от всех про-

чих.

Ст.2 Из Чис.33:5-7 вытекает, что это было 17-е число месяца Нисана.

Переход через Чермное море был в первые часы 18-го.

Ст.4 И познают египтяне. Они познали – ст.25.

Ст.5 Цивилизации неожиданно «перекрыли дыхание», как если бы сей-

час какое-нибудь государство лишилось нефтепродуктов или же

атомных реакторов!

Ст.6 Итак, фараон был там, – см. ст.18; Пс.135:15. Если бы трупа фарао-

на не оказалось среди трупов его людей, это было бы самой большой

несправедливостью.

Ст.7 Шестьсот колесниц. В своем обычном стиле (что особенно касает-

ся всякого рода чисел) Иосиф Флавий говорит о 50 000 всадников и

200 000 пеших воинов, что является явным преувеличением.

Ст.8 Под рукою высокою, рукою Бога (Исх.13:3,9; 6:1). В противополож-

ность жалкому духу народа (ст.10-12).

Ст.10 Возопили к Господу. Но не в вере (Пс.105:7,8).

Ст.13 Не бойтесь и т.д. 2Пар.20:15,17 и Ис.41:10,11,13,17 основаны на

одном и том же.

Ст.14 Господь будет поборать за вас. Существует четкая связь между

этой главой и Откр.12:

а) жена с образами Израиля;

б) дракон (египетский крокодил);

в) дитя, которое должно быть убитым при рождении;

г) дитя восхищается к Богу и позже получает от Него жезл власти;

д) война между Ангелами и драконом;

е) жена в пустыне;

ж) Откр.13:1,4 основано на Исх.15:11;

з) ст.12 = Откр.12:14 – жена питалась и была носима на орлиных

крыльях в пустыне.

Такие совпадения не могут быть простой случайностью.

Ст.15-18

Объясняют то, как Моисею удавалось уверять народ (ст.13-15:

«Сказал Господь»).

Ст.19 Ангел Божий, называемый «Господом» в ст.24.

Ст.20 И был мраком и освещал. Обычное дело для славы Господней:

Пс.17:12,13,29; Ин.7:12; 14:17; Ис.8:14; 1Кор.1:18; 2:14; 2Кор.4:3,4.

То же самое со славой Божией во Христе и в Святых Писаниях. Так и

1 «Chronikon Hebraikon» (стр.14)

здесь для неверующих и верных. Обратите также внимание на пара-

докс в Мф.17:5: светлое облако. Мрак и ветер должны были бы по-

служить мрачным предзнаменованием для египтян (Исх.10:13,21;

Пс.76:16-21; 113:1, откуда почти с полной уверенностью можно пред-

положить о буре и землетрясении при переходе через море.

Ст.21 В 1895 году Генерал-майор Туллоч сделал доклад в Институте ко-

ролевы Виктории о том, что когда пред ним встала задача выжить в

районе Горьких Озер, то он наблюдал, как ветер при отливе угнал

воды озера далеко за горизонт, оставив всё плавающее на дне озера.

И простер Моисей руку свою на море (и ст.14) ср. Вт.5:15. Можно

ли отсюда предположить, что переход через Чермное море произо-

шел в субботу?

Ст.22 Похоже, что Вт.5:15 говорит о переходе через Чермное море в суб-

боту. Иногда можно услышать предположение, что восточный ветер

заморозил воду, и Израильтяне перешли море по льду. Однако в

Ис.51:15 говорится о ревущих волнах.

По суше. Прообраз будущего освобождения: Ис.11:15,16, хотя это

может быть и не буквальным описанием (в Ис.12 много общего с

Исх.15).

Воды же были им стеною. Некоторые принимают эти слова бук-

вально. Конечно, Бог мог сделать и это. Однако из сказанного трудно

прийти к такому заключению (Исх.14:21; 15:10; см. также примеча-

ние к ст.21). Понятие «стены» может быть образным, как в

Пс.113:2,4; Исх.15:5,10 и Неем.9:11.

Ст.24 Воззрел Господь на стан египтян. Описание ужаса при некоем яв-

лении Господнем.

Ст.25 Увязли колеса колесниц (современный перевод), похоже, правильно.

Связал (по переводу 70-ти) и отнял – одно и то же значение еврейско-

го слова.

Ст.27 Утонул и фараон (Исх.15:9; Пс.135:15). Была найдена мумия Ме-

ренфа IV, наследника Рамсеса II, следовательно, этим фараоном не

был Рамсес (см. выше хронологию).

Ст.30 И увидели [сыны] Израилевы египтян мертвыми на берегу моря.

Поэтому ветер из Исх.15:10 был ветром западным (ср. Исх.14:21).

Ст.31 Народ поверил Моисею, рабу Его. Что продолжалось всего три дня!

Исх.15:22,24; Пс.105:12,13.

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: