Депутат израильского парламента устроил массовый забой священных коров израильской религиозной политики

В категориях: Трудные места

Евгений Левин, Иерусалим

Если бы в Израиле существовала номинация "политик месяца", то в ноябре ее, безусловно, заслужил бы депутат Кнессета Хаим Амсалем. Скромный "заднескамеечник" партии ШАС, защищающей интересы религиозного и традиционного восточного еврейства, внезапно решил, что больше не может молчать, и устроил массовый забой священных коров израильской религиозной политики.

Прежде всего, раввин высказался по вопросам гиюра. По его мнению, рассматривая кандидатов на присоединение к народу Израиля, невозможно предъявлять к неевреям, являющимся частью еврейского и израильского коллектива, те же требования, что и к совершенно посторонним людям. Поэтому, считает раввин, служба репатриантов-неевреев в израильской армии является достаточной причиной для облегчения процедуры гиюра, даже если эти люди ведут не слишком религиозный образ жизни. Рабби Амсалем также выступил за облегчение процедуры в тех случаях, когда отец или дед потенциального прозелита – еврей (ортодоксальный иудаизм, как известно, определяет еврейство по матери).

Хотя эти взгляды не соответствуют нынешнему ортодоксальному мейнстриму, ничего принципиально крамольного в них не было. Во-первых, р. Амсалем мог без труда сослаться на известных раввинов прошлого, придерживавшихся аналогичных взглядов, а во-вторых – духовные лидеры партии ШАС придерживаются в вопросах гиюра более гибких взглядов, чем ультраортодоксы-ашкеназы. Однако р. Амсалем этим не ограничился, заявив, что нынешняя ситуация, когда десятки тысяч мужчин не работают, получая от государства пособие за "изучение Торы", является недопустимой и противоречит еврейской традиции. По словам раввина, на протяжении еврейской истории религиозные евреи никогда не были бездельниками и иждивенцами, кормились, за исключением наиболее одаренных учеников, трудом своих рук, и это не мешало изучать Тору. Чтобы понять всю "контрреволюционность" этих слов, достаточно напомнить, что всего несколько недель назад партия ШАС выбила из Минфина дополнительные пособия для мужчин, посвятивших свою жизнь изучению Торы.

Не ограничиваясь общей критикой, р. Амсалем обрушился и на руководство собственной партии: по его мнению, ШАС хочет, чтобы религиозные сефарды, многие из которых принадлежат к беднейшей части населения, и дальше оставались нищими. Рациональное зерно в этих обвинениях есть: школы партии ШАС уделяют достаточно мало внимания преподаванию светских предметов. Соответственно, их выпускники не имеют возможности получить высшее образование и найти впоследствии более высокооплачиваемую работу.

Реакция партийного руководства не заставила себя долго ждать. После того, как р. Амсалем отказался замолчать или хотя бы сдать депутатский мандат (в Израиле, как и в России, выборы проходят по партийным спискам), против него началась форменная травля. Духовный лидер партии р. Овадия Йосеф призвал паству к бойкоту "раввина-отщепенца". В передовице партийной газеты "Йом ле-Йом" ("День за днем") р. Амсалембыл назван "пятой колонной", реформистом (в ортодоксальной прессе это примерно такое же ругательство, как фашист или троцкист в советской) - и даже Амалеком. Дошло до того, что бывшие однопартийцы объявили раввина виновником… нынешней израильской засухи! Однако исключенный из партии депутат держится бодро, не унывает и грозится выйти на следующие выборы во главе собственного партийного списка.

Каковы электоральные шансы этой партии, если таковая возникнет? Вероятно, весьма незначительные. Израильские СМИ, осуществляющие пиар р. Амсалему, вряд ли смогут обеспечить ему избирателей: их читатели и слушатели, в подавляющем большинстве, не станут голосовать ни за какую религиозную партию, хоть традиционную, хоть "с человеческим лицом". Лозунги р. Амсалема могут показаться привлекательными ультраортодоксам, стремящимся к большей интеграции в израильское общество. Такие люди в ультраортодоксальном секторе есть, однако их весьма немного. В 40-80 годы их интересы представляла партия "Поалей Агудат Исраэль",чьи представители даже занимали министерские посты в правительстве. Однако в начале девяностых эта партия сошла с политической сцены, и все попытки ее воскресить ни к чему не привели. Видимо, нынешняя ситуация большинство ультраортодоксов более или менее устраивает.

Так что к серьезной перекройке политической карты бунт р. Амсалема в любом случае не приведет. Поэтому его выступление имеет, скорее, символическое значение: налицо очередное свидетельство того, что "неладно что-то в Датском королевстве" - в современной израильской ортодоксии.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=81142

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: