Есть ли будущее у религии в Европе?

В категориях: Трудные места


 

Московское религиоведческое общество представило сборник "футурологических" научных работ

Борис Колымагин

Презентация новой книги Московского религиоведческого общества (МРО) "Будущее религии в Европе" (под редакцией И.Х. Максутова и О.К. Горевой. – СПб.: Алетейя, 2010), в которой собраны материалы VIII конференции МРО с одноименным названием, прошедшей на философском факультете МГУ в мае 2009 года, состоялась 17 декабря в московском книжном клубе "Liberty.ru / Свободный мир".

Во вступительном слове председатель МРО Ивар Максутов отметил, что тема футурологии для религиоведения не новая и сегодня она достаточно актуальна. Неслучайно конференция собрала многих российских и западных религиоведов и стала местом плодотворных дискуссий. Религиозная жизнь в европейских странах многообразна, и она не характеризуется господством одного, политкорректного мировоззрения. У человека есть большой выбор религиозных, культурных и культурно-религиозных традиций. Но, с другой стороны, встает вопрос о том, во что сложится в будущем эта мозаика мультикультурности и полирелигиозности. Интересно также изучать безрелигиозность европейцев и соотносить ее с безрелигиозностью россиян.

По мнению г-на Максутова, одного из составителей книги, Россия входит в Европу. Поэтому в сборник включены материалы, затрагивающие российскую специфику. Например, в книгу вошли статьи Романа Коробко (Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН) "Оценка численности прихожан православных церквей Тюмени"; Анны Соколовой (Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН) "Не нами заведено, не нами кончится: религиозность сельских жителей современной России"; Елены Левкиевской (Институт славяноведения РАН) "Механизмы неформальной коммуникации в современном православном дискурсе России" и другие.

Большинство статей сборника касаются христианства и ислама. Составители объясняют это тем, что в обозримом будущем роль религии в Европе все более и более будет определяться нарастающим напряжением между христианством, секуляризмом и исламом, подпитываемым постоянным притоком населения из мусульманских стран. К сожалению, чисто "исламский блок" книги, несмотря на обилие соответствующих докладов на конференции, оказался достаточно скромным. Можно назвать только работыДениса Брилева (Донецк, Украина) "Активизация деятельности международных суфийских организаций" и Эльвиры Хисматуллиной (Казанский госуниверситет) "Религиозная толерантность, веротерпимость и воспитание в условиях поликонфессиональной семьи". Ивар Максутов объяснил это обстоятельство тем, что авторы не прислали свои материалы.

Также выступающий отметил, что в отношении некоторых работ у него были сомнения вправомерности их включения именно в этот сборник. В частности, это касается статьи о визуальной антропологии Хейко Грюнведеля (Университет Эрлангена, Германия). Но, поскольку это направление в религиоведении представляется важным, составитель включил статью в сборник.

Всего в сборнике представлена 21 статья, причем 5 из них даны на английском языке без перевода. Составитель высказал мысль, что это нормально, ведь большинство религиоведов владеют международным языком общения.

Один из авторов сборника, профессор Свято-Филаретовского института Александр Копировский, посетовал на то, что в книге отсутствует вступительная статья. В то же время он отметил, что здесь дана объемная картина религии в Европе, и книга будет полезна студентам-гуманитариям.

Светлана Воронина (МГУ), автор статьи "Идея "политического православия" и ее развитие на территории Украины", подчеркнула, что сборник снабжен необходимым научным аппаратом (список литературы к каждой статье, аннотации на английском языке), одни статьи дополняют другие. В то же время остается ощущение некоторой фрагментарности. "Это больше чем просто сборник, но меньше, чем книга", - сказала она.

Отвечая на вопрос генерального директора Фонда христианского просвещения и милосердия Сергея Матвеева о формате политического православия в Украине, г-жа Воронина сказала, что этот феномен относится, прежде всего, к элите и мало затрагивает широкие массы.

Борис Колымагин, выступая на презентации, приветствовал выход книги, но отметил, что в ней отсутствует чрезвычайно актуальная тема "Религия и культура". 30 ноября 2010 года в России был принят скандальный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", N 327-ФЗ. Нет сомнения, что лоббирование интересов РПЦ МП в сфере культуры будет предприниматься и в дальнейшем. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что вслед за памятниками архитектуры дело дойдет и до музейных собраний, отметил Борис Колымагин. В этой связи чрезвычайно важен опыт западных стран в деле сохранения памятников. Этой теме желательно посвятить отдельную книгу.

В заключение вечера Ивар Максутов сообщил, что петербургское издательство "Алетейя" готовит еще несколько изданий МРО. В частности, сборник по итогам весенней конференции 2010 года "Религия и СМИ".

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=81602

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: