КОНТРРЕФОРМАТОР АЛЕКСАНДР III: ЗА ЕДИНЕНИЕ САМОДЕРЖАВНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В категориях: Трудные места

Бачинин В.А., доктор социологических наук

 

Будущий император получил гуманитарное и военное образование. Среди его учителей были К. П. Победоносцев, историк С. М. Соловьев. После преждевременной кончины в 1865 г. старшего брата, наследника престола, цесаревича Николая Александровича наследником стал Александр Александрович. В 1866 г. состоялось его бракосочетание с Софиею-Фредерикою-Дагмарою, дочерью датского короля Христиана IX и королевы Луизы. У них родилось пятеро детей. Вступление на царский престол последовало 2 марта 1881 г. после трагической гибели его отца, императора Александра II.

В царствование Александра III основные направления государственно-церковных отношений определялись в основном обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым. Он стал автором крайне консервативного <Высочайшего манифеста> от 29 апреля 1881 г., в котором провозглашался новый, антиреформаторский курс самодержавной власти. Под его влиянием новый царь занял жесткую, антидемократическую, контрреформаторскую позицию. В одном из писем к Александру III Победоносцев утверждал, что лучше уж революция, русская и безобразная смута, нежели конституция. Первую еще можно побороть и водворить порядок. Конституция же есть яд для всего организма, разъедающий его постоянною ложью, которой русская душа не принимает.

На протяжении всей жизни император оставался под влиянием своего бывшего педагога, прислушивался к его мнениям, следовал его советам. Именно поэтому даже конституционная монархия представлялась ему неприемлемой для России. Он считал, что только единение православной Церкви и государства может быть спасительным для России, поскольку оно позволяет государству сохранять за собой не только политическую силу, но и духовный авторитет. Если государство в состоянии выполнять функцию духовного водительства, то это будет способствовать оздоровлению общественной жизни, утверждению начал законности, повышению доверия к монарху и правительству.

Контрреформаторская стратегия, принятая правительством при Александре III, была направлена на пересмотр либерального законодательства, ужесточение цензуры на печатные издания, упразднение университетской автономии и т. д.

Был взят курс на неуклонное возрастание роли православной Церкви. Возобновились соборы епископов, не проводившиеся уже около двухсот лет, активизировалась миссионерская деятельность православных священников, прошло празднование 900-летие Крещения Руси (1888 г.). На протяжении полутора десятилетий, начиная с 1881 г., по всей России ежегодно открывалось по 250 новых православных храмов. Строились церковные школы для народа. За время царствования Александра III их количество в России возросло во много раз.

Вместе с тем, конфессиональная политика Александра III не была последовательной. При нем усилилась роль бюрократии. Св. Синод не допускал никаких форм самостоятельности Церкви, видя в ее автономии аналог светского парламентаризма. Его патерналистские устремления касательно православной Церкви сопровождались крайне жестким отношением к любым проявлениям религиозного свободомыслия и самостоятельной религиозно-гражданской активности. Притеснялись старообрядцы, а также неправославные христиане - духоборы, молокане, евангельские христиане и др.

 

 

Христианская мысль

http://www.christianidea.org/

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: