Крещение и причастие могут совершать и не рукоположенные служители

В категориях: Общество, Церковь и власть


Павел Бегичев

Продолжая нелегкое дело по разрушению мифов, надо бы разрушить еще одно современное баптистское установление.

В свое время немало повидал я «народных богословов», пытающихся на манер этаких духовных геологов найти полезные ископаемые «скрытого смысла Писания». Да не просто найти, а тут же ископать их к вящей радости почтеннейшей церковной публики.

Одной из подобных ископаемых мыслей была совершенно дикая идея о «новозаветном священстве». Этой мысли мы лишь слегка коснулись, разрушая
миф о рукоположении Тимофея «непресвитерами», тогда же и пообещали вернуться к ней. Что и исполняем в точности…

Помню, в далеком 1992 году в мой родной город приехала миссия, основавшая новую поместную церковь. Мы, как настоящие советско-российские подозрительные баптисты, часто сомневались в принадлежности этих миссионеров к числу спасенных и истинных христиан. Еще бы — у них на служении можно было аплодировать (хотя они не были пятидесятниками или харизматами, на языках не говорили, и это, отчасти, утешало), их сестры робко пользовались косметикой, а музыка на их служениях отставала от моды не на 50 лет, как у нас, а примерно на 20 (и от этого, почему-то казалась жутко современной). Но самое главное — у них пастор, будучи еще не рукоположенным, а только избранным на это служение, совершал хлебопреломление (причастие, евхаристию, вечерю Господню — мы все называли это действо по-разному).

Вот этого мы им простить не могли. Этот факт ставил их, чуть ли, не в один ряд с еретиками. И понадобилось немало времени, чтобы страсти улеглись (а улеглись они после рукоположения пастора).

Уже потом я все чаще и чаще стал слышать о том, что в баптистских церквах существует загадочное «новозаветное священство» с исключительным правом на совершение «таинств». Я услышал жутковатые рассказы о том, как братья во времена гонений в сталинских лагерях годами не участвовали в евхаристии, потому что не было среди них рукоположенного брата.

И с тех пор задумался я, а где в Библии написано, что крестить и совершать хлебопреломление может только рукоположенный служитель?

Подобного текста я не нашел нигде. И вскоре вынужден был серьезно пересмотреть свои баптистские взгляды по этому вопросу.

Итак, молчание Писания стало первым моим аргументом. Библия нигде не говорит, о том, что только рукоположенный служитель может крестить и преломлять хлеб.

Более того, похоже, что апостола Павла крестил нерукоположенный ученик по имени Анания (если бы он был пресвитером церкви, Лука непременно об этом упомянул бы, он почти никогда не упускал случая поведать читателям о церковной должности тех или иных действующих лиц).

Я знал тогда железный принцип: если Библия хранит молчание по какому-либо вопросу, то и мы должны хранить молчание и давать в этом вопросе свободу, говоря лишь о мнениях, здравом смысле или иных резонах, но, не ссылаясь на ЗАПОВЕДЬ БОЖЬЮ…

Я понимал, что с точки зрения здравого смысла и порядка было бы логично, чтобы за крещение и преломление хлеба отвечали люди, поставленные Богом и избранные христианами на служение руководства церковью.

Но это не заповедь Божья. Это хороший совет, но не догма.

Второй аргумент исторический. Читая историю ЕХБ, я видел, что первые русские баптисты крестили друг друга, не дожидаясь рукоположения. Ефим Цымбал, крещенный Угнером, не будучи рукоположен, крестит новообращенных. На одном из первых съездов русских баптистов был зачитан лозунг: «Каждый крещеный — креститель». Видно, что, мягко говоря, не всегда баптисты принимали крещение от рукоположенных служителей.

Чтобы крестить, достаточно быть крещенным по вере — таково было первобаптистское кредо.

Да и позже раздавать хлебопреломление поручали даже и не рукоположенным братьям (я лично совершал его по поручению пресвитера, еще до своего рукоположения, хотя некоторые бдительные сестры и отказывались от моих услуг).

Но третьим моим аргументом для разрушения этого мифа (прежде всего, в моей голове) стало ясное учение Писания:

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус… (1Тим.2:5)

Ожидая рукоположенного служителя для совершения крещения или причастия, и не исполняя явных заповедей Господних, мы рискуем впасть в грех идолопоклонства. Получается, что для исполнения этих заповедей нужен специальный посредник между нами (простыми смертными) и Богом.

Помню, как однажды в добром христианском общении, мы рассуждали о Христе и Его жертве. И так нам было хорошо, что разве только не стекал елей на бороду Ааронову (за неимением бород и Ааронов). И вот в таком блаженном состоянии кто-то предложил: а давайте совершим хлебопреломление! Я внутренне запаниковал, но вспомнил текст о посреднике и устыдился…

— Что же, Господь! Почему бы не вспомнить о страданиях Твоих? Почему бы не причаститься Телу и Крови Твоей? Неужели рискну я удержаться от участия в Твоих Дарах только потому что среди нас нет рукоположенного? Да не будет этого!

А ведь бывает, что люди годами не исполняют заповедь Господа, ожидая «посредника».

Мне представляется, что подобная практика оскорбляет Бога. Не мы творим Таинство, но Бог. Мы совершаем обряды, как знак Таинства, но все творит Бог.

Хотя у каждого члена Церкви есть свое уникальное дарование, все же наш статус перед Богом абсолютно одинаков, и нет нужды ждать рукоположенного служителя, чтобы совершить, к примеру, преломление хлеба.

Мы — евангельские верующие исповедовали и исповедуем принцип всеобщего священства верующих! (1Пет.2:5; Откр.1:6; 5:10; 20:6)Так почему мы так непоследовательны в своем исповедании?

Разве можем мы допустить, чтобы во времена Нового Завета, допустить существование в Церкви специальных людей, наделенных особым статусом перед Богом — священников, по образцу Ветхого Завета?

Да и по какому же чину будет такое «новозаветное священство»? В Библии есть два чина священства: чин Аарона и чин Мелхиседека

Быть священником по чину Аарона? Так чин Аарона упразднен Христом. Быть священником по чину Мелхиседека? Так только Христос имеет на это право. (Об этом см. 7 главу послания к евреям).

Остается только одно новозаветное священство — всеобщее священство верующих во Христа, рожденных свыше чад Божиих.

Пастор — это не особый священнический статус, это особая функция — учить и пасти Божью паству.

Да, у нас различные функции в домостроительстве Господнем, но одинаковый статус перед Богом. А участие в крещении или причастии требует не особых функций, а именно статуса — статуса детей Божьих.

Поэтому вывод: если позарез нужно креститься или принять участие в вечере Господней, а рядом нет рукоположенного, то и не надо: в крещении важен символ погребения и воскресения (погружение и восстание из воды), и тут нужен любой верующий, крещенный, который станет символом отождествления вас с Церковью; в хлебопреломлении важно общение и рассуждение о Теле и Крови, тут тоже можно обойтись просто искренне верующими христианами.

Ну, конечно, если есть рядом рукоположенный служитель, то будет логично позвать его для этих Таинств. Он ведь, в конце концов тоже христианин… Поди, не хуже вас! :)))

 
 

http://www.protestant.ru/news/analitiks/?id=4991

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: