ОБЛАКО СВИДЕТЕЛЕЙ…

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме

В.Я. Канатуш 

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса...

Евр. 12:1-2

 

Наступил момент, когда Апостол вынужден прервать перечень героев веры из-за их множества, названных здесь «облаком свидетелей». К сожалению, возможности у него ограничены. Зато он в кратких, но убедительных выражениях дает свидетельство о великих подвигах героев, тех, «которые верой побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими...» (Евр. 11:33-35).

В этих кратких словах выражена вся история и жизнь подвижников Божиих, у которых были не только великие деяния, но и великие страдания. Апостол далее пишет: «...иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления...» (Евр. 11:35-37).

Хотелось бы подробнее проследить подвижнический путь каждого из неназванных героев веры, о которых Павел говорит в обобщающей форме, таких, например, как Илья, Елисей, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и др. Это пророки. Они были глашатаями Бога на все времена, верой в Его силу и Духом Святым совершили героические подвиги. Но они были и сынами креста, уподобляясь Агнцу Божию Иисусу Христу. Жизнь многих из них была сплошной жертвой.

В духовной литературе есть одно ценное и верное высказывание о сынах креста, которое заслуживает того, чтобы привести его здесь. Автор пишет: «...Дух Агнца мы видим и у героев веры в 11 главе Послания к Евреям. Между героями в этой замечательной таблице занявших высшее место мы находим таких, которые умерли, не получив освобождения для того, чтобы достигнуть высшего воскресения. Побеждать царства, творить правду, получать обетования, заграждать уста львов, угашать силу огня, избегать острия меча, в борьбе делаться сильным — это велико. Но быть замученным, убитым, не получить освобождения — это Голгофа. Избрать добровольно страдать, даже смерть ради душ, которые нужно спасти, вместо самопомощи — это выше, чем вера, побеждающая и превозмогающая. Если мы не ошибаемся, то
это высший и идеальный путь для всех, кто в настоящее время стремится достичь вышнего звания во Христе Иисусе» (Дж. Пенн-Луис, «Тайна жизни воскресения»).

Путь креста — удел избранных. Боговдохновенный автор Библии, яркими штрихами обрисовывая образы мужей и жен Ветхого Завета, ставит каждого из нас перед выбором одного из двух путей. Один путь ведет к уподоблению Агнцу Божию, небесной красоте и славе (2Тим. 2:12; Рим. 8:17); другой — к самоохране нашего «я», к сбережению своей души, но к потере славы в небесах (Лук. 17:33). Какой из них мы изберем?

Вышеприведенная цитата перекликается с другой, подобной ей, высказанной популярным журналистским языком одним из светских писателей. Вот что он пишет о подвижниках христианства:

«Рядом с другими религиями христианство выполняет роль ударного батальона, роль штрафной роты, кинутой на самый опасный и горячий участок фронта. Где-то, может быть, имеется артиллерия, авиация, но врукопашную, в пекло брошен именно этот батальон смертников, сжегший за собой мосты и ведущий сражение вплотную с блиндажами противника. Отсюда и решительность натиска, готовность идти до конца, и трудность подвига, и узость, нетерпимость учения (сравнительно хотя бы с индусами), то есть собранность и устремленность сил в одном ударе.

Посмотрите на его, христианства, героев. Мудрецов здесь не так много, а все больше подвижники, снискавшие славу стойкостью и смертью. Жития святых — перечень пыток, вынесенных воинством, последовавшим примеру казненного Бога. Это солдаты, показывающие миру свои рубцы и раны как знаки доблести.

А из кого набрано войско? Да изо всех наций, из любого сброда, даже из преступников, поставивших на себе крест. Каждый может быть зачислен. Каждый, самый последний, неученый, грешный — лишь бы был готов броситься в огонь. И в схватке — каждый, в единоборстве — каждый. Религия величайшей надежды, родившейся из отчаяния, религия воскресения плоти посреди смрада и тления. Нигде, как в христианстве, нет такого близкого прикосновения к смерти. Страх смерти в нем не изжит, а развит до силы, способной пробить брешь в гробнице и выскочить по другую сторону. Не созерцание вечности, а ее стяжание в битве, в бою, с одним оружием — готовностью умереть» (Андрей Синявский, «Мысли врасплох»).

Эти оригинальные мысли можно одинаково отнести ко всем борцам, всем святым всех веков. Действительно, свидетели веры Божией — это подвижники, «солдаты», борцы, «ударный батальон», воины Христа, сражающиеся смертью храбрых на передовых позициях вселенской битвы со злом. Новый Завет так и представляет служителей Божиих, как воинов Иисуса Христа (2Тим. 2:3-5), у которых «брань» с диаволом и его легионами (Еф. 6:12). Святые Божии — это авангард вселенской Церкви, помазанный Богом на борьбу.

«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, — говорит Господь пророку Иеремии, — Я познал тебя.., освятил.., поставил...» (Иер. 1:5,10).

Бог избирает Себе служителей еще до появления их на свет. Как и где — это тайна Божия. Задолго до выхода на свое поприще они помазаны Богом «искоренять и разорять, губить и разрушать» зло, «созидать и насаждать» добро. В этом сокровенном их избрании и помазании — тайна их успеха и плодоносной жизни, тайна их победоносной веры.

Сделав обзор героев веры в соответствии с 11-й главой Послания к Евреям, мы увидели, что в центре библейской истории от самого начала стоит Бог и Сын Божий Иисус Христос. Это главная мысль, на которой хочется заострить наше внимание. Христос Спаситель сияет нам в каждом из библейских святых, и надо быть духовно слепым, чтобы этого не заметить. Но заметить и постичь это мы можем только верой Божией, которую Писание показывает в действии со всех сторон.

Ап. Павел пишет евреям, что Бог «многократно и многообразно говорил издревле в пророках», а в последнее время — через Самого Сына Божия, «которого поставил наследником всего» (Евр. 1:1-3). Бог издревле готовил еврейский народ к пониманию и принятию Сына Божия как Агнца, идущего путем креста, Его Евангелия Благодати и всего того, что связано с Его личностью и учением. Все, что Иисус говорил о вере, о спасении по Благодати, что писали об этом Апостолы в своих Посланиях к новозаветной Церкви, Дух Святой особым образом отобразил в словах, делах, поступках и действиях подвижников Ветхого Завета. Но это еще не все. Фактически на образах ветхозаветных святых символически, прообразно показана вся сущность Евангелия Христова, весь земной путь Сына Божия, Его учение и Его славные дела. Величие и слава тайны Благодати Иисуса Христа (Еф. 1:19), «великой тайны благочестия» (1Тим. 3:16), Сам бесценный образ нашего Спасителя, Его рождение, служение, крестный путь и Голгофа, искупительная смерть, воскресение и вознесение — все становится настолько очевидным в образах героев веры, что не остается никакого сомнения в том, что один и тот же Дух формировал оба Завета. Ветхий Завет является прелюдией к Новому, или, как выразился Павел, «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24).

Как видим, благовестие Евангелия Христова началось задолго до прихода Иисуса Христа на землю, до Его воплощения и осуществления великой тайны благочестия. Уже тогда, в Ветхом Завете, в героях веры говорил и действовал «сущий в них дух Христов» (1Пет. 1:10-12). И нужно только иметь открытые глаза, способные воспринять это откровение (Еф. 1:17-18). А когда пришла полнота времени и наступил Новый Завет, Христос углубил понимание тайны Божией, «сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым Его» (Кол. 1:26). Он засвидетельствовал о ведущей роли веры в жизни героев веры; также подтвердил их пророческое прозрение и с преизбытком исполнил все чаяния ветхозаветного народа.

Святые Ветхого Завета — это первопроходцы веры. Из глубокой дали они верой предвосхитили многие сокровенные тайны Божии и образно, символически отобразили их в своей жизни. Вера их глубоко прозревала вперед и видела тайну будущего мироздания. И потому их смело можно назвать, как и Иоанна Крестителя, «светильниками горящими и светящими» (Ин. 5:35), просвещавшими тьму веков.

В 12 главе Апостол называет их «облаком свидетелей». Свидетелем может быть только тот, кто нечто пережил или видел собственными глазами и может дать неоценимое свидетельство об этом. Все мужи и жены Ветхого Завета, названные и неназванные в 11 главе, пережили в своей жизни многое и потому являются свидетелями. И самое важное, что они пережили, это близость к Богу, общение с Богом и хождение верой пред лицом Его. Каждый из них отдал всего себя на алтарь Господу, жил и боролся верой и увенчал жизнь подвигом мученика или героя.

Верить, конечно, легко. И многие согласились бы идти путем веры, если бы этот путь не сопровождался страданием, даже обилием страданий. Люди, как правило, страшатся страданий, стараются их избежать. Но иного пути нет, чтобы испытать человека, научить его святости и правде Божией. Герои веры не страшились страданий и потому стали великими. Сегодня они дружно свидетельствуют нам со страниц Священного Писания: Бог достоин того, чтобы не только верить в Него, доверять Ему, страдать за Него, но и полагать за Него жизнь (Фил. 1:29; Рим. 8:18).

Герои веры оказались свидетелями чудесной силы Божией и могущества Его десницы, Его любви и милосердия, Его великого долготерпения. Они свидетельствуют нам о том, что наше благо заключается в общении с Богом Небесным, что наша слава и вечное блаженство состоят в соединении с Ним в жизни или в смерти.

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: