Почему трусливые люди не могут понять Евангелия.

В категориях: Наставь и научи

Притча о Сеятеле — про то, как мы слушаем Слово Божие, как мы слушаем Евангелие; очень многие наши современники не могут переносить даже слабого психологического дискомфорта и бегут из истинной Церкви, стоит подуть слабому ветерку — семя подает на камень; нужно стараться понимать всех людей, потому что, понимая другого, ты понимаешь себя; наблюдая за чужими грехами, проще узнавать свои собственные; нужно заниматься прополкой терний, которые мешают слушать Слово Божие заранее, пока еще ничего не случилось; всегда надо задавать себе вопрос: а зачем мне это нужно? — если на него нет четкого ответа, то делать это не нужно; наша способность к выслушиванию Слова Божиего — будем ли поддаваться панике, будем ли мы увлекаться от уныния всякими терниями и так далее — зависит от множества важных мелочей.

Епископ Григорий

 

Сегодня мы слышали хорошо известную, наверное, нам притчу о Сеятеле. Это одна из наиболее памятных всем евангельских притч, потому что она про то, как мы слушаем Слово Божие, как мы слушаем Евангелие, как мы вообще слушаем все, что можем услышать полезное для нашего спасения. Для этого существует только несколько способов слушать.

Первый способ слушать – это когда падает семя туда, где его сразу же склевывают птицы, то есть до нас ничего не доходит изначально. Второй способ слушать Слово Божие – это когда оно падает и начинает расти, прорастать, но в тернии, потому что столько всего интересного в нашей жизни помимо слова Божия: например, телевизор у старшего поколения, интернет — у младшего и среднего.

Конечно, иногда и там тоже можно наткнуться на Слово Божие, по крайней мере — в интернете, но почему-то больше мы там натыкаемся на что-то другое, может быть, и не прямо греховное, но, по крайней мере, достаточное, чтобы заинтересовать нас больше, чем Слово Божие. И потом получается, что то "другое", которое может быть и не прямо греховное – вот в этом и коварство, что не обязательно прямо греховное, а чаще что-то нейтральное, – растет бурным пышным цветом и совершенно забивает Слово Божие, которое постепенно чахнет. Вроде бы мы и услышали Слово Божие, а ничего дальше не унесли. Это именно потому, что мы имеем много всяких других интересов. И вот об этом мне приходилось очень много говорить тут по разным поводам, так что я сейчас остановлюсь не на этом.

Но вот есть и другой способ слушать Слово Божие, когда оно падает на камень. Дальше дует какой-нибудь ветер и сдувает. Семя укорениться не может, хотя оно лежало бы там еще, ничего бы не делалось ему, авось когда-нибудь бы и проросло, но ветер дует раньше, и оно улетает.

Господь говорит, что так и бывает с людьми, которые вроде бы и принимают Слово Божие, вроде бы и не отвлекаются на что-то постороннее, то есть плевел там тоже никаких особых нет, но когда начинается какое-нибудь гонение, то тогда они разбегаются.

Действительно, оказывается, очень многие наши современники не могут переносить даже слабого психологического дискомфорта. Им не нужно для того, чтобы отпасть, чтобы их пытали, например. Им даже не нужно, чтобы им чем-то угрожали.

Просто бывает, создается большой шум, какой-то дискомфорт, какая-то социальная стигматизация , когда на человека падает какое-то подозрение, что он "не такой". Этого бывает достаточно, чтобы от истинной Церкви отвернуться. Но самое смешное, хотя, конечно, смысл в этом трагикомический,что достаточно бывает даже того, что человек подумает, в воображение своем представит ситуацию, что на него будут показывать пальцем, что он в какую-то не ту церковь ходит, и что вдруг узнают, что я "такой".

А что тогда будет? Тебя схватят, тебя арестуют, тебя будут пытать? Не будут. Тебя будут бить? Вроде тоже пока не будут. Тебе будут угрожать, чтобы ты отрекся? Конечно, всякие бывают ситуации, бывает, что и все это будет, но очень часто ничего этого не будет, и сам человек понимает, что ничего этого не будет. Но настолько сильный психологический дискомфорт "быть не таким как все", быть таким, что о тебе кто-то что-то может подумать и спросить, что этого бывает достаточно, причем, может быть, даже для большинства людей, чтобы уже на это не решиться – не решиться на принятие Слова Божия.

И Слово Божие эти люди принимают только в тех пределах, в каких это надо делать, будучи таким как все. Все у нас сейчас православные, поэтому такие люди тоже обычно православные. Хотя двадцать лет назад такие люди были еще не православными, зачастую даже были какими-нибудь там коммунистами. Но сейчас вот они все православные.

Конечно, даже если они на словах могут что-то сказать правильное о православии, — хотя это редко, кстати: обычно не могут, — но даже если могут, то никакого там православия нет. И стоит только подуть слабому ветерку, создаться небольшому психологическому дискомфорту оттого, что попал не в ту социальную группу,то эти люди куда-то уже метнутся и убегут. Конечно, между членами истинной Церкви пропорция совершенно другая. Такие люди в среде истинной Церкви являются, скорее, исключениями. Но удивительно то, что они вообще есть, что этих исключений не так мало.

Даже если говорить об учениках Христовых, то мы видим, как они впадали в панику. Были несколько, которые не впадали и все время оставались верными, но другие впадали. Правда, потом они все равно возвращались, и слава Богу. Но то же самое и относительно нас может быть. И вот только у тех, кто преодолевает эти соблазны, действительно, оказывается сердце плодородной почвой, в которой Слово Божие может взойти и дать плод.

И вот нам нужно никого не осуждать, но поведение тех, кого мы видим, нужно анализировать для того, чтобы всех, по возможности, понимать. Но для чего нужно понимать всех? Вообще, для чего нужно понимать кого-то другого? Другого надо понимать по разным причинам, в зависимости от того, какие у вас с ним отношения. Но есть один момент, который важен всегда, независимо от отношений: понимая другого, ты понимаешь себя.

Потому что у каких-то других людей какое-то греховное поведение может очень резко и ярко проявляться, ты даже можешь его пронаблюдать. Вообще, за собой наблюдать трудно, а за другими легко, особенно если речь идет о чем-то плохом. Может быть, достоинства чужие видеть тоже не так просто, как свои, но грехи всегда проще видеть чужие.

И вот, видя на таком хорошем учебном пособии, как наш ближний, всевозможные грехи, надо понимать, что во мне это если и не проявляется так ярко — хотя еще надо посмотреть: может быть, еще более ярко проявляется, — но если, предположим, и по мнению других людей, во мне это так ярко не проявляется, но во мне это есть, во мне это может проявиться.

Потому что вряд ли есть грех, который в той или иной степени в нас не сидит, и мы к нему совсем уж не склонны. Обычно мы склонны вообще ко всем грехам, которые только могут быть, но склонны в разной степени, и, причем, мы не знаем заранее, в какой именно. Поэтому надо понимать, какие бывают дурные реакции на разные неожиданные ситуации, и понимать, что от себя самого можно всего этого ожидать.

А чтобы этого не было, надо именно это ожидать и принимать какие-то меры. Например, понимать, что ты можешь впасть в панику, и тебя как ветром сдует, как в случае этих семян; что ты можешь отвлечься на какие-то тернии, и тогда ветром не сдует, но никакого толка не будет все равно. Надо понимать, что все это тебе свойственно.

И тогда надо заниматься прополкой терний заранее, пока еще ничего не случилось. То есть меньше заниматься тем, что мне не очень надо, и чем-то прямо греховным. Например, свое сидение в интернете или в телевизоре контролировать, потому что так ли уж необходимо послужить человечеству смотрением сериалов, чтобы поболеть за всех тамошних героев? Может быть, мир не изменится к худшему, никакой катастрофы не будет, если этих героев предоставить самим себе и их несчастным телезрителям?

То же самое касается новостей, потому что, чем меньше человек реально чем-то занимается, тем больше он понимает в политике. Правда, еще и в футболе, конечно, тоже, да и вообще в спорте. Это такие вещи, в которых все понимают. Третья вещь – это религия, там тоже всегда все всё понимают.

Вообще, надо стараться поменьше быть болельщиком. Конечно, какой-то минимум информации о том, где мы и с кем живем, нам нужен, поэтому какие-то новости можно посмотреть или даже почитать в интернете. Но вообще всегда надо задавать себе вопрос: а зачем мне это нужно? На него должен быть достаточно ясный ответ, если этого ответа нет, то, скорее всего, мне не нужно. Поэтому нужно пойти спать или делать какую-то работу, которую нужно делать, но не хочется.

Тогда я дам еще один совет: если все-таки нужно пойти делать работу, которую не хочется, и которую прямо сейчас можно все-таки не делать, то надо вспомнить о другой, которая есть и наверняка не одна, и которую делать тоже не хочется, но не настолько, насколько эту. И сделать хотя бы ее. Тогда потихоньку можно сделать и первую работу следом за этой. Но стараться надо всегда что-то делать, а не сидеть просто тупо и не делать ничего. Это важно.

От этого очень зависит наша способность к выслушиванию Слова Божиего, и будет ли оно прорастать в нас, будем ли поддаваться панике, будем ли мы увлекаться от уныния всякими терниями и так далее. От таких мелочей вся наша жизнь и зависит. Поэтому будем внимательны к этим мелочам, и тогда сегодняшняя притча о Сеятеле действительно будет указанием для нас, как нам жить.

Аминь.

 

http://www.portal-credo.ru/authors/riskzone/index.php?status=txt&id=591

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: