Третье Послание младшего партнера

В категориях: Социология, культурология, история

Зайченко А.С.

Президент России Дмитрий Медведев в полдень в Георгиевском зале Кремля обратился с Посланием к Федеральному собранию. Это было 17-е по счету Послание за всю историю их оглашения и третье Послание Президента Медведева. Так как Послания являются главным программным документом российской власти, то предложения, высказанные в нем президентами, сразу же становятся законами . В них излагаются позиции Президента по основным направлениям внутренней и внешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, а также содержится информация о важных планах и намерениях Президента.

Очевидно, Президент стремился придать новизну поднимаемых вопросов, отойти от уже сложившегося круга российских проблем, которые кочуют из одного послания в другое. На этом фоне проблема поддержки детей и детства как общенациональная задача высшей российской политической власти выглядят свежо и выигрышно.

За относительно непродолжительный период своего президентства Медведев определенно стал выразителем новых идей, новых тенденций и новых лозунгов. В обществе накопилась определенная усталость от затянувшейся стабилизации нулевых годов, которая в глазах общественности имеет шансы превратиться в период застоя. У широких слоев российского населения складывается впечатление, что российские правящие элиты, в ходе затянувшейся эпохи стабилизации, инициированной Путиным, достигли своих главных экономических и политических целей и не имеют желания идти на перемены, компромиссы и социальные уступки в пользу государства, общества. Более того, как показывает опыт длительной борьбы за перемены в МВД, малоуспешной для государства войны с коррупцией, представители правящей элиты (практически всех центров власти) готовы бороться за сохранение своего статуса-кво, им есть что терять. Поэтому российское общество постепенно приобретает политическую чувствительность к призывам перемен, модернизации, реформирования. Синдром страха перед реформами, приобретенный в бурные 90-е годы, уже прошел. И носителем этого нового на высшем уровне власти становится лично Медведев.

Но в свете предстоящих президентских выборов все это Послание дает ему очень немного.

Прежде всего, при всей эмоциональной выигрышности и социальной значимости, проблема защиты детей никогда не стояла в центре политических дискуссий и тем более не была в центре предвыборной борьбы. Наряду с другими либеральными предложениями, тема поддержки детей и детства имеет своей целью формирование современного и демократического имиджа Президента, но в то же время само Послание носит слабо выраженный предвыборный характер, поскольку в нем не затрагиваются жизненные интересы самых мощных электоральных групп: пенсионеров, бюджетников, молодежи.

В прошлом году вокруг предстоящего Послания Президента была организована публичная дискуссия его основных тезисов, предварительно опубликованных в статье "Россия вперед" . В этом году Медведев вновь вернулся к традиции держать содержание посланий в тайне до оглашения. Поэтому все ожидали сюрпризов, приятных или просто волнующих неожиданностей. Но все оказалось намного прозаичней. В своей обыденности данное Послание даже выглядело просто бледным.

Почти половина озвученных Медведевым вопросов были уже затронуты в прошлогоднем его Послании: чистка МВД, борьба с коррупцией, прирост населения, переоснащение армии. А о судебной реформе, избирательной системе и о новой школе президент говорит уже третий год подряд. Не упомянул он о невыполненных своих поручениях прошлого года. В частности, к заявленной тогда проблеме моногородов, похоже, даже и не приступали. Президент не затронул ни одной крупной проблемы исполнительной власти, с которой он регулярно сталкивался в течение всего срока своего правления. Исходя из этих «правил» жанра составления данного политического документа, уже сегодня можно было бы с определенной долей достоверности спрогнозировать основное содержание следующего Послания Президента РФ в 2011 году. В нем, очевидно, будут представлены темы чистки МВД, борьбы с коррупцией, прироста населения, развития школы, переоснащения армии, избирательной реформы и, конечно, обещания социальных благ основным электорально значимым группам населения: пенсионерам, молодежи, предпринимателям.

И все же эти попытки Медведева вызывают уважение и симпатию. Так сложилось, что в отличие от Путина, на российской политической арене он выступает не как лидер всего консолидированного правящего класса, а лишь как руководитель лишь одной, хотя и самой мощной его группировки – Президентской власти России. С другими центрами власти у него не все складывается гладко. В ходе борьбы с коррупцией обострились отношения с государственной бюрократией, с силовыми ведомствами, особенно МВД, затянувшаяся реформа наложила свой отпечаток на непростые отношения с армией. Именно в период президентства Медведева произошли отставки в корпусе региональной элиты. Далеко не все отправленные в отставку губернаторы пошли на это с чиновничьей готовностью и покорностью. Достаточно вспомнить башкирского Муртазу Рахимова и московского Юрия Лужкова. Медведев понимает, что наладить до выборов отношения с элитами основных центров власти и групп интересов он уже не успеет и поэтому конкурировать здесь с премьером ему не с руки. И хотя непосредственное влияние этих элит на выборы остается незначительным, они вполне в состоянии просто сорвать реализацию любого остросюжетного проекта Президента и этим самым подорвать его авторитет в глазах миллионов избирателей. А это не просто серьезное, а решающее обстоятельство в условиях беспартийной, а вернее однопартийной системы политических выборов. Российский (и не только российский) избиратель уважает победителей. Не случайно так резко вырос рейтинг Медведева после эпопеи по смещению Лужкова. Как ни парадоксально, шансы Медведеву быть избранным может дать одна – две открытые победы над Путиным по актуальным общенациональным проблемам. Но ни Путин, ни элиты основных центров власти и групп интересов такого шанса ему не дадут.

Поэтому Президенту остается делать упор на формирование широкой электоральной базы среди мелких и средних предпринимателей, среди активной образованной молодежи, среднего класса крупных городов. Но без поддержки своей собственной политической партии, которой у него нет (и до выборов уже не будет) это не даст ему никаких электоральных выгод.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что оба участника тандема скорее сотрудничают с позиции неоспоримой силы Путина, чем конкурируют как равные за симпатии основных социальных групп на предстоящих выборах. Сегодня вырисовывается модель, в которой оба участника тандема не соперничают, а взаимно дополняют друг друга. Путин отвечает за сохранение доверия и со стороны основных центров власти от госбюрократии и силовиков – до церкви и профсоюзов, а Медведев формируют благоприятный имидж высшей власти среди широких социальных слоев России и среди зарубежной общественности.

Внутри себя тандем может принять любое решение о том, кто и кем будет в предстоящие 6 лет. И если не наступят форсмажорные обстоятельства, это будет решение не Медведева.

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: