ВЕРА САМСОНА

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


В.Я. Канатуш  

О Самсоне... и других пророках, которые верой... творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,.. укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;.. испытали поругания и побои, а также узы и темницу.

Евр. 11:32-36

 
 

«Изучение Библии ясно показывает, — пишет Освальд Зандерс, — что большинство мужей, делавших историю, были людьми, потерпевшими неудачу в чем-либо, многие из них даже основательно, но они не остались лежать в грязи. Именно их неудача и их раскаяние помогли им познать лучше и глубже милость Господню. Они научились познавать Бога, Который Своим детям, разочаровавшим Его, предоставляет вторую и даже третью возможность исправиться» («Ответственность, руководство, служение»).

Перед нами как раз один из таких мужей, которому Бог дал повторный шанс на исправление. Это Самсон. Некоторые из верующих считают его человеком, в котором плотская природа одерживала верх и наконец приводила его к падению и гибели. Но это неверно. Если бы это было именно так, то мы не встретили бы имя Самсона в числе героев веры. Господь наш милостив и человеколюбив, и Он действительно предоставляет человеку несколько шансов на исправление. А потому с чувством глубокого удовлетворения рассмотрим образ Самсона с точки зрения всепобеждающей Благодати, для которой не существует такого греха, которого бы она не преодолела, и такого падения, из которого бы она не извлекла человека.

С внешней стороны образ Самсона кажется противоречивым. Плотская природа поначалу берет в нем верх, борьба двух сил за его душу доходит в нем до апогея. Но конец хорош — победу одерживает Благодать, всепобеждающая сила которой смогла извлечь его из падения и поставить «на камне ноги» его (Пс. 39:2-4). Благодать в нем стала преизобиловать и воцарилась к жизни вечной (Рим. 6:20-21).

Итак, перед нами немного загадочная, не всеми понятая, могучая личность Самсона, великого своей верой, великого своими подвигами, великого своим падением, но еще более великого своим восстановлением. Новый Завет поместил его имя в числе героев веры наряду с Вараком, Гедеоном, Иеффаем, Давидом и другими мужами, которые прославили Господа одни своими чудесными, исключительными подвигами, другие — достойным перенесением страданий. То, что имя Самсона мы обнаруживаем среди славных имен великих святых, творивших верой дела Божии, свидетельствует о том, как ценен он для Господа. Вместе с пророком хочется воскликнуть: «Дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис. 28:29).

Для тех, кто не просвещен полным светом истины и мыслит поверхностно, Самсон кажется личностью, служащей на соблазн и преткновение. Они видят в нем лишь его падение и плен у филистимлян, где он, лишенный зрения и своих замечательных кос назорея, мелет на жерновах в рабстве и неволе. В глазах таких людей Самсон — представитель грубой силы, человек беспринципный, соблазненный Далидой, дочерью необрезанных, низко пал, скатился вниз, а затем бесславно умер. И отсюда вывод: берегитесь, не будьте такими, как Самсон! На первое место выставляется позорное падение святого человека. Его трагедия заслоняет собой и его личность как мужа веры, и его прекрасную душу, могучий дух, и его неповторимые подвиги, и те уроки, которые Бог нам преподает через него. Клеветник постарался крепко очернить Самсона в глазах людей, чтобы они не смогли увидеть величие той истины, какую Бог посылает людям через него.

Конечно, падение Самсона подробно и беспристрастно изложено в Библии, как и вся его жизнь и его подвиги. Но не менее объективно изображено и его полное восстановление в Господе, чего многие не видят. Также не обращают внимания на финал его жизни, который запечатлел один из выдающихся подвигов человека Божия, где он приносит в жертву собственную жизнь и в последний раз обращает против богохульников и врагов Божиих могучую силу, данную ему Богом.

Для многих Самсон — трудный образ в Писании, трудный потому, что поведение его странно, а жизнь — непрерывное противоборство одного человека с целым станом врагов. Кажется, что у Самсона не было никакой продуманной стратегии, что действия его стихийны, импульсивны, от случая к случаю. Его жизнь полна поразительных событий. Например: он растерзал льва, как козленка, или ослиной челюстью убил тысячу человек. Поймал триста лисиц, связал их хвосты, привязал к ним факелы и пустил на поля и виноградники филистимлян; на своих плечах он унес ворота города прямо с косяками и запорами; его чувство юмора, когда он загадывал загадку филистимлянам на браке; наконец, его связь с Далидой. Самсон существенно отличается от других судей Израилевых и выглядит более человеческим, земным, подобным всем нам, склонным к падениям.

И все же несмотря на все, казалось бы, непродуманные, импульсивные и не всегда благовидные поступки, Библия считает Самсона сыном обетования: он верой творил правду, получал от Бога силу, был крепок на войне, прогонял полки чужих, испытал поругания и побои, узы и темницу. Верой он укрепился от немощи, поднялся из глубины своего падения так, что восторжествовал над лютой ненавистью врагов, победил своего губителя и стал ценнее всего мира. Это характеристика Духа Святого, данная ему с позиций Нового Завета, Завета Благодати.

Мы же только постараемся проследить его интересную жизнь и его неординарную личность в описании автора Ветхого Завета. При этом заметим, как много общего у него с личностью Иисуса Христа. Да и само имя «Самсон» чудесно: «солнце»! Так и Христос назван в Писании «Солнце правды» (Пс. 83:12; Мал. 4:2).

Чудесным было рождение Самсона. Оно пришло от Господа: Ангел благовестил жене Маноя, святой и богобоязненной женщине, которая была бесплодна, что она родит сына; ее сын будет назореем Божиим с момента зачатия, и бритва не коснется его головы (Суд. 13:2-5; Чис. 6:2-8). Самсон еще в утробе матери определен быть сыном обетования, назореем Божиим. Это прообраз избрания детей Божиих прежде создания мира (Еф. 1:3-5). И как бы за этими людьми ловко, коварно и злобно не охотился сатана, и какие бы падения им ни замышлял, они все же поднимутся к той высоте, которую Бог определил им от вечности.

До зачатия Самсон уже был посвящен Господу на служение, и его назорейство стало источником его силы, благодаря действию в нем Духа Святого. Таких на земле были считанные единицы: он, Самуил, Иоанн Креститель, Сам Иисус Христос. Это были мужи правды, избранные Богом для особого служения. К ним, как видим, принадлежит и Самсон, удостоенный высокой чести быть назореем Божиим. И это свое избрание он оправдал замечательным финалом своей жизни.

Жена Маноя была бесплодной женщиной. Но в этом ее бесплодии был премудрый промысел: задолго до рождения ребенка Бог готовит мать и отца, делает их способными родить и воспитать назорея Божия. Уже в духовно зрелом возрасте родители Самсона получили своего ребенка. «И рос младенец, и благословлял его Господь» (Суд. 13:24). Не то же ли самое говорится о Христе в Лук. 2:52? Благословение Самсона выражалось в наделении его могучим духом и большой физической силой.

В книге Судей (13:25) читаем: «И начал Дух Господень действовать в нем». Раньше об Иеффае было сказано: «И был на Иеффае Дух Господень» (Суд. 11:29). Все люди, о которых так говорится в Писании, — это люди славные и сильные. Они сумели победить свое «я», чтобы ни в чем не воспрепятствовать действиям Духа Святого, были очень тверды в своем подчинении Господу. Вспомним Гедеона, о котором Ангел свидетельствует: «Муж сильный» — сильный в смирении, сильный в сораспятии, сильный в послушании и постоянстве веры.

Самсон в очень большой степени символизирует единоборство Господа Иисуса в Его земном служении. Наделенный великой силой духа и тела, он, подобно Христу, выходит один на врага и всегда одолевает его. В течение двадцати лет, пока Дух Господень был на нем, не было случая, чтобы кто из врагов победил его. Он спасал Израиля не при помощи войска, как это делали все другие судьи (Варок, Гедеон, Иеффай, Самуил), а один, объятый Духом Господним. Соплеменники очень часто не понимали его, как не понимали в свое время и Христа. Они не поддерживали его рук в борьбе, как не поддерживали и Христа. А однажды они даже связали его и предали в руки врагов, точно как иудеи поступили с Иисусом (Ин. 18:12; Суд. 15:9-15).

Это путь всех сынов креста, уподобленных Иисусу Христу, о Котором пророк Исаия записал следующие слова: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною... Я смотрел, — и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя...» (Ис. 63:1-5). Это пророчество о крестном подвиге Христа.

Все действия Самсона, которые для многих кажутся странными и непонятными, были от Господа (Суд. 14:4). Героизм его веры состоял в том, что он смог стать послушным и понятливым орудием Бога, чтобы через это явить прообраз Христа (Суд. 16:4). Как двадцать лет Самсон вел успешную войну с филистимлянами, защищая от них Израиля, так двадцать веков Господь ведет успешную войну за народы мира против сатаны, заступая и спасая человеческие души от его пагубы.

Филистимляне — потомки Хама (Быт. 10:11-14), язычники, поклонявшиеся Ваалу и Дагону; в душе варвары, очень воинственные, причинявшие много бед Израилю. Жили на берегу Средиземного моря, на западе Палестины. В Библии о них сказано: «Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян,.. для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых... Они были оставлены, чтобы искушать ими израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним...» (Суд. 3:1-4).

Филистимляне — это прообраз полчищ сатаны, допущенных Господом искушать детей Божиих, чтобы они научились духовно воинствовать (Пс. 143:1; Вт. 8:2; 2Кор. 10:4-5).

Эту истину подтверждают служители нашего века Эван Робертс и Дж. Пенн-Луис. В книге «Война со святыми» они пишут: «Церковь сегодня делает особенно бессильной не недостаток оружия, пригодного для употребления, а нежелание христиан посмотреть правде в глаза. Дети Божии живут беззаботно и не чувствуют, не предполагают того, как обстоят их личные дела. То доброе, чем они обладают, делает их слепыми, так что они не видят лучшего, чем могли бы обладать и чего у них нет. Потому Бог и допустил, преследуя цель вывести их из этого состояния, чтобы сатана уязвлял Его народ таким способом. Сатана не сделает и шага далее того, что допускает Бог. А так как верующие, как и прочие люди, воспринимают истину только посредством опыта, то Бог и допускает, чтобы они обогатились этим опытом. Церковь Христова должна приготовиться к пришествию Господа. Она должна вполне созреть для этого пришествия. А потому диаволу разрешено таким именно образом прикасаться к ней...»

Так Бог допустил и то, чтобы Израиль был испытываем филистимлянами и другими язычниками (Суд. 2:21-22). Сыны Израилевы находились в порабощении у филистимлян сорок лет (Суд. 13:1). И сорок веков (от Адама до Христа) в порабощении сатаны находятся все народы. Но восстал Самсон, выступил против филистимлян и нанес им сокрушительное поражение. Явился Иисус Христос и Своей смертью и воскресением сокрушил державу смерти, «пленил плен» и положил начало эре освобождения человечества от сатанинского ига (Деян. 26:17-18).

Филистимляне крепко задумались: что делать, как быть? Как им одолеть Самсона? Прямо сделать это невозможно, и они решили прибегнуть к хитрости. Это излюбленный прием сатаны: прибегая к хитрости и коварству, находить слабые стороны человека и повергать его в грех.

Так случилось и в жизни Самсона. И не только у него, но у многих других сильных мужей Божиих. Обычно и сильный человек имеет какую-то слабую сторону. Искуситель много лет с большой тщательностью изучает жизнь святого человека, представляющего для него опасность, отыскивает слабейшее звено в его личности и тайно подготавливает заранее рассчитанный удар. Для достижения своей коварной цели он нередко пользуется женщиной. Женщина в союзе с сатаной — очень опасная сила; и не потому, что она отдает себе отчет в этом сотрудничестве, а потому, что она как немощный сосуд по своей недальновидности становится слепым орудием врага. О женщине кто-то очень метко подметил: «Хорошая жена вознесет человека на небо, худая — затащит его в ад». К сожалению, это верно. Если к падению Адама змей использовал Еву, которая была невинна и чиста и не искала мужу падения, то что говорить о женах в их грехопадшем состоянии? Нередко они попадают под обольщение и, не отдавая себе в этом отчета, сослуживают усердную службу сатане на падение и погибель великого человека.

Такое орудие в лице филистимлянки Далиды подготовил лукавый против Самсона.

Самсон, как назорей Божий, должен был бы очень беречь себя от женщин, особенно филистимлянок. А у него, наоборот, была слабость именно к женскому полу. Лучше было бы вступить ему в брак с кем-то из израильских девушек, как это сделал Самуил, нежели допустить себя быть обманутым женщиной из вражеского стана, которую он полюбил. Здесь Самсон не распознал тайных, скрытых и преднамеренных умыслов сатаны и попался в хитро расставленные сети. Уже в задаваемых Далидой вопросах, «в чем великая сила твоя?», он сразу же должен был уловить коварство, заподозрить врага и встать на стражу. Он должен был тщательно оберегать секрет своей силы, оберегать свое назорейство и ни под каким предлогом не рассказывать об этом никому, тем более женщине из стана врагов.

Но Самсон понадеялся на свою могучую силу больше, чем на Господа, и допустил близко к сердцу женщину-врага. Она же своими словами тяготила и мучила его каждый день так, что его душе стало тяжело до смерти, и он выдал ей секрет: «Бритва не касалась головы моей; ибо я назорей Божий от чрева матери моей. Если же остричь меня, но отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб, и буду, как прочие люди» (Суд. 16:16-17).

Измором берет враг, утомлением до смерти, так что человек Божий не устоял. Хитростью берет сатана: он подошел через любовь женщины. Да, любовь женщины — замечательное дело, служащее на добро. Без нее человечество не могло бы существовать. Любовь матери к своим детям жертвенна и богоподобна. Любовь верной, преданной супруги к своему мужу готова на великий подвиг. Но есть слепая и безрассудная любовь, которой нередко пользуется обольститель людей, наделяя ею сердце иной женщины, чтобы уловить дорогого человека и ввергнуть его в пропасть.

За любовью Далиды стоял диавол, чтобы сразить Самсона, того, который много лет одерживал над ним победу. Самсон, Самсон! Кому ты открыл «все сердце свое»? Кому выдал секрет великой силы Божией? Той, которая сознательно продала тебя и разрушила твой назорейский обет! Далида усыпила его на своих коленях... И вот результат: семь могучих кос Самсона острижены, волосы назорея в руке врагов. Сила Божия отошла от него. «Филистимляне взяли его, и выкололи ему глаза, привели его в Газу, и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников» (Суд. 16:19-21).

Так совершилось падение великого человека. Чем значительнее личность, тем больше ее падение. И, как кажется, на этом конец. Враг победил и теперь ликует. Больше выхода нет. Поставим точку и с печалью в сердце закроем страницу жизни выдающегося человека.

Так относятся люди к согрешениям большого человека. Его падение видно далеко! Но правильно ли это? Писание не оканчивает свое повествование на грустной ноте. И описание жизни Самсона не завершает его на великом падении, нет! Библия идет дальше и убедительно показывает его полное восстановление в Господе, в силе Божией. Бог даровал ему такую силу, которая имела двойную меру, так как прошла через горнило огненных испытаний.

Бог никогда не судит о павшем человеке так, как судят о нем люди. Он не считает упавшего человека Божия неисправимым, погибшим или с клеймом порока. Библия говорит: «Семь раз упадет праведник, и встанет» (Пр. 24:16). «Господь восставляет согбенных» (Пс. 145:8), «и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2Цар. 14:14). Пока жив человек, пока он в теле, Благодать Божия работает над ним во спасение и полнейшее усовершение его личности, ибо важен финал жизни, а не сам ее процесс. «Конец — делу венец», — гласит пословица. Важно, в каком состоянии христианин переступит порог смерти, а не каким он был на определенном этапе своей жизни. Созревание человека происходит на земле; на ней происходит постоянное чередование «дня» и «ночи» — падений и вставаний человеческих. Ибо «главной ценностью на этой земле, — пишет журналист А. Калинин, — является не государство, не нация и даже не церковь, не представления о Боге, а человек, высшее творение Бога». Он прав.

Через Далиду сатана сильно «ужалил» Самсона. Это был удар, тяжелый, разящий по духовной жизни удар. Вся судьба Самсона оказалась в большой опасности. Но все-таки это был только укус змея «в пяту» (Быт. 3:15), но не полная его победа, не низвержение человека Божия в погибель. Диавол «ужалил в пяту» и Самого Христа на Голгофском кресте, но это не было его торжеством над Ним. Наоборот, это было полнейшим поражением сил зла, ибо уже на Голгофе Господь «отнял силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Иисус Христос воскрес силой Бога Отца и Своей смертью и воскресением «лишил силы имеющего державу смерти, то есть, диавола» (Евр. 2:14). Он разрушил его дела (1Ин. 3:8).

Нам, немощным и легко уязвимым людям, в книге Божией оставлено в утешение чудное обетование: «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных» (Пс. 144:14). Человеколюбивый Бог — устроитель судеб людей. Он не допустит напрасной гибели человека. При самом великом падении Он ищет возможности подать руку помощи павшему человеку, чтобы его восстановить (Пс. 36:24). Господь дает человеку второй и третий шанс к исправлению, к одержанию победы над всеми искушениями врага (Иов. 33:29). Но многое зависит от того, как человек воспользуется этим шансом, как он пойдет навстречу Господу. Правосудный Бог прощает, но и взыскивает за грех, ибо враг души предъявляет свой счет, чтобы взыскать с должника «до последнего кодранта» (Мф. 5:25-26).

Самсон воспользовался этим шансом.

За свой грех он заплатил большую цену: лишился обоих глаз, испытал бесславие, побои и темницу, был уязвлен сильнейшей немощью. Но таким он не остался. Слово Божие говорит, что он верой получил укрепление от немощи (Евр. 11:34). В доме узников начинается его великое восстановление, и это уже новая страница его жизни.

Как Самсон похож здесь на Христа во гробе! Иисус тоже испытал поругания и побои, узы и темницу вплоть до сошествия в преисподнюю (Еф. 4:8-9), но не остался там, а победоносно воскрес. Так и Самсон не остался в темнице навсегда. Укрепившись от немощи силой Бога, он вышел оттуда. Библия сообщает о нем следующее: «...и он молол в доме узников. Между тем волосы на голове его начали расти, где они были острижены» (Суд. 16:21-22).

Мог ли такой человек, как Самсон, молоть в доме узников пассивно, уныло свесив голову? Конечно, нет. Он приводил в движение мельничный жернов и одновременно делал великое дело: размышлял пред Господом, делал оценку своей жизни. Он мелет год, мелет два, мелет три... Нам неизвестно, сколько времени он находился там и молол. Он мелет слепой, сидя молча, ибо кому он теперь нужен? Кто посочувствует ему, кто его пожалеет? Кто придет навестить «павшего и отверженного»? Такого человека он не встретил на своем пути. Точно так же Иисусу на кресте никто не помогал, никто не пришел облегчить Его страданий. «Тогда все ученики, оставив Его, бежали», — читаем мы в Евангелии (Мф. 26:56).

Но Дух Божий идет к Самсону в темницу (как и Христос ожил духом, 1Пет. 3:18). Самсон мелет на жерновах и размышляет. Размышляет и молится. Молится и кается. Кается и судит себя перед Богом. Теперь он все понимает и от глубины души исповедуется. И Бог внимает его мольбе. В книге Судей (16:22) читаем: «Волосы на голове его начали расти, где они были острижены». Это значит: душа его стала исцеляться и восстанавливаться, назорейство начало обновляться. Бог возвращает Самсону великую силу, которая исходила от Духа Святого.

Пройдя такое страшное горнило искушения и страдания (как и Христос был искушен во всем, кроме греха, Евр. 4:15), Самсон все переосмысливает, и в нем растет желание такого подвига, чтобы за все великое зло в один раз отомстить своим врагам и мучителям. Теперь он не дорожит своей жизнью и готов на смерть во имя Бога и своих ближних. Эта готовность отдать жизнь за других подобна жертве Христа. И это наивысшая жертва, на какую способен человек: не просто умереть, но своей смертью прославить Бога. В этом Самсон — наибольший прообраз Иисуса Христа, как Агнца Божия, Который Своей смертью совершил большее дело, чем жизнью. Апостол Павел тоже желал прославить Господа своей жизнью или смертью (Фил. 1:20-21).

На такой подвиг способен не всякий. Человек маловерный и малодушный совершить такое не в состоянии. Но люди, могучие духом и стойкие верой, жертвуют собой ради спасения других без размышления. Такая жертва — истинное геройство. И только такая добровольная жертва, где жизнь, сила, благословение отдается другим, а тебе не остается ничего, кроме лишений, страданий, борьбы или смерти, — это истинная Голгофа. Этим духом Голгофы, этим знаком Агнца Божия и был проникнут дух Самсона.

Сидя в филистимской темнице, он все обдумал и твердо решил принести свою жизнь в жертву. Он мстит врагам Господа, жертвуя собой. Из пленника и узника он вырастает в борца и героя. «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня, и укрепи меня только теперь, о Боже, чтобы мне в один раз отомстить филистимлянам за два глаза мои» (Суд. 16:28). Он уперся руками в средние колонны, которые поддерживали крышу террасы, окружавшей храм Дагона. Сдвинутые с места, они привели к обвалу здания, и под обломками были заживо погребены тысячи идолопоклонников, среди которых было много князей. Вместе с ними погребен был и Самсон. Так смертью он запечатлел свою замечательную верность Господу и прославил Его имя. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30).

На образе Самсона Бог открывает нам Свой Божественный характер, Свое человеколюбие, милосердие, которое находит чудесные возможности восстановить всех падающих на пути веры. Уязвленный сатаной и попавший в плен врагов, Самсон верой поднимается из большой глубины, восстанавливается в Духе и в силе и во всех своих правах. Именно поэтому он — радующий пример, ободряющий верующих. Он пример тех праведников, которые борются и побеждают, ослабевают и падают, но встают и вновь идут за своим Господом. Они могут встать с великой силой и прославить Бога еще больше, чем до своего падения.

 
 

Сделаем резюме.

При рассмотрении жизни Самсона мы обнаруживаем пять важных истин, которые актуальны сегодня и имеют для нас существенное значение.

Первая истина: важность подготовки служителя.

Это видно на родителях Самсона (Суд. 13:2-5). Кто-то подметил: чтобы вырастить человека Божия, Господь начинает Свое воспитание с дома, с ясельного возраста. Но фактически Он начинает намного раньше, и это подтверждает история Самсона. Уже в утробе матери идет процесс духовного формирования личности (Пс. 138:15-16; 21:10).

В книге Судей (гл. 13) мы знакомимся с отцом и матерью Самсона. Бог обещает им, что их сын начнет избавлять Израиля от филистимлян. Жена Маноя была бесплодна, и это не случайно: задолго до рождения ребенка Бог готовит самих родителей. Он заповедует им тщательно соблюдать обет назорейства (Чис. 6:1-8). «Назорейство — вид добровольного аскетического подвига, предпринимаемого с высоконравственной целью». Оно подразумевает:

1) воздержание от нечистой и употребление только чистой пищи, — это символ духовной чистоты;

2) воздержание от опьяняющих напитков, — для поддержания постоянной душевной ясности и духовного равновесия и во избежание влечений ко греху;

3) воздержание от стрижки волос на время назорейства, так как волосы на голове символизируют нравственную силу и постоянный рост и преуспевание в добродетели.

Мать Самсона в точности соблюдала закон о назорействе еще до рождения сына. Затем родители посвятили младенца Господу и воспитывали его в строгих правилах назорейства. Как видим, подготовка Самсона, которому уготовано было от чрева матери и до смерти быть назореем Божиим (Суд. 13:7), началась с его благочестивых родителей. Это очень важный фактор.

Вторая истина: действие Духа Святого (Суд. 13:25).

Через все повествование о Самсоне золотой нитью проходит мысль о действии в нем Духа Святого. Бог вновь и вновь подчеркивает это, как один из важнейших факторов его жизни. Именно благодаря Духу Господню Самсон мог вырасти в мужа веры, смог выполнить свою задачу, хотя и не до конца. В Ветхом Завете Дух Господень — та сила, посредством которой человек выполнял возложенные на него обязанности. Как видим, иногда Дух Святой может использовать людей с большими недостатками. Но это ни в коем случае не извиняет падения Самсона.

Третья истина: величие человека.

Величие свершения Самсона, сила его веры, его духа и его тела — все это от Господа. Заключительное проявление его феноменальной силы — это победоносный акт его воспрянувшей веры, когда он сдвинул колонны дворца и погубил врагов больше, чем за всю свою жизнь. То, что Дух Святой использовал ослепленного Самсона во время языческих торжеств в храме Дагона — это еще более впечатляющее событие, чем все его подвиги. Хотя нам показаны его падения, но это не заслоняет его могучую фигуру героя веры, которого Бог использовал столь величественным образом. Самсон зачастую действовал импульсивно, поддаваясь мгновенным вспышкам своего горячего темперамента. Но несмотря на это, у него всегда было чувство, им постоянно владело сознание, что он принадлежит Господу и делает Его дело. Это черта выдающегося человека.

Четвертая истина: падение плоти.

Вместе с тем Самсон имел сильную плотскую природу. Эти черты его характера ярко выражены и вполне очевидны: его любовь к женщинам, гневливость, желание самооправдаться, отомстить за себя. Все эти неприглядные стороны его жизни не являются для нас примером. С этой мишурой он расстанется, когда будет проходить свое точило страданий в филистимской темнице. Библейская история изображает нам человека, который имел великие свершения наряду с великими падениями. Плоти суждено пасть — вот главная идея, которую выводит Бог на его образе, ибо ей нет места в Царстве Небесном (1Кор. 15:50)!

Интересно, что в Библии мы встречаем только одну молитву Самсона (Суд. 16:28). То, что она помещена в Писании, говорит о том, что она угодна Господу. Какая это красноречивая, убедительная молитва! В ней отразился весь пыл, весь пафос его души, весь героический дух его веры, вся тоска его сердца и боль, его пламенное чаяние и надежда: отомстить врагам Божиим за глумление и бесславие, нанесенное Богу в его лице, и тем прославить имя Создателя.

Следы плоти видны и в трагической фразе, когда он самоуверенно произнес: «Пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него» (Суд. 16:20). Этот могучий «лев» не знал, что он обессилен и что за его попустительство сила Господня оставила его. Ну и, конечно, печальный эпизод его связи с Далидой не находит никакого оправдания. Ослепленный плотской любовью, он на какой-то миг забыл, что принадлежит Господу и не имеет права на вожделения и утехи. Дух Святой оскорблен этим и отступил от него, но не навсегда. У него то же тело, те же мускулы, но Дух Господень покинул его, и могучая сила его исчезла. Плоть пала, как ненадежная опора! Без Господа, без Его Духа человек несостоятелен, он — ничто, «прах и пепел» (Быт. 18:27), «черепок из черепков земных» (Ис. 45:9).

Самсон не завершил своего дела: он полностью не избавил Израиля от филистимлян. Все его усилия не достигли желанного успеха, потому что не все его действия были подчинены Господу. Но веру он сохранил до конца жизни, и она прославила его имя.

Пятая истина: победа обреченного на смерть.

С одной стороны, у Самсона довольно грустный и даже трагический конец, потому что он однажды дал место диаволу в своей жизни: был им побежден и ослеплен, закован в цепи, острижен и молол в доме узников. Это позорное падение. Но это только внешняя сторона. А внутренняя говорит об обратном: Бог страданиями смирял его, проводил путем креста, очищал и освящал. Ибо все великое, лучшее, имеющее вечную ценность приобретается лишь ценой великих страданий. Слова о том, что «волосы на голове его начали расти, где они были острижены» (Суд. 16:22), свидетельствуют о великой милости Божией. Они говорят: человек, пока ты жив, пока в груди бьется твое сердце, несмотря на падение, вставай и иди к Богу; в Нем возможно все поправить.

Заключительный акт драмы Самсона светлый, что подтверждает и Новый Завет (Евр. 11:32-40). В этом для нас большое поучение. Но самое главное — даже смертью можно совершить победу большую, чем жизнью.

 

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: