БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ В ЕВРОПЕ

В категориях: Общество, Церковь и власть

Под ред.: И.Х. Максутова, О.К. Горевой. – СПб.: Алетейя, 2010. – 288 с., 1000 экз.

Борис Колымагин

 

Сборником "Будущее религии в Европе" питерское издательство "Алетейя" открыло серию книг, выпущенных совместно с Московским религиоведческим обществом. Сборник составлен по материалам одноименной конференции, проведенной МРО на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в мае 2009 года.

Под одной обложкой собраны двадцать один доклад, пять из которых представлены на английском языке. Каждый доклад предваряет аннотация на английском, а в его конце дается список используемой литературы.

Большинство работ рассказывает о христианстве - как западном, так и восточном. Остановимся на некоторых из них. Профессор Свято-Филаретовского института Александр Копировский посвятил свой текст восприятию современными европейцами  древних храмов и новым тенденциям в храмоздании. Автор скептически относится к храмам, построенным в духе постмодерна, который не преодолевается даже активным введением в них традиционных элементов. Более перспективным, по его мнению, является, с одной стороны, возрождение богослужебной жизни во всех древних храмах и отделение ее от их музейного показа. С другой стороны, появление в храмовой архитектуре предельно простых решений. Сближение светской и церковной архитектуры, пишет Копировский, происходит не только за счет отхода последней от своих системообразующих принципов, но и через воцерковление светской архитектуры.

Роман Коробко (Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН) в исследовании "Оценка численности прихожан православных церквей Тюмени" приводит многочисленные статистические сведения. По его данным, увеличение количества прихожан происходит крайне медленно, а Пасха и Вербное воскресенье из года в год привлекают одно и то же количество верующих – до 8000 человек. Стабильность числа тюменцев, посещающих богослужения, позволяет автору сделать вывод: изменение количества прихожан отдельных церквей говорит, скорее, не об величении  (уменьшении) численности прихода, а о спонтанном перераспределении верующих между культовыми сооружениями.

В статье Елены Левкиевской (Институт славяноведения РАН) "Механизмы неформальной коммуникации в современном православном дискурсе России" говорится о проблеме общения в той среде, которая в разной степени соотносит себя с православной культурой. Автор рассматривает разные типы поведения и письменного общения, направленные на выстраивание особой православной субкультуры. Левкиевская исследует частные объявления ("Москвич, православный, 38 л., познакомится с православной москвичкой до 32 л., можно с ребенком до 5 л."), рекламу, листовки, на основании которых говорит о двух разнонаправленных тенденциях в этих коммуникациях. Одна из них связана с формированием гражданского общества и созданием приютов, волонтерских организаций. С другой стороны, налицо тенденции, направленные на коммерциализацию религиозной сферы, включением ее в общество потребления. Символический капитал начинает активно участвовать во всевозможных бизнес-проектах.

Ряд статей посвящено христианству в Дании, Финляндии, а также групповому сознанию в современных православных общинах. Интересна работа Светланы Ворониной (МГУ) "Идея "политического православия" и ее развитие на территории Украины". По ее мнению, существует только один лидер, который способен сплотить людей вокруг идеи объединения – это митрополит Владимир (Сабодан). Он единственный, кто пользуется авторитетом не только внутри самой УПЦ МП, но и в других православных Церквях.

По сравнению с христианством, ислам представлен в книжке менее масштабно. В статье Дениса Брилева (Донецк) анализируется деятельность международных суфийских организаций и делается вывод об усилении социально-политической роли суфизма. Автор говорит о феномене транснациональных суфийских объединений, который можно рассматривать как реакцию суфизма на усиление глобализационных процессов, в первую очередь, в сфере информации. В настоящее время суфизм воспринимается некоторыми западными политиками как альтернатива исламизму.

Владимир Петрунин (Орел) размышляет о возможном союзе христианства и ислама в Европе, а Эльвира Хисматуллина (Казань) -  о воспитании толерантности в семье.

Кроме христианства и ислама, есть в сборнике статьи, посвященные другим религиям. Майя Бобкова (МГУ) пишет о развитии европейского дзен-буддизма в Интернете, Ксения Трофимова (МГУ) исследует религиозность цыганских сообществ на Балканах, а Каарина Айтамурто (Хельсинский Университет) размышляет о возрождении славянского неоязычества.

Некоторые статьи затрагивают религиозные процессы в целом, посвящены общим теоретическим проблемам. Если иметь в виду чисто религиоведческую специфику, то нельзя пройти мимо работы Хейко Грюнведеля (Университет Эрлангена, Германия), посвященной визуальной антропологии.

В заключение заметим, что книжка не имеет четкой структуры и сценария, хотя ряд работ органично дополняют друг друга. Ее можно открыть в любом месте, на любой странице – по мелькнувшему знакомому имени, по интересному названию, по картинке, наконец, – и читать.

Чтение, которое будит мысль.

,

http://www.portal-credo.ru/site/?act=tv_reviews&id=343

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: