Чем плохи российские вузы и как с этим бороться

В категориях: Трудные места


Инна Моисеева


«Когда мы перешли на болонскую систему, все начали возмущаться. Мол, как так — все учебные программы переделывать, процесс обучения практически полностью меняется. Но ведь не только это становится проблемой, есть масса других недочетов. И сейчас, подойдя вплотную к диплому, могу сказать это с уверенностью», — рассуждает будущая выпускница Екатерина.

Эксперты подтверждают: что переход на болонскую систему, что недостаток информации сильно влияют на качество образования в стране. Помочь может несколько шагов.

Соотнести количество требуемых специалистов с готовящимися

Вот уже многие годы на рынок труда выпускаются тысячи никому не нужных специалистов. И такая ситуация сложилась вовсе не из-за того, что в стране нет работы. Просто потребности и возможности не соотнесены.

«В нашем горном институте ежегодно выпускаются тысячи специалистов, а кому они нужны? Вакансий по всей стране максимум 300 за год. И эти люди идут работать кем угодно, только не по профессии», — сетует выпускник вуза Анатолий.

Эксперты в области образования уверены, что эта отрицательная тенденция коснулась не только достаточно редких специальностей, но и тех, представители которых, на первый взгляд, являются весьма востребованными.

«Проблема также усугубляется снижающимся уровнем подготовки выпускников. Это приводит к уникальным парадоксам: например, уже не первый год рынок перенасыщен выпускниками вузов по специальности "юриспруденция", но при этом редкий работодатель не жалуется на то, что найти хорошего юриста практически невозможно», — комментирует ситуацию директор по развитию компании Begin Group, занимающейся образовательным консалтингом, Михаил Каптюг.

Пути к решению данных проблем могут лежать, например, в большем внимании вузов к профориентационным мероприятиям.

По мнению эксперта, многие школьники, поступающие на престижные специальности, не до конца понимают специфику профессий, по которым им придется трудиться после окончания вуза. Это ведет к разочарованию в выбранном пути и, как следствие, прохладному отношению к учебе.

Единые требования к экзаменам

Предъявить единые и четкие требования ко всем отчетностям в вузах — решение проблемы некачественного образования. Зачастую студенты даже толком не знают, какова тема их дипломной работы.

«В нашей группе учится девушка, за которую все курсовые пишет ее бабушка. Она видит свою курсовую работу в первый раз, когда распечатывает ее. Не знаю, как она умудрилась защитить уже четыре "курсача", но факт остается фактом. С упоением жду поры диплома — хватит ли бабушки на такой объем работы», — рассказывает студентка Оксана Милошенкова.

Развивать источники информации

С введением ЕГЭ поступление для жителей регионов несколько упростилось, но недостаток информации все еще негативно сказывается на системе образования.

«Введение ЕГЭ сильно повысило мобильность абитуриентов (не нужно лично приезжать на экзамены, вузы принимают заявления по почте), и это, конечно, радует. Но при этом школьникам, например, из Екатеринбурга трудно получить информацию о том, чем обучение на физфаке МГУ отличается от обучения в Физтехе. Ситуацию здесь может изменить использование новых технологий», — комментирует Михаил Каптюг.

Привыкнуть и пронести в массы болонскую систему как можно быстрее

«Переход российской системы образования на болонский стандарт — это процесс, который приведет наше образование к еще большей отсталости от развитых стран. К сожалению, здесь применяется подход "сделать, как у них", и это, кстати, касается далеко не только образования, — отмечает ректор МАТИ Анатолий Петров. — Это в корне неверно, потому что, пока мы медленно и со скрипом переходим на то, что в развитом мире давно уже внедрено, сами развитые страны уходят далеко вперед, а мы остаемся в хвосте этой гонки».

Система бакалавриата и магистратуры (4+2) появилась в США около 40 лет назад. Это был ответ на успехи Советского Союза в научных достижениях 60-х годов, и эта система в США сработала. Работала она и во время перехода от индустриального уклада к постиндустриальному.

Но, по словам эксперта, сейчас мир уже вышел из постиндустриальной эры и шагает дальше. Соответственно, постепенно развитые страны начинают отказываться от системы 4+2, и США в первую очередь. Они понимают, что эта система не соответствует современному уровню развития — бизнесу
уже нужны не бакалавры-«ремесленники».

«Но мы вынуждены переходить на эту систему, так как в России она закреплена на законодательном уровне. Хотя работодатель не понимает, что такое бакалавр, особенно это касается производства», — комментирует Анатолий Петров.

Обновить базу преподавателей и литературы

Действительно, в вузах до сих пор некоторые предметы читаются по советским учебникам и реалиям. Те преподаватели, которые сейчас ведут современные технологии той или иной специальности, в СССР преподавали те же технологии, только с уклоном в марксизм-ленинизм. И это естественным образом ухудшает подачу предметов сейчас.

«Это невозможно: современный русский язык, например, преподавать человеку, который работал в университете еще в 60-х годах. Какой же это современный язык, если подготовка-то советская? Безусловно, они пытаются идти в ногу со временем, но время их очень часто опережает», — сетует на ситуацию преподаватель крупного вуза, пожелавшая остаться неизвестной.

Цифры

  • 19% россиян удовлетворены российским образованием
  • 38% жителей нашей страны считают, что качество нашего образования неудовлетворительно
  • 55% выпускников идут в вуз, чтобы хорошо учиться, стать, насколько это возможно, настоящим профессионалом в избранной сфере
  • 36% выпускников идут в вуз, чтобы подыскать себе будущую работу, установить контакты с потенциальными работодателями
  • 25% хотят в университете научиться самостоятельной жизни, приобрести навыки взрослого поведения, ответственности за себя
  • 18% безработица среди выпускников

Источник: ВЦИОМ, Левада-Центр

http://www.trud.ru/article/

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: