ВЕРА ИЕФФАЯ

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


В.Я. Канатуш 

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о... Иеффае... и других пророках, которые верой побеждали царства, творили правду, получали обетования.., были крепки на войне, прогоняли полки чужих; ...испытали поругания.., скитались, терпя недостатки, скорби, озлобления.

Евр. 11:32-33

 
 

Библия представляет нам целый ряд судей в Израиле, которые долгое время управляли народом, совершая немало подвигов во имя Божие. Но не все они попали в число героев веры, потому что Бог смотрит не на подвиги, а на сердце и на веру человека. Иеффай был судьей Израиля только шесть лет и совершил только один подвиг, но Духом Святым он занесен в число героев веры.

Чем же особенным он отличался от других, что заслужил такую высокую оценку?

Рассмотрим его жизнь по тем кратким сведениям, которые представляет нам книга Судей. И вот что мы читаем там: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам сидонским, и богам моавитским, и богам аммонитским, и богам филистимским; а Господа оставили и не служили Ему» (Суд. 10:6).

Потрясающая картина! Израиль не только не отстал от языческих божеств, но умножил их число. А пропорционально числу божеств растут и скорби народа: «И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки филистимлян и в руки аммонитян. Они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет...» (Суд. 10:7-8).

Эту закономерность мы уже отмечали: Писание неоднократно говорит о ней. Зная слабости человеческого сердца, его неверность святым заповедям, Бог долготерпеливо ждет, пока человек не утомится от своих прегрешений и последовавших за ними страданий, пока не презрит в своей душе идолов и не пробудится к тому, чтобы в своей безвыходности вознести мольбу к Богу о помощи.

Именно в таком плачевном состоянии находился тогда израильский народ, когда мы впервые встречаемся с Иеффаем: он стонал под невыносимым гнетом угнетателей, но не оставлял греха идолопоклонства. Только в отдельных семействах сохранялось истинное богопочитание. К их числу принадлежало и семейство Галаада, в котором родился Иеффай, будущий освободитель Израиля.

Интересно, что само имя «Иеффай» означает: «Бог освободит, сделает свободным». Это было чудесное имя, и сам Иеффай был замечательным человеком. Все великое рождается тихо и незаметно. И потому, когда появился Иеффай, никто не мог предположить, что в его лице Бог воздвигает спасителя Израилю, возопившему о помощи.

Первое, что мы узнаем об Иеффае, — то, что это был человек, до глубины души обиженный родными братьями. Он был изгнан ими из родительского дома, лишен права на наследство отца, но в этом уничижении явил глубочайшую веру и верность Господу. И потому Иеффай высветил веру Божию с новой стороны — со стороны человека, прошедшего путь уничижения. Не за грехи и преступления, не за дурной характер или худое поведение терпел он унижения и презрение от братьев и связанные с этим скорби и скитания, но за свое происхождение, в котором не было его личной вины.

В древности происхождению человека придавалось большое значение. Братья Иеффая, родившиеся от законного брака, гордились и превозносились этим. Отец их, Галаад, сын Махира, сын Манасии (1Пар. 7:17), был знатен и богат, всеми уважаемый человек. Именем Галаада называлась одна из областей заиорданских владений Израиля — гора Галаад. У Галаада, как очень богатого и знатного человека, было две жены: одна — связанная с ним законными узами, другая — наложница. Многоженство израильтяне позаимствовали от язычников. Нам сегодня трудно судить обычаи того времени, но, как видно, такое положение было тогда в порядке вещей.

О происхождении Иеффая Слово Божие сообщает коротко: «Он был сын блудницы, от Галаада родился Иеффай» (Суд. 11:1). Хотя в первом стихе и сказано, что он «сын блудницы», но второй стих уточняет, что он был сыном от «другой женщины», т. е. от наложницы. В пользу того, что мать Иеффая была просто наложницей, говорит тот факт, что все сыновья от первой и от второй жены жили в одном доме, в одной семье и до возмужания содержались одним отцом — Галаадом.

Когда братья Иеффая подросли, они стали смотреть на него свысока, пренебрежительно, считая его незаконным сыном, сыном «другой женщины», по их представлению — сыном блудницы. Так на доброе имя юноши сатана повесил ярлык — печать порока.

История дает нам немало примеров внебрачного сына, у которого государственный, религиозный и человеческий законы безжалостно отнимали те права, которые сама природа запечатлела в его личности и его облике. Осужденные трибуналом предрассудков, самым страшным и непререкаемым из человеческих судов, эти внебрачные дети, зачатые не на законном ложе, обойдены в пользу других наследников, порой слабейших и намного худших. Вечно гонимые и изгоняемые, они обречены клянчить там, где им надлежало бы владеть и властвовать. Но если человека открыто заклеймить как неполноценного, то всегда преследующее его чувство неполноценности должно либо совсем сломить его, либо чудесным образом укрепить. Слабохарактерные люди под ярмом унижения становятся еще слабее, еще ничтожнее. Когда же обделен человек с сильной волей, твердым духом, это высвобождает резервные силы, сокрытые в нем, и он старается утвердить себя и свое место под солнцем.

Слово Божие говорит, что «Иеффай, галаадитянин, был человек храбрый» (Суд. 11:1). Он утвердил свое место под солнцем.

По-настоящему смелым, храбрым может быть только праведник (Пр. 28:1), человек благочестивый, который, невзирая ни на что, проявляет мужество и верность избранным принципам. Иеффай был человеком с незаурядным умом, твердой волей и был на голову выше других сыновей Галаада. От отца, человека сильного и славного, он унаследовал мужество, храбрость, веру и любовь к Господу, верность и преданность Ему, от матери — скромность. Он шел к Богу через все преграды, шел из большой глубины. Его самоправедные и горделивые братья придерживались в Законе Моисеевом не столько заповедей, охраняющих чистоту и высокую нравственность, сколько тех или иных запретов. Например: «Сын блудницы не может войти в общество Господне» (Вт. 23:2,17). Возмужав и придя в силу, они, опираясь на обычаи своего времени и ложно применяя эту заповедь к Иеффаю, изгнали его. Можно полагать, что храбрость и мужество Иеффая были тоже одной из причин, почему они, изгнав его, продолжали завидовать ему.

Так, судьба не за вину, не за грехи уготовила Иеффаю великое горе: сомнительное происхождение в глазах его близких и скитальческий путь. Никто за него не заступился (по-видимому, его отец Галаад уже умер), и Иеффай вынужден был бежать из дому. Он был лишен своей части в богатом наследстве отца и поселился в чужой земле Тов, в Сирийской области, живя как бедняк.

Сколько страданий доставляет душе несправедливо обиженного его униженное положение! Сколько горечи, печали, законной обиды и недоброжелательства может вырасти в его сердце! Но великодушный человек неспособен на озлобление. Хотя Иеффай с детства и нес издевательства и насмешки, живя среди своих, как чужой, но сердце его не научилось воздавать злом за зло. Напротив, он уступает гонителям даже свою часть тем, что отдаляется от них, находя в Боге свое прибежище и утешение.

Горнило уничижения — большое испытание для человека. Из одних оно творит ангела, из других — негодяя; одних закаляет и укрепляет, других может надломить. Среди многих отверженных и изгнанных обществом есть те, которые несут свое поношение мужественно и достойно, полагаясь на Бога и идя по следам Христа, Который, страдая несправедливо, «не угрожал, но предавал то Судии праведному» (1Пет. 2:21-23). Таким был Давид, когда он бегал от Саула. Таким, в какой-то мере, был и Иеффай. Его отверженное положение смирило его и еще более приблизило к Богу, чтобы верой опереться на правду Божию, «которая не от закона, а чрез веру» (Рим. 3:21-22).

Как и многие из библейских святых, Иеффай подтвердил собой чудную истину о том, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5). Идя этим путем веры и смирения, он сбрасывает с себя родовое пятно и его следствие — людское презрение. Изгнанный братьями, он уподобляется изгнанникам за веру, о которых пишет Павел в своем Послании: «...скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:37-38).

Все это испытал Иеффай. Ему не нашлось пристанища в родной стороне, и он вынужден был скитаться по чужим краям, жить среди тех, кого общество извергло из своей среды. Этих «праздных» людей Иеффай сплотил вокруг себя и стал их предводителем. Они совершали набеги на неприятельские земли и этим жили. В этих набегах он прославился своей воинственностью и необыкновенной храбростью, слава о которой разнеслась далеко.

Так было во все века: «...рожденный по плоти гнал рожденного по духу...» (Гал. 4:29). Человек достойный и могущий стать лидером преследуется теми, кто не достоин его. Печальная, но реальная истина... Как видно, только в подобных условиях созревает Божий человек. Только в огне настоящее золото может быть испытано, переплавлено, очищено (1Пет. 1:7), и тогда его драгоценность и красота откроется всем.

Бог справедлив. Он видит людей насквозь. А потому Он так повернул события, что эти надменные, горделивые братья и все знатные старейшины Галаада оказались в большой опасности: аммонитяне посягнули не только на их свободу, но и на их земли. Услышав об отчаянной храбрости Иеффая, они пришли к нему в землю Тов и просили его вернуться, сразиться с аммонитянами и стать у них начальником и вождем. Гонители вспомнили об изгнаннике и призвали его на помощь. Какой парадокс!

Тот, кто был ими ненавидим, гоним, как недостойный, над кем они глумились, стал их надеждой и опорой в час беды. Так Бог через опасность обнаружил их полную духовную несостоятельность, пробудив их совесть к осознанию вины перед обиженным ими братом. Они не только открыто повинились перед ним, но дали ему полную реабилитацию, признав его верховенство над собой и охотно предоставив ему место судьи в Израиле (Суд. 11:9-11; 12:7).

Так неверие поклонилось вере Божией, плотские оказались у ног духовного и так Бог посрамляет гордость. Это непреложная истина, которую мы уже наблюдали в жизни Иосифа, когда продавшие его братья оказались у его ног: он великодушно простил их и щедро облагодетельствовал. Это прямое указание на Христа и израильский народ: те, кто Его распинал и злословил, будут горько оплакивать это, говорит пророк Захария (12:10-14).

Страдающей Церкви и каждой душе в отдельности, кто твердо хранит веру и верность Господу, дано такое же чудное обетование: «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но суть не таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Отк. 3:9). Бог сделал это для Иосифа, сделал для Иеффая, сделает и для нас. В их земной жизни справедливость восторжествовала. Восторжествует она и в жизни каждого из нас, если мы сохраним веру и верность Господу и проявим к своим обидчикам дух истинного великодушия и прощения.

Иеффай был человеком мудрым, предусмотрительным. Жизнь учила его многому, преподносила неожиданные сюрпризы, а потому он не хотел поступать опрометчиво. Чтобы проверить искренность своих братьев, он, как и Иосиф, сперва испытывает их и только потом доверяется им. Мы читаем: «И пошел Иеффай со старейшинами галаадскими, и народ поставил его над собой начальником и вождем, и Иеффай произнес все слова свои пред лицом Господа в Массифе» (Суд. 11:11).

Человек Божий за разрешением своих проблем прежде всего идет к Богу. В Массифе (он же и Рамоф галаадский, Суд. 11:29; 3Цар. 22:3), где проживала его семья — жена и дочь, — Иеффай перед тем, как идти на битву с аммонитянами, совершает молитву, прося у Господа помощи и защиты. Здесь же он дает свой обет, ставший для многих предметом пререканий и недопонимания. Но об этом дальше.

Перед тем, как приступить к военным действиям, Иеффай сначала дважды посылает послов к аммонитскому царю для переговоров, чтобы урегулировать конфликт мирным путем. Но переговоры не увенчались успехом. Тогда он, исполнившись Духа Святого, начал сражение с аммонитянами, «и предал их Господь в руки его». Война закончилась блистательной победой: аммонитяне были разгромлены, было отнято двадцать городов, захваченными ими  прежде. Иеффай при этом проявил чудеса храбрости. «И смирились аммонитяне пред сынами Израилевыми» (Суд. 11:32-33).

Важно отметить, что это были войны Господни, и Он Сам шел впереди израильского войска, предавая в его руки врагов. Вожди народа, эти славные мужи веры, хорошо понимали это и никогда не приписывали себе заслуг в победе, но смиренно отдавали всю славу Богу. Единственной их заслугой была вера, благодаря которой Господь избирал их для выполнения Его воли. Упомянутые в Послании к Евреям судьи — Гедеон, Варак, Иеффай, Самсон и Самуил — побеждали «не воинством, не силой, но Духом» Господа Саваофа (Зах. 4:6). Они побеждали верой в победное имя Бога, Который сообщал вере Свою силу и мудрость. В будущем пророк Самуил назовет четыре имени из судей, как более славных подвижников веры, воздвигнутых Богом для защиты Израиля от внешних врагов. Это Гедеон, Варак, Иеффай и сам Самуил (1Цар. 12:11).

В этом урок и для нас. Бог учит нас, во-первых, глубокой вере в Его провидение, в Его водительство, защиту и помощь; во-вторых, учит пониманию того, что безраздельное упование на Него движет Божиим сердцем, чтобы скорее идти нам на помощь. Бог вызывает и в нас и вне нас такие силы, которые и приводят к победе. Мужи веры учат нас познанию того, что в духовной жизни собственными усилиями невозможно достичь положительных результатов. Только там, где есть живая вера, Господь сражается за нас и побеждает через нас и в нас (1Кор. 15:57).

Каждый из героев веры с новой стороны открывает веру Божию и является прообразом Христа. Иеффай отражает Его величайшую уничиженность как Сына Человеческого и дух необыкновенного смирения (Фил. 2:5-11). И если с этой точки зрения продолжить рассматривать жизнь Иеффая, то мы обнаружим ряд сторон, удивительным образом напоминающих нам жизнь Иисуса, как «Мужа скорбей и изведавшего болезни», Который был «презрен и умален пред людьми» (Ис. 53:3-4). Удивительна судьба Иеффая: его отец — знатный человек в Израиле, а мать — бедная, беззащитная женщина, лишенная покровительства такого мужа.

Почему Бог, в руках Которого судьбы всех людей и все обстоятельства жизни, допускает лучшим из Своих сыновей испытывать страдания, превратности судьбы, как было у Иеффая? Почему достойнейшие из людей переносят большие унижения и идут путем креста, когда, казалось бы, сама судьба должна приготовить им более счастливую участь?

Так часто рассуждают люди. Но у Бога совершенно другой подход. Ап. Павел по откровению от Духа Святого пишет: «Ибо Господь, кого любит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6; Пр. 3:11-12). Для чего бьет? «...Для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:10-11).

Так и с Иеффаем: Господь созидал из него особый сосуд, на котором прообразно хотел показать одну из сторон происхождения Иисуса, нашего Спасителя, Его трудно понимаемый путь величайшего уничижения. Как Иеффай был сыном знатного Галаада и простой женщины, так и Иисус был Сыном Царя Небесного и Девы Марии, бедной женщины из Назарета. И как братья называли Иеффая сыном «блудницы», так дух мира сего злословил Иисуса, называя Его «незаконнорожденным» и высмеивал Его чудное происхождение. Сатана все о Христе поставил под сомнение: от Его беспорочного зачатия до крестной смерти, воскресения и вознесения. Он старался заронить сомнение даже у Иосифа, обрученного с Марией, человека праведного, который в простоте сердца однажды подумал о Деве Марии неверно, узнав, что она «имеет во чреве» (Мф. 1:18-20). Но Бог вразумил его через Ангела.

Как Иеффай был отвергнут и изгнан своими братьями, так и Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). В пророческом псалме об этом сказано: «Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей... Злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс. 68:9-10). Но как Иеффай был реабилитирован братьями и поставлен на почетное служение начальника и судьи, где он облагодетельствовал свой народ, так и Господь Иисус будет на этой земле принят иудеями, реабилитирован и прославлен ими. И Он облагодетельствует как сынов Израилевых, так и Церковь, дарует благословение всем народом мира.

Теперь коснемся обета Иеффая.

Аммонитяне стояли, приготовившись к войне. Это была реальная опасность: Израилю грозило новое порабощение и поглощение язычниками. Как все это преодолеть, когда в твоем распоряжении только вера и удалая храбрость? Это силы невидимые, невесомые. Поэтому перед своим выступлением Иеффай смиренно обращается к Богу и приносит Ему свой удивительный обет: «Если ты предашь аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие во всесожжение» (Суд. 11:31).

В этом обете отражается все величие души и безграничной преданности Иеффая Господу. Вместе с тем обет показывает, что он разделял и некоторые представления своей среды (ср. 4Цар. 3:27). Иначе, какой смысл был в этом обете, если Бог фактически не нуждался ни в каких дарах людей? «...Что выйдет из ворот дома моего навстречу мне...» — сказал Иеффай. А навстречу ему выбежала ликующая дочь с музыкальными инструментами, чтобы поздравить отца с победой. Какая трагедия!

Как легко подумать, что Иеффай в поспешности дал неразумный обет! Комментаторы Библии Лопухина называют его обет «страшным». Скоуфилд этот обет называет «роковой клятвой». Но фактически все обстояло иначе. И нельзя думать, что Иеффай произнес безрассудный обет. Вспомним, что сам по себе этот обет не предполагал человеческой жертвы; он не был обдуман заранее с точки зрения личной выгоды, но был импульсивным. Это был обет самопожертвования. Иеффай отдавал Господу самое лучшее, что было в его жизни, не зная заранее, кто или что это будет. А это оказалась его единственная, горячо любимая дочь. Этим его обет ценен и величествен.

Все люди горазды отдавать Богу то, что с чужого дома, что легко отдавать и что легко им достается. Так некоторые из верующих посвящают Богу свои таланты, считая, что совершают для Него большие жертвы. Но ведь это не из их собственного дома, т. е. не ими создано, не от их доли, их жизни, их части, не от их трудов и усилий. Такие дары Богу легко давать, потому что фактически Ему мы отдаем Его же подарок.

А Иеффай принес Господу истинный дар сердца: он жертвовал ради славы Божией и ради блага народа то, «что выйдет из ворот дома моего навстречу мне». Это нелегкий обет и великая жертва. Она свидетельствует о большой любви к Богу, преданности и верности: Иеффай жертвовал не то, что видели его глаза, о чем он знал заранее, но жертвовал непредвиденное. Это налагало на него определенную ответственность. Поэтому обет давался в молитве, на коленях, с твердым намерением его исполнить.

Бог даровал Иеффаю победу, и он вернулся домой с триумфом. Навстречу ему из ворот выбежала дочь, ничего не подозревавшая об обете. Это было для Иеффая величайшим испытанием, но его мужественная, непоколебимая вера не дрогнула, не дала ему пасть в отчаяние. Иеффай не отменил обета, он постарался его исполнить. Как он его исполнил, об этом много спорят, много рассуждают. Истинная вера, движимая Духом Святым, подсказала ему, как разрешить эту затруднительную задачу богоугодным способом.

Не надо думать, что Иеффай в буквальном смысле вознес дочь во всесожжение Господу на жертвеннике, как возносят ягнят по ветхозаветному ритуалу. Библия об этом не говорит. Человеческие жертвы были запрещены Богом (Лев. 18:21; 4Цар. 23:10), так как Он человеколюбив и милосерден. Мы уже рассматривали, как Господь заменил жертву Авраама на овна, запутавшегося в чаще рогами. Так и жертва Иеффая была заменена на благородное и возвышенное ее исполнение. Иеффай потому и занесен в число героев веры, что он и в этом вопросе поступил свято. А потому о всесожжении его дочери на жертвеннике не может быть и речи.

Священное Писание не оставляет человека в недоумении и дает ясный, определенный ответ, как Иеффай исполнил свой обет. В Библии сказано: «По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа» (Суд. 11:37-40). Что может быть яснее этих слов: «...и она не познала мужа»? Исполнение обета состояло в том, что она «не познала мужа». Через обет отца дочь Иеффая лишилась права выйти замуж и осталась в девах до конца жизни. Но прежде, чем он посвятил ее Господу, она отпросилась у него на два месяца пойти с подругами в горы оплакать свое девство. Оплакать потому, что и ей хотелось быть замужем, испытать материнство, продлить род, к чему и призвана женщина. Фраза «и он совершил над нею обет свой, который дал» указывает на то, что Иеффай, по-видимому, совершил над дочерью особый обряд посвящения ее Господу для служения в Храме в соответствии с ее полом.

Исполнением своего обета Иеффай, во-первых, показал свое подвижничестве во имя Господа, а во-вторых, явил живую веру в сердце, лишенном узости, себялюбия, неверного, изменчивого духа. И хотя душа его тосковала о дочери, но он с благоговением, подобно Сыну Божию (Евр. 5:7), вознес свою жертву Господу в благоухание приятное. Это было его духовным «всесожжением». То, что дочь Иеффая «оплакивала девство свое в горах» и что израильские девушки ходили оплакивать ее четыре дня в году, не говорит о ее смерти. Этот обычай указывает на то, что дочь Иеффая была в большом почете среди своих сверстниц. В то время девство считалось позором и даже проклятием, потому что лишало девушку великого чаяния ее народа: стать матерью обетованного «семени жены» (Быт. 3:15), т. е. родить в мир Спасителя. К этой цели простирались желания всех святых жен Ветхого Завета. Каждая израильтянка мечтала родить сына в надежде, что он будет обещанным Мессией. Вспомним, как Сарра горевала о своем долголетнем бесплодии, как печалилась об этом же Ревекка и даже предъявляла мужу претензии, что у нее нет детей; как Лия и Рахиль соревновались в деторождении. А как Анна, мать Самуила, скорбела о том, что она бездетна; а родив Самуила, посвятила его Богу.

Дочь же Иеффая через обет отца лишилась этой великой радости и чести, но проявила полную покорность воле отца. Это открывает нам, что в семье Иеффая царил дух истинного богопочитания и благочестия. И не только он по достоинству сопричислен к героям веры, но и дочь его проявила геройство послушания и самоотверженность веры. И вполне заслуженно она пользовалась большим авторитетом среди своих сверстниц.

Благоговение, с каким Иеффай исполнил свой обет, побуждает и нас учиться благоговеть перед Господом и Его святой волей. Успешно служить Богу и при этом осознавать себя «нищим духом», всецело зависимым от Бога, трепетать пред Его словом (Ис. 66:2), покорно принимая то, что нарушает твой покой, — это истинное величие веры. Такой верой обладал Иеффай. Он учит нас тому, как можно путем веры и доверия Богу выйти из бездны уничижения и подняться на большую духовную высоту, стать ценнее всего мира. Иеффай — это пример для всех, кто сознает себя нищим духом; пример для всех униженных и обиженных миром ли, братьями ли, ближними или дальними, одним словом теми, кто нас преследует за веру. Это образ человека, ничего не жалеющего для Бога. Не имея ничего, от Бога он обрел все (1Кор. 3:21-23).

Верность Иеффая Господу стоила ему счастья дочери, потери потомства и большого личного счастья. Но ради Господа он смог все преодолеть с верой. И если все перипетии его жизни рассматривать как козни «льва рыкающего», то этот отважный воин сумел заградить уста этого льва, рыкавшего через братьев и через врагов. Будучи обижен, отвержен, уничижен, он явил такую мудрость, силу и стойкость веры, которая завершилась большой победой для Израиля и принесла им свободу.

Нам, новозаветным верующим, намного легче осуществлять победу над полками зла, потому что Господь наш Иисус Христос совершил на Голгофе полную победу над диаволом и дал нам право пользоваться плодами этой победы (Кол. 2:15; 1Кор. 15:57).

 

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

 www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: