Веселое сердце благотворно

В категориях: Созидая свой внутренний мир


«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». (Прит.17:22)

 

Павел Бегичев

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение; (Еф.5:4)

Когда я был еще только начинающим проповедником, не раз слышал я от убеленных сединой старцев о том, что шутке не место на кафедре. Дескать, проповедовать надо всегда серьезно. Да и на молодежных общениях смеха допускать не стоит. Ибо грех!

Будучи от природы человеком смешливым, я, конечно, очень страдал. Старался не читать юмористической литературы, подавлял в себе желание шутить. И все из-за этого стиха. Аргумент, кажется неопровержимым, но все же давайте попробуем разобраться.

Когда я стал изучать этот вопрос в Писании, то увидел, что юмор, смех, веселье и шутка могут быть вполне безобидны и даже хороши. Ничего плохого в смехе и шутках нет. Наоборот, часто смех и веселье — это признак Божьего благословения. 

·Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием. (Иов.8:21) ·тогда уста наши были полны веселья (то же слово), и язык наш - пения; тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!" (Пс.125:2)

Иногда смех ироничный и даже саркастический выражал торжество Божьей победы над идолопоклонством.

·В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! (3Цар.18:27)

И уж даже мрачный Экклесиаст, поставивший грандиозный эксперимент, решивший узнать, есть ли что-либо в этой жизни ценное само по себе, без Бога, и пришедший к выводу, что все суета, и что печаль лучше смеха писал, что тем не менее: ·время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; (Еккл.3:4)

Потом в Новом Завете, я с удивлением обнаружил, что Христос шутил: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Матф.23:24), «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Матф.7:3) 

Бревно в глазу и фарисей, глотающий верблюда — очень тонкие и остроумные образы, которые выдают даже заметное интеллектуальное изящество. Ведь большинство древних шуток были простыми и бесхитростными с изрядным душком пошлости… Так ученые археологи нашли юмористический сюжет в наскальной живописи, и оказалось, что больше всего развеселить пещерного человека мог спотыкающийся о камень соплеменник.

Однако тут мы подходим к важному вопросу: действительно не всякий смех приличен христианам.

Библия перечисляет виды смеха, которые являются явным грехом — это насмешки над нищими и убогими. Это смех Сарры, которая не поверила Богу. Это презрительные насмешки над людьми, делающими Божье дело.

И даже сказано в Библии, что Бог торжествующе посмеется над неразумием глупцов, противостоящих Вседержителю: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им». (Пс.2:4)

Смех имеет широкий диапазон от легкой шутки до сарказма. Но действительно ли всякий смех запрещен христианам? Давайте попробуем истолковать исходный стих из послания к Ефесянам.

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение; (Еф.5:4) 

Сразу надо сказать, что мне не понятно откуда взялось там слово «сквернословие», ведь по-гречески мы читаем вместо него слово ασχρτης — безобразие, уродливость. Речь идет, скорее всего, о безобразном поведении, сродни шумной пьяной вечеринке.

Слово «пустословие» — μωρολογα — буквально означает «глупые слова», глупоречие.

Три слова — безобразие, глупоречие и смехотворство — объединены в одну категорию словом «которые» и противопоставляются слову «благодарение». 

Поэтому запрещенное смехотворство нельзя рассматривать отдельно, в отрыве от безобразного поведения и пустых речей. Здесь запрещен не просто смех, а смех сопровождаемый безобразием и глупостью.

Более того, раз слово «пустословие» (μωρολογα) буквально означает «глупые слова», а глупец, с точки зрения Священного Писания, — это не человек с низким IQ, но в первую очередь безбожник. Поэтому Павел запрещает не юмор как таковой, а шутки, граничащие с безбожным кощунством, остроты уродливые, глупые и унижающее чье-либо достоинство. 

И еще, мы должны обратить внимание на слово «напротив». Смехотворство явно противопоставлено благодарению. Другими словами, безобразное поведение, глупые слова и смехотворство — это нечто противоположное благодарности.

То есть апостол запрещает шутовство, источником которого стало неблагодарное сердце. Иными словами, это желчное высмеивание, выискивающее повод обвинить Бога и людей во всех своих бедах. Это «юмор» сродни низкопробным стишкам Демьяна Бедного «Новый Завет Без Изъяна Евангелиста Демьяна».

К сожалению, и среди верующих иной раз встречаются «шутники», которые могут изливать желчь своего сарказма на Бога и ближних, желая их унизить и выпятить себя. Да и сам я порой не могу удержаться от подобного греха. Но грех есть грех. Чего уж тут… 

Но делать полный запрет на шутки и веселье, это, пожалуй, перебор. Особенно, если шутка помогает уяснить истину Божью, и используется в качестве удачной иллюстрации к проповеди, то это, на мой взгляд, просто прекрасно.

Нам есть от чего веселиться и шутить. Это у неверующих мало поводов для смеха и веселья. К ним обращены грозные предупреждения:

· Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. (Лук.6:25)

· Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. (Иак.4:9)

А мы с вами, братья и сестры да удержимся от духа уныния. Помните, что «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». (Прит.17:22)

Или как перефразировал это библейское изречение горинский барон Мюнхгаузен: — Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо — еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

 

 http://www.protestant.ru/news/analitiks/?id=5160

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: