Вторая заповедь: ее вечная природа и актуальность

В категориях: Спаси и сохрани


 

Зайченко А.С.

 

 

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, (Исх.20:4,5)

 

Вторая Заповедь непосредственно требует от человека «не делать себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняться им и не служить им» (Исход 20:4-6). Заповедь прямо запрещает идолопоклонство и языческие культы, но оказывается она не устарела, поскольку человек продолжает делать изображения, которым поклоняется. И сегодня люди вместо рукодельных божков и идолов создают себе иные кумиры, которым они пытаются служить, которые захватывают их души, дух, забирают время и ресурсы и которым они, безусловно, поклоняются.

1 Что хотел сказать Господь Второй Заповедью.

Во Второй заповеди Господь развивает и детализирует Первую Заповедь… Здесь Господь как бы говорит человеку: Ты - Мое самое ценное творение, но одновременно ты – свободная личность, которая может совершать бытовые, производственные, общественные и мировоззренческие ошибки. Ошибки Я прощу и помогу тебе исправить их, но не пытайся обмануть Меня. Ибо ошибки с идолослужением и изображениями Бога, которым поклоняются, переходят в страшный грех – попытку обмануть Бога».

Если внимательно вчитаться в текст этой заповеди, то можно сделать вывод что здесь речь идет о двух запретах: о запрете кумиров и запрете изображений, разных предметов, которые человек использует для облегчения своих контактов с Богом.

Итак, первый запрет:
Не делай себе кумира.

Что такое кумир» В словаре В. Даля приводится такое определение – «изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван. Предмет бестолковой любви, слепой привязанности».

Кумир - это вещь. Она может быть только "похожа" на что-то, но сама по себе не является реальной личностью. Кумир - это продукт воображения, в то время как знание есть плод изучения, информированности и способности различать. Кумир творится мной или другим, истина о Боге исходит от Бога. Кумир является проекцией наших идей, Бог есть Творец всего.

Не божество воплощено в кумире, а человек сотворен по образу Божьему. В поисках Бога мы не должны вглядываться в самих себя - мы устремляем взор к Богу. Он говорит нам, сколь уникальна наша человеческая природа, сотворенная по Его образу, - и мы обнаруживаем в себе нечто большее, чем только нано-физические и нейро-химические процессы. Люди могут помешать нам добраться до какого-то места, но ни в одной точке земного шара они не могут воспрепятствовать нам прийти к истинному познанию Бога.

Вера это не пассивная рефлексия утомленного жизнью ума и не досужие размышления о непознанном, она требует концентрации усилий на выполнении духовных и поведенческих действий, в том числе исполнения запретов, которые накладывает на нас Господь. Бог не следует принципам политкорректности и толерантности по отношению к лже-богам, идолам, Он разоблачает их как религиозных паразитов, зрительных, слуховых и прочих иждивенцев, эксплуатирующих реальную потребность человека в живом Боге. Об этих ритуальных самоделках Господь говорит: «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Исаия 42:8.

Таким образом, Закон Божий запрещает человеку создавать изваяния, будь то резные идолы или литые кумиры. Но делать кумира можно не только из материалов но и в своем воображении, виртуально. Можно наделить его воображаемой силой, могуществом, придать ему воображаемые свойства связываться с нами, реагировать на наши просьбы, устраивать наши дела. Вот он удобный кумир, всегда носимый с собой или даже в себе, непритязательный в критике и безотказный в доступе, Но в целом, – это продукт сомнительного качества, отдающий скорее шизофренией и социальной патологией.

Второй запрет, содержащийся в это заповеди звучит: «Не делай себе … никакого изображения ...; не поклоняйся им и не служи им.

Верующих подчас беспокоит серьезность требований Создателя к человеку, условность и заветность диалога между Господом и человеком, неопределенность Его реакции на наше поведение, незнание его воли, и, конечно, их страшит молчание Бога. Это пространство между Спасителем и верующим, возникающее из-за слабости и неполноты личной веры, человек стремится преодолеть одним рывком, одним простым усилием: созданием заместительного изображения Бога, или посредством культа святых, мощей, созданием в шаговой доступности артефактов так называемой фоновой святости. Для этого используются также специальные обряды освящения сначала воды, а потом уже этой «святой водой» окропление зданий, техники и людей, на которых как бы переносится Божья благодать. Человеку уже не надо бороться со своей греховностью, не надо молитвенно трудиться, чтобы выйти на молитвенное и личное общение с Богом. Подумаешь, какие-то грехи мыслей, слов и поведения. Можно просто обратиться к иконам, мощам, можно коснуться освященных мест и предметов, или окропиться «святой водой» - и сразу полегчает. И можно грешить дальше.

Как же появились иконы у христиан? Начиная с четвертого века, когда император Константин принял христианство и объявил его государственной религией, евангельскую весть стала стремительно распространяться среди варварских племен. Но тут миссионеры столкнулись с серьезными проблемами. Язычники из варварских племен не имели навыков, культуры, а подчас и просто терпения слушать и вникать в библейские тексты и разбираться в сложных понятиях. Библия была написана только на латыни, сами евангелисты и проповедники не всегда были богословски подготовленными (богословие только зарождалось). Поэтому многие христианские миссионеры начали рисовать картины, лепить и вырезать изображения, для образности искать аналогичные сюжеты и героев из данной языческой мифологии, все это помогало при объяснении и делало более доходчивыми библейские темы и сюжеты. Многие языческие идолы, истории и сюжеты ушли навсегда, но на их место встали «святые», иконы, мощи и некоторые обряды. Все они были призваны выполнять приблизительно те же «положительные» функции, что и их языческие предшественники - например, защищать путешественников, содействовать урожаю, покровительствовать женщинам, помогать воинам и пр. Принятие всех этих дополнений к христианству, по существу, стало исторической уступкой язычеству, временным компромиссом, ради достижения великой и святой цели. Но все это прямо запрещено Священным Писанием. Поэтому в Католическом Катехизисе при перечислении Декалога полностью пропущена «неудобная» Вторая Заповедь, а десятая, для полного счета, наоборот, разделена на две.

Что касается православия, где почитание изображений выражено даже сильнее, чем в католицизме, то на эту нестыковку здесь просто не обращают внимания.

Да, конечно, иконы – это не кумиры и православные не верят им как идолам, но это - изображения, которым поклоняются многие верующие и это поклонение отражается не только в их чувствах и переживаниях, но и в той чести, которая отдается нарисованным картинкам в ритуалах, в том числе в виде предоставления им особо почетных мест в храмам, домах и квартирах, мест, которые им выделяет не Бог, а сами люди. Но Бог говорит: «Не дам славы Моей иному» Исаия 42:8.

Любое изображение Всевышнего в любом виде и из любого материала не может отразить всю глубину личности Нашего Господа, и не только Его образа. Любое такое изображение обкрадывает верующего, обедняя гамму его чувств, переживаний и даже зрительных образов «внутреннего человека», забирая у него его способность личного, не навязанного никаким сторонним «художником», образного общения с Богом. Но помимо всех этих богопознавательных мотивов со стороны человека, направленных на воздержание от изображений, ритуалов и прочих «добавок» для удобства общения с Господом, имеется еще один, самый главный аргумент, идущий с другой стороны, со стороны Бога: «Не делай себе кумира и никакого изображения … не поклоняйся им и не служи им» - аргумент, который сразу ставит конец всякой дискуссии в этом вопросе.

Вместе с тем, эта заповедь не запрещает нам делать изображения не для поклонения, рисовать картины, или заниматься изобразительным искусством. Человек волен отражать в своих произведениях явления и чувства, которые он черпает из окружающего мира. Скорее, эта заповедь призвана показать, что библейского Бога нельзя втиснуть в некое пространство или предмет или придуманный человеком образ. Его нельзя выразить через конкретные произведения рук человеческих. Бог не является чем-то конечным и ограниченным. Источником знаний о Нем является Его откровение, которое передается нам через нашу личную веру. Само же представление о Нем есть результат духовной зрелости и честности каждого человека; оно не имеет ничего общего с доступностью, внешним видом, месторасположением и наличием ключа от двери. Бог хочет, чтобы Ему поклонялись как Он того хочет, а не как это удобно людям: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24). Это значит, мы должны славить Его и поклоняться Ему всем своим существом, всем сердцем, разумом и душой, в чистоте, в умении различать, в готовности совершать внутренний, духовный труд, чтобы понять и принять Его. Истинное и доступное нам знание о Боге значит больше, чем увиденное своими глазами. Приход к Богу - это честное стремление познать Бога и принять Его, а не некие странствования, специальные лишения, а также чувствительность художественной натуры или медитации на тему "инаковости".

Итак, Вторая Заповедь говорит о вере в настоящего Бога как волевом акте личной веры, который требует от человека определенной напряженности его интеллектуальных, эмоциональных сил, его духовного воображения. Заповедь борется с «ленивым», пассивным восприятием Бога через изображения, внешние эффекты и не только зрительные, но и слуховые, когда они заменяют работу мысли и духа.

2. Актуальность и современность Второй Заповеди

Сегодня, как никогда раньше становятся виды катастрофические результаты нарушений буквы и духа Второй Заповеди, запрещающей создавать кумиры и преклоняться перед чем-либо и кем-либо кроме единого Бога. Объявляя себя свободными от Христа, уходя от Бога, освобождаясь от Его заповедей, люди становятся рабами старых и новых страстей и пороков. Человек быстро находит себе объекты для обожания: звезды шоу бизнеса, артисты, спортсмены. Современными кумирами стали земное счастье, физические удовольствия, богатство, преклонение перед лидерами, вождями и многое другое. Идолом становится «наука», когда она выступает против веры, когда она пытается доказать свою исключительность и непререкаемость в процессах миропознания. В идола превращается все, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы, время и здоровье в ущерб спасению своей души.

В то же время в этих страстях и пороках мы узнаем старые грехи, которые поражают человека ХХI века. Сегодня, как и в прошлом, есть много людей, в которых страсти господствуют над волей, психикой, поступками. Это было всегда: и в языческие времена, и в продолжительной истории христианства. Но верующий человек, боящийся Бога, всегда имел поддержку от Отца Своего Небесного и во многих случаях был в состоянии сдерживать эти страсти и контролировать пороки. Он активно боролся со своими грехами и часто побеждал.

Сегодня человеческое сердце, утратившее любовь к Богу не может переносить образовавшуюся пустоту и пытается перенести свою несостоявшуюся любовь на надуманные, искусственные объекты обожания. В эту духовную и нравственную пустоту и врываются старые как мир грехи в новой оболочке и, не найдя достойного сопротивления в сердце, утвержденным Самим Господом, становятся новыми идолами, закабаляющими не только тело и чувства человека, но и его душу, и дух.

Итак, объявляя себя свободными от Христа, уходя от Бога, освобождаясь от Его заповедей, люди становятся рабами новых страстей и старых пороков. Сегодня значение Второй Заповеди заключается не только в напоминании о необходимости исполнения содержащихся в ней двух запретов (не делай идолов и не создавай изображения для поклонения). Ее главный смысл состоит в предупреждении современного человека о неизбежности наказаний за ее неисполнение. Вторая Заповедь – это не досужий совет, а часть Божьего Закона, за нарушение которого человеку грозит суровое наказание.

Поэтому именно о современных поколениях бывших христиан, отвернувшихся от Бога и Его заповедей говорит апостол Павел: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела». (Рим.1:21-4).

 

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: