Задача России на 2011-й – стать тихоокеанским лидером

В категориях: Общество, Церковь и власть

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Кажется, что это не скоро - осень 2012 года, Владивосток, форум АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). На самом деле все куда ближе и куда сложнее. И начинать работать надо сейчас. Потому что тот, кто проводит ежегодный форум, - это страна-председатель АТЭС. Работающей круглый год организации из двадцати одной экономики - от больших США до маленького Брунея.

Построить отели и мосты во Владивостоке - это пусть нелегкая, но понятная работа. Куда сложнее России в течение начавшегося года, пока в АТЭС еще рулят сменившие японцев американцы, сделать главное: определить тему председательства. Это не пустяк. Это такой не пустяк, который, возможно, потребует пересмотра немалой части всей внешней политики страны.

Американцам интересна свобода торговли

Это не 12 месяцев, а вообще-то 11. Ежегодные недельные форумы АТЭС, венчающиеся саммитами, обычно проходят в ноябре, редко в октябре. Дальше председательство передается следующей стране. Так это было после форума в Иокогаме в 2010 году. 12 декабря на встрече старших должностных лиц АТЭС в Гонолулу (Гаваи) США объявили тему своего председательства на 2011 год: двигаться к созданию в Тихоокеанском регионе "бесшовной экономики". И обозначили пути: укрепление региональной экономической интеграции и расширение торговли; продвижение "зеленой" (экологически дружественной) экономики; расширение сотрудничества по части регулирования торговли.

Не очень эффектные формулировки, но еще есть время подправить, сделать их запоминающимися. Так или иначе, ясно: американцы сосредоточатся на свободе торговли. Что вполне логично и совпадает с главными направлениями их деятельности в АТЭС уже много лет.

Американцам нужно увеличить экспорт в страны, которые умеют защищать свои рынки: США пострадали в прошлые годы от Японии, Китая, многих других, которые любят экспортировать сами и умеют мягко не пускать других на свои рынки. А АТЭС - это такой механизм, с помощью которого можно договариваться о правилах игры как раз по экономике. Политикой в АТЭС почти не занимаются.

Другие страны-председатели выдвигали нечто иное. Предыдущая, Япония, сделала упор на "человеческую безопасность" (как резерв ускорения роста), были и такие темы, как вовлечение в тихоокеанскую экономику коренных народов и племен (если вспомнить, что в АТЭС входят Индонезия, Перу и еще множество государств с племенами, то тут все понятно).

То есть тема должна быть важной для страны-председателя, но приемлемой и интересной для всех остальных.

И далее, выдвинув тему, председатель проводит - чаще всего на своей территории - не менее 30 самых разных встреч, в каждой из которых участвует большинство членов АТЭС. Это целый ворох комиссий и подкомиссий, многие на уровне министров. По информатике, туризму, рыболовству и так далее. И везде надо быть лидером дискуссий.

В принципе в лице АТЭС мы имеем нечто вроде анти-ЕС. "Анти" потому, что в АТЭС все делается исключительно добровольно, без евростандартов, но почему-то действует лучше, приносит большие результаты. И это мощный механизм, который работает весь год. А форум - то есть то, что будет в 2012 году во Владивостоке, - это довольно формальное мероприятие, нечто вроде финального бала после долгих трудов.

Бал устроить тоже нужно уметь, но дело не только в нем.

Замшелая политика

Не открою большого секрета, если скажу, что работа по поиску темы председательства уже началась - на экспертном и правительственном уровне. И сразу же принесла множество неожиданностей.

Начнем с того, что Россия вступила в АТЭС в 1998 году и с тех пор продвигает так же, как и соседние страны-члены АТЭС, один и тот же набор инициатив. Совместная борьба с природными бедствиями и терроризмом, системы безопасности региона, территория России как "транспортный мост" между Европой и Азией и так далее. Впервые этот набор направлений был сформулирован еще при Михаиле Горбачеве (речь во Владивостоке в 1986 году) и принципиально не менялся.

Похоже, что наше председательство в АТЭС - хороший повод подумать, а что из этих предложений дает хоть какой-то эффект, а что встречает у партнеров одно лишь усталое недоумение.

Особенно интересно, почему транспортные проекты "Европа-Азия" получаются у кого угодно, кроме России. Китай, например, успешно восстанавливает маршруты Шелкового пути через Центральную Азию.

Что касается постоянных предложений обезопасить весь регион, следует вспомнить, что АТЭС - это не как НАТО, а как ЕС. Это организация, создающая единое экономическое пространство. Безопасность ему тоже не мешает, но для ее продвижения есть ну хотя бы АРФ - региональный форум по безопасности, проходящий в рамках АСЕАН, а не АТЭС.

Дальний Восток как особая проблема

Стало уже привычкой Москвы заявлять, что АТЭС - это инструмент для развития Сибири и Дальнего Востока. Этой привычке тоже более 20 лет. Да вот и выбор Владивостока как места проведения очередного форума - из той же оперы.

Но не пора ли задуматься о том, что за эти 20 лет мир порядком изменился? Например, США и Канада - тоже члены АТЭС, участвующие в организации как бы лишь половиной своей территории. Но никто же там не говорит, что АТЭС - это способ развития западного побережья, Калифорнии, например. А для побережья восточного существует, скажем, ЕС.

Тихоокеанский регион стал почти для всех крупных стран вопросом выживания: если у тебя все получается там, можно не беспокоиться за свое будущее. Все едут в Китай, соседние государства, бьются за сделки. Россия далеко не первая. Да и вообще надо признать, что роль России в регионе (и в АТЭС) пока что второстепенная.

Возможно, пора ясно сказать, что тихоокеанская политика России - не локальная. Смысл ее в том, чтобы всей России, а не только ее восточной части, не отстать от давно наставшего тихоокеанского века. Тем более что инвестиции из стран АТР идут далеко не только на наши восточные территории, а еще и в Москву, Петербург и так далее. Более того, они идут в западную часть России подозрительно чаще, чем в восточную. И тут тоже есть над чем задуматься.

Вряд ли можно полагать, что кому-то в Москве удастся создать новую тихоокеанскую политику за несколько месяцев наступившего года. Скорее можно надеяться на иное. 2011 год и российское председательство в АТЭС помогут начать процесс обновления этой политики. Процесс, который может занять несколько лет.

http://www.rian.ru/analytics/20110109/314582765.html

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: