Давид и Саул

В категориях: Наставь и научи


В.Я. Канатуш 

 

Апостол Павел говорит: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Он имел в виду, конечно, и Иеффая, и пророка Илью, но более всего Давида, а также многих других. Здесь он открывает один из величайших законов духовного мира: благословению предшествуют страдания, а славе — смирение (Пр. 15:33). Путь Господень ведет человека сначала вниз, затем вверх.

Отчего зависит, что два избранника Божия совершенно по-разному относятся к Богу? От их веры и послушания? Или от их благочестия? В чем секрет преданности человека Господу? Почему Давид оказался мужем по сердцу Божию, который исполнил все хотения Его, а Саул, тоже Его помазанник, не устоял в своем призвании и был отвергнут Богом от царства? И почему одни люди от рождения льнут к Богу, крепко любят Его и Его истину и повинуются Богу с радостью? А другие, тоже верующие, тоже служащие Богу, но и вера их, и любовь, и послушание — без огонька, без ревности, как бы по обязанности, по привычке, по традиции.

Саул не устоял в своем высоком избрании, потому что решил действовать независимо от Бога и Его повелений. Своим непослушанием он разорвал нить, связывающую его с Богом, и в результате был отторгнут от царства. На место Саула был избран его ближний, его зять и военачальник, Давид, как и сказал ему Самуил (1Цар. 15:28-29). Когда Самуил помазал Давида на царство, Дух Господень почил на нем, а от Саула отступил, «и возмущал его злой дух от Господа» (1Цар. 16:13-14).

Что значит это выражение? Разве может Бог наслать на человека злого духа? «От Господа» — значит по закону, установленному Богом, по Его допущению. Непослушание и своеволие Саула были так велики, что Бог снял Свою охрану над ним и попустил злому духу мучить и терзать его (1Ин. 5:18; 1Кор. 5:5). Кроме того, древние евреи все относили к Богу, как к первопричине. Например: дух распри (Суд. 9:23), дух лжи (3Цар. 22:19-22), дух опьянения (Ис. 19:14), дух усыпления (Ис. 29:10). Сознание того факта, что Бог его отверг, а Самуил его оставил, подействовали на необузданный характер Саула угнетающе и вызвали у него припадки безумия (1Цар. 18:10; 19:9).

На примере Саула мы видим, как злой дух может овладеть и верующим человеком, когда тот откроет ему дверь в свою жизнь. А дверь открывается тогда, когда мы не соблюдаем законов духовной жизни и не храним себя в чистоте и верности Богу. Всякий грех, всякое отступление от Слова Божия влечет за собой последствия и наказание и дает сатане право вторгаться в жизнь человека. Поэтому Ап. Павел настойчиво предупреждает членов Церкви: «...не давайте места диаволу» (Еф. 4:27). Примеров тому сколько угодно и в Писании, и в практике жизни, особенно в наши дни умножения беззакония. Евангелие открывает много примеров бесноватых и одержимых, которых исцелил Иисус; почти все они были сыны и дочери Израиля, давшие место диаволу в своей жизни (Мф. 4:23).

Какая трагедия: иметь Духа Господня, быть Им помазанным на царство, совершать подвиги Его силой, а затем все это потерять и превратиться в настоящего одержимого, которого тяжко мучил дух зла, пока не привел его к смерти! Это хороший урок для нас: за непослушание Богу Дух Святой может оставить человека, а злой дух — занять Его место в сердце. С того времени, как Дух Святой отступил от Саула, Саул начал все более и более скатываться вниз, а Давид — все более и более возвышаться. Правда, Саул пытался утвердить себя вопреки своей отверженности Богом, пытался царствовать вопреки воле Божией, но сердце его ожесточилось и в этом ожесточении закостенело; он переживал тяжкую внутреннюю подавленность. Фактически Саул — это образ страшного внутреннего обнищания на путях своеволия, приведшего его к трагической развязке.

Волей небес случилось так, что юный Давид был позван к царю играть на гуслях, чтобы звуками духовных мелодий успокаивать его сердце, когда демон возмущал его. Давид очень понравился Саулу, особенно в тот день, когда он поразил Голиафа и стяжал славу для него и его народа. Но когда женщины в своих хороводах восклицали: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» (1Цар. 18:6-8), это пробудило в нем болезненную подозрительность по отношению к Давиду, которая переросла в зависть: царь позавидовал возрастающему влиянию Давида, могущему стать претендентом на престол. Его влияние открывало в нем носителя нового духа и новой жизни от Бога. Зависть затем переросла в ненависть и во вражду.

«И было на другой день напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене. Но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида; потому что Господь был с ним, а от Саула отступил» (1Цар. 18:10-12).

Это была первая явная вспышка вражды со стороны Саула, которую он до времени старался еще скрывать от народа, потому что весь Израиль любил Давида. Но затем неприязнь переросла в конфликт, а конфликт — в затяжное преследование Давида. Саул, после победы Давида над Голиафом, увидел в Давиде угрозу своему трону. Так было всегда: присутствие духовного человека невыносимо для плотского, и рожденный по плоти гонит рожденного по духу (Гал. 4:29). Фактически это были яростные атаки бесовских духов, чтобы не допустить Давида до царства и преждевременно списать его с земли. Эти атаки продолжались (с небольшими перерывами) почти всю его жизнь. Это не Саул, не его душа, а злой дух через Саула ненавидел и преследовал Давида, боясь этого дерзновенного мужа Божия, наводившего великий ужас на власти тьмы.

Какие только замыслы вдальнейшем не строил Саул против Давида, чтобы устранить его! Он не мог выносить его присутствия в своем окружении, а потому назначил его военачальником и поручил вести войны Господни (1Цар. 18:17), тайно лелея мысль руками врагов умертвить его на поле брани. Но Давид везде действовал благоразумно, осмотрительно и успешно, ни в чем не подавая повода против себя, и одерживал победу за победой над врагами Израиля. За воинственность и отвагу он очень понравился всему народу и популярность его возросла еще более.

Влияние Давида на придворных Саула, на его сына и дочерей было так велико, что Саул проникся к нему еще большей завистью и ненавистью. Вместо того, чтобы воспользоваться авторитетом, величием, героизмом и успехами Давида во благо себе и народу, Саул в своей крайней подозрительности стал считать его своим величайшим врагом, сделавшись слепым орудием сатанинской мести. Давид же со своей стороны был кристально чист по отношению к Саулу, не посягал на его власть и не пытался силой отнять царский престол. Однако в своем ослеплении Саул не доверял Давиду и панически его боялся. Его борьба против Давида вытекала из его собственного сердца, а потому с непостижимой страстью Саул преследовал Давида и искал любого повода, чтобы его умертвить.

Он пытался его убить через Мелхолу, свою дочь (жену Давида), которая, впрочем, оказалась на стороне мужа и помогла ему спастись. Саул воздвиг гонение на родных Давида, изгнав их из страны и лишив благословений родины. Давид бежал в пустынные места иудейской земли и там скрывался, но и туда приходил Саул преследовать его. Какую непостижимую ревность и настойчивость сообщают духи зла человеку, чтобы заставить царя лазить по склонам гор, по пещерам и ущельям земли, бродить по пустыням, подвергать себя неудобствам и лишениям! И ради чего? Чтобы уничтожить одного человека — своего соперника! Как видим, в погоне за святыми людьми силы зла не знают усталости и покоя, стремясь погубить хотя бы одного из тех, кто разгадал их козни и твердой верой противостал им.

Кто не испытывал этих томительных скитаний и тягот, когда негде склонить голову, тот не знает, до какого отчаяния они могут довести человека! Преследования Саула оказались столь тяжелы, что Давид в конце концов вынужден был вместе со своими женами и дружиной искать убежища в Гефе, у филистимского царя Анхуса. Анхус принял его, как героя Израиля, и в силу определенных соглашений предоставил ему и сопровождавшему его отряду город Секелаг для временного жительства. Без сомнения, это было ошибкой Давида, и этот шаг был продиктован скорее нуждой и отчаянием, нежели упованием веры. Там они прожили один год и четыре месяца. Бог, учитывая опасность такого сожительства с филистимлянами, вскоре вмешался и вынудил Давида оставить это убежище.

Однажды Давид со своими воинами отлучился. В это время амаликитяне напали на Секелаг, сожгли его, а женщин и всех, кто там был, увели в плен. Это происшествие повергло Давида и его дружину в смущение и великую скорбь. Но затем он укрепился упованием на Господа и, вопросив Его воли через ефод священника, догнал и поразил амаликинян, отнял награбленное и возвратил жен и всех людей. Этот эпизод произошел в то время, когда в сражении с филистимлянами погиб Саул со своими сыновьями. Старейшины Иудеи пригласили Давида к себе и воцарили его в Хевроне над своим коленом.

Ставится вопрос: почему Давид, помазанник Божий, Его избранный сосуд, прежде чем взойти на царство, должен был терпеть такие жестокие гонения от отвергнутого Богом царя и скитаться «по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли»? Почему Бог допустил ему это горнило страдания? И почему, отринув Саула и помазав Давида на царство, Бог тот час не предал Саула смерти, как он того заслуживал?

На это имеется три веских причины. Это по сути дела три тайны Божии, открытые через библейские образы.

1. Прежде всего, здесь демонстрируется характер самого Бога, Его великое человеколюбие и милосердие, Его благость и милость к людям и, в частности, к Саулу. Слово Божие говорит: «Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2Цар. 14:14). И еще: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).

Бог не хотел оставить Своего помазанника Саула в вечном отвержении, не хотел гибели его души, но искал способа отвратить его от злого пути, чтобы дать ему будущность и надежду (Иер. 29:11). Как ни грешен Саул перед Богом, как ни обманут, обольщен и даже одержим духом зла, который воспользовался его своеволием и ожесточил его сердце до безрассудства, любящий Бог все же искал пути спасти его душу. Давид это тоже понимал и содействовал Богу в этом.

Удивительно другое: Давид не посягнул на жизнь своего жестокого гонителя, который причинил ему тяжелейшие страдания. Давид почитал Саула, как помазанника Господня. Он духом понимал, что нельзя поднимать руку на того, кого поставил Сам Бог. Он считал помазанника Божия неприкосновенным и не позволил низменным, эгоистическим чувствам возобладать над собой. Он хотел получить царство из рук Самого Бога, а не захватывать его силой. Давид благоговел перед Божией волей и Его святостью и всем сердцем содействовал победе Благодати в личности Саула. Он не мог допустить, чтобы здесь сатана одержал победу и силы ада ликовали, а Бог печалился. Верой проникнув в тайну Благодати, тайну сердца Божия, он молится о Сауле, предоставляя Богу право его спасать.

Что же делает Господь?

Бог дает Саулу время убедиться, как он глубоко провинился перед Ним и что Давид по достоинству помазан на царство. Господь предоставил Саулу время для покаяния и осознания своего греха и открыл ему, что сатана его обманул и через него вредит делу Божию и губит его самого. Все это Саул в конце своей жизни понял и, надо полагать, перед смертью исповедал. Нам не показано, как он каялся, но милость Божия, несомненно, в нем восторжествовала — об этом свидетельствует плачевная песнь Давида (2 Цар. 1:17-27).

2. Вторая причина страданий Давида — их воспитательная роль. Бог проводил Давида не только через большие испытания, но сами эти испытания сделал для него школой послушания. Если Сына Божия во плоти Бог Отец учил послушанию через страдание (Евр. 5:8-9), то тем более многих из Своих детей, в особенности служителей, в том числе и Давида, помазанного на царство. Эти испытания закалили его дух, помогли возрасти в вере, в доверии Богу, словом, были школой, где Давид шаг за шагом постигал искусство духовной борьбы (Пс. 143:1) и победы над невидимым врагом (Пс. 26:1-3).

Бог учил его пути креста (Пс. 17; 21; 83), готовил быть отцом Иисуса Христа, Агнца Божия. Готовил Давида быть великим прообразом Христа страдающего, преследуемого и распятого. И как Христос прежде Своего воцарения прошел крестный путь, так и Давид, перед тем, как взошел на престол, был гоним, много бегал от Саула, и, хотя был помазан на царство еще при жизни Саула, фактически стал царем только после его смерти.

3. И третья причина страданий Давида в том, что диавол все время провоцировал его на грех и преступление. Он знал, что из дома и рода Давидова должен родиться Искупитель, Который поразит его. Поэтому он и обрушивал на Давида заранее продуманные, тонко рассчитанные и искусно подготовленные удары с тем, чтобы его погубить. Это были нападки со стороны сатаны, духа мира и людей, используемых властями тьмы.

Давид дважды был поставлен перед великим искушением убить Саула, когда тот попадался в его руки. Но он всякий раз разгадывал умысел сатаны и твердой верой противостоял ему в страхе Господнем: «Да не будет руки моей на помазаннике Господнем». Этим Давид не только победил искусителя и человекоубийцу, но совершенно сокрушил сердце Саула. И когда Саул понял, что Давид будет настоящим, богоугодным царем Израиля, он клятвенно просит Давида не искоренять его потомства (1Цар. 24:21-22).

Своим праведным обращением с Саулом Давид в своем сердце и духе наглядно осуществил завет Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44-48). И Давид стал одним из любимых Его сыновей.

Но и после того, как Давид помиловал Саула и этим сокрушил его сердце, преследования не прекратились, что со всей очевидностью доказывает, что не человек, а сатана так страшно ненавидел Давида и гонялся за ним по пятам. Злой дух, мучивший Саула, гнал его искать своего соперника во всех укромных местах иудейской земли, так что Давиду негде было скрыться, и он убегал к филистимлянам. Помазанник Божий бежит от своих братьев, которым призван служить, — какой парадокс: он бежит к врагам своего народа! Но таков тернистый путь к престолу. Это точный прообраз того, как со Христом поступили иудеи: пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Тогда Он обратился к язычникам и из них составил Себе Церковь.

До смерти Саула Давид оставался в изгнании, лишенный родины, общения со своим народом и поклонения Богу в земле предков. Великий и славный царь Израилев, князь Божий, любимец Господа и народа бегал по пещерам и ущельям земли, скрываясь, как преступник, испытал уничижение во всей его неприглядной наготе и беспощадности. Тот, кого Бог подготавливает для великого служения, проходит путем Агнца, путем, ведущим на заклание. Это путь сынов креста. Достойно управлять в Божием Царстве могут лишь те, кто достойно нес страдания.

Прежде чем Бог вознесет избранных Своих на высоту небес, в славу возлюбленного Сына, и воцарит вместе с Ним на престоле, Он проведет их извилистыми путями, как и Давида, и даст испытать гонения и крест. Научимся же достойно нести свой жребий по слову Иакова (1:2): «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». А Господь сказал через пророка Иеремию (15:19): «И если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь, как Мои уста». Это обетование принадлежит всем сынам креста. «Ничтожное» — преходящие земные страдания (Рим. 8:18), а «драгоценное» — те уроки, которые мы из них извлекаем, а также та слава, которая назначена в удел сынам креста.

Вера Давида во всех этих испытаниях, во всех превратностях судьбы возросла, укрепилась и закалилась так, что он мог сказать: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22).

Многому можно поучиться у Давида, гонимого Саулом, как он переносил испытания и уподобился Господу (Фил. 3:10), ибо страдание — высшая школа воспитания на земле. Бог проводил его скорбными долинами, чтобы научить его пути креста, по которому пойдет Сын Давидов, и выковать в сердце его истинный дух отцовства, дух Христов.

Вера и любовь Давида прошли семь огней и семь морей, все бездны земли, испытаны и переплавлены, как золото. Во всех испытаниях вера привела его к полной победе над духом мира, над обстоятельствами, над людьми Ваала, над диаволом и над смертью. Вера Божия давала ему силы с терпением проходить свое поприще, поддерживала и укрепляла его, потому что это была истинная живая вера.

Со смертью Саула скитания Давида окончились. Бог, помазавший его на царствование, исполнил Свой план: Давид воцарился ко всеобщей радости народа.

Ну, а Саул? Можно ли определить, какова судьба его души после смерти?

Бог отринул его от царства (1Цар. 13:13-14; 15:23-29; Деян. 13:21-22), но о том, что Он навечно отверг его душу, прямых указаний в Библии нет. Есть два косвенных места, позволяющих предположить, что Бог помиловал его.

1. 1Цар. 28:7-20. Слова Самуила: «Завтра ты и сыны твои будете со мною» наводят на мысль, что после смерти Саул оказался в преисподних местах земли «на лоне Авраамовом», где до воскресения Христа помещались души умерших святых и праведников (Лук. 16:22). Саул совершил два греха: 1) непослушание Богу, когда не исполнил Его требований, и за это нес возмездие до конца своих дней; 2) обращение к аэндорской волшебнице, что было строго запрещено в Израиле. За оба эти греха он поплатился царством, своими сыновьями (из-за него трагически погиб прекрасный Ионафан) и, наконец, собственной жизнью.

Когда Саул начал терять сознание Божия присутствия и водительства, тяжелые мысли и предчувствия угнетали его дух. Находясь в таком мрачном настроении, он и обратился к аэндорской волшебнице. Это был час полнейшего крушения его надежд и сил и он метался в поисках помощи. Но надо отдать должное тому, что при всем этом он не стал богохульником и не оставил защищать Израиля от врагов. Бог все это учитывал и старался вызвать в нем дух покаяния и осознание своих грехов, и это, я полагаю, было достигнуто, когда он лежал на поле брани. Хотя Писание умалчивает об этом, но это вытекает из самих обстоятельств его смерти. Израненный стрелками врагов, Саул лежит на равнине Изреель целый день. Он просит своего оруженосца прекратить его страдания, но тот отказывается умертвить царя. Тогда он сам падает на свой меч, но смерть не берет его. И вот тогда-то, страдая от ран, он вспоминает о Боге и в этих страданиях взывает к Нему о прощении и помиловании. В этот тяжелый для него час Бог не давал ему смерти до тех пор, пока его из груди не вырвался вопль покаяния. Он был буквально «выхвачен» (Ам. 4:11) из царства тьмы, спасен, «как головня из огня» (1Кор. 3:15).

2. 2Цар. 1:17-27. Плачевная песнь Давида говорит тоже в пользу спасения Саула. В ней он выразил всю боль своей души. Слова этой песни удивительны и вселяют оптимизм: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные!.. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были... Как пали сильные на брани!..» Так устами Давида Дух Святой оплакивает великую потерю в Израиле, «красу» его, «сильных» его. О погибших к вечности так не плачут. И плакать так перед лицом своего осужденного врага способна только та душа, которая никогда не была врагом для него. Давид никогда не считал Саула своим врагом.

Писание, порицая Саула, вместе с тем показывает, что склонность к покаянию он вовсе не утратил. Когда Самуил его обличал, он каялся (1Цар. 15:24-25), хотя при этом обнаруживал больше страха перед последствиями своей вины, чем подлинного сокрушения. Но все же он проявил смирение вместе с исповеданием. Когда Давид дважды обличал его с любовью, он тоже сокрушался и каялся (1Цар. 24:9-20; 26:17-21). Это не был совершенно безнадежный человек, какие бы негативные чувства у нас он не вызывал. Мы должны понять нашего Господа, Его спасительную для человека цель, Его бесконечную милость и желание возвысить сотворенных Им. Его излюбленное дело — возвышать, а не губить человека (Еф. 1:18-21; Ин. 17:15,17,24). С этих позиций должно рассматривать и Саула, а не судить его, не приговаривать к погибели, ибо это не наше дело. Вместе с согрешениями и пороками, Саул имел немало достоинств: он был решительный человек (1Цар. 11:7), смел, мужествен, имел ревность по Богу (1Цар. 14:24), был скромен (1Цар. 10:22); эту скромность и непритязательность проявлял несмотря на царский сан, пренебрег своей настоящей резиденцией и продолжал жить в родном городе Гиве, в земле Вениамина.

Великое откровение Божие — спасение по Благодати — освободило Ап. Петра от предвзятости, лишило его духа суда (Деян. 10:28). И это откровение заставило Давида так горько оплакивать Саула. Давид плакал от печали за Бога. Бог ведь потерял Свою похвалу в Сауле (2Кор. 7:9-11). Саул пострадал за свой грех, но через падение Саула и делу Божию был нанесен определенный урон. Так весь Израиль глубоко сокрушался и плакал о славе Божией, когда было отсечено целое колено (Суд. 21:2-3).

О, если бы знали все члены церкви, что значит человек, рожденный Богом, в очах Его, то так пренебрежительно не относились бы ко всем отлученным, ушедшим и остывшим! Но у многих закрыты глаза на это дарованное Богом величие. Поэтому так убедительно, так наглядно объяснял Апостол святым и верным (Еф. 1:1), что нужен Дух премудрости и откровения для познания глубин Божьего сердца. А для этого необходимо, чтобы очи нашего сердца были просвещены (Еф. 1:15-18).

Жители Иависа Галаадского, которых Саул защитил в самом начале своего царствования от наглых аммонитян, пришли, взяли его тело и тела его сыновей и погребли под дубом в Иависе. Это знак того, что Саул и его три сына вошли во спасение.

 http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: