ДУХОВНОСТЬ ОБЩИНЫ

В категориях: Наставь и научи


Жан Ванье

 

 У слова "духовность" в наши дни много смыслов. Когда мы говорим, что этот человек "духовный", мы подразумеваем, что он несколько "подвешен в воздухе", не слишком деловитый или компетентный, тихий, молящийся, внутренний. Духовный человек отличается от погруженного в телесное, от того, кто любит спорт, вкусную еду, игры и вечеринки. Такой дуалистический взгляд на духовность, может быть, необходим тем, кто слишком погружен в нужды своего тела, но это лишь начало. Не опасно ли уподоблять духовность мечтам или даже страхам перед телом или перед реальностью? Духовность ученика Иисуса — духовность Воплощения, Слова, ставшего плотью. Иисус пришел, чтобы научить нас любить. Начало и конец вести Иисуса — это любовь. Иисус пришел открыть наши сердца, чтобы мы могли стать источником любви для других людей. Он пришел научить нас принимать жизнь, передавать жизнь и отдавать наши жизни. Любовь — это очень конкретно. Это — быть в контакте с людьми, их нуждами, их просьбами и их ранами.

Христианская духовность не прячется в мире идей, теорий, мечтаний и иллюзий; это не спасение от реальности, от страха перед людьми и страданием. Христианская духовность — это конкретная реальность. Это — сила или дух, помогающие нам сделать некоторые шаги, которые преображают нас в любви Иисуса, делают нас похожими на Христа, ведут ближе к Отцу и к людям. Вот некоторые из переходов, которые призваны совершить ученики Иисуса:

·      от мира мечтаний, иллюзий, предрассудков и страха — к правде, реальности, мудрости;

·      от закрытости в себе, эгоцентризма, самодостаточности — к открытости, ранимости, заботе, к сердечному принятию других, непохожих на нас;

·      от избегания страдания и бедности — к принятию людей страдающих и бедных.

 
 

Эти переходы, или рост в сторону настоящей любви предполагают встречу со Словом, ставшим плотью, — Иисусом. Отношения любви, сопричастность с Иисусом, доверие к Нему открывают наши сердца и ставят нас на путь роста в цельности и зрелости любви. Это Иисус открывает дверь наших сердец и дает Своего Духа. Духовность Евангелия не дуалистична, это не бегство от телесности, это — воплощение. Это — Дух Иисуса, Который проникает во все уголки нашего существа, очищает, просвещает нас и соединяет с Отцом. Поэтому духовность не отделяет нас от наших тел, но дает нам новое и более глубокое осознание того, что наши тела — храм Духа, что они святы и священны. Они — драгоценные орудия любви Бога.

Духовность — от слова "дух", что во многих языках значит — ветер, дыхание, веяние. Это движение. Духовность — движение к зрелости любви. Это борьба, поскольку движение от сосредоточенности на себе к сосредоточенности на Христе и на другом человеке предполагает конфликт, смерть себя, потерю и скорбь. Нелегко умереть для эгоизма и восстать в любви. В этой борьбе нам нужно искать силы и поддержку.

Для того, чтобы община росла и развивалась, в ней должны быть общие дух и видение. Именно эти общие дух и видение создают единство, динамизм и надежду в общине. Без этого нет общины, нет настоящей связи людей в "одно тело", нет настоящей принадлежности друг другу, есть лишь собрание личностей, которые в большей или меньшей мере соперничают друг с другом или прячутся друг от друга. Эти общие дух и видение определяют духовность общины. Здесь слово "духовность" также употребляется для обозначения внутренней силы, которая побуждает каждого человека жить и расти в общине в том качестве, в каком он был призван. Духовность — это не только дух и видение, приносящие единство в общину, она включает в себя необходимую пищу и формирование, которые нужны людям для жизни и роста в общине. Без этой духовности община не может развиваться и расти.

Это движение, или переход от эгоизма к любви — путь любого последователя Иисуса. Мы призваны к этому преобразованию в Нем: мы все призваны стать, как Иисус, любящими Отца и людей, особенно бедных, слабых, одиноких. И для этого нам надо питаться словом Божиим, просвещающим наши ум и сердце, и таинствами. Хлеб слова и Хлеб Тела Христова ведут нас к постоянному общению с Иисусом, т.е. к молитве, и через Него — с Отцом: "Без Меня не можете делать ничего", но с Иисусом все возможно. Преобразиться в Иисуса — это любить других и отдавать себя им. Это значит — приносить много плода.

Центр нашей духовности — встреча с Иисусом, сокрытым в сердцах слабых, бедных, одиноких и страдающих. Духовность всегда связана с любовью — это рост в любви. И этот рост происходит через взаимоотношения с бедным, который особо избран и любим Богом. Ибо "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, слабое — чтобы посрамить сильных, незначащее, наиболее презренное избрал Бог" (1 Кор 1:27-28). В этом — тайна наших общин, и это подчеркивает противоречия нашей жизни. Тех, кого общество считает не имеющими никакой ценности, бесполезными людьми, на которых нужно тратить слишком много средств, мы считаем драгоценными и важными для Бога и общества. Мы открываем, что у этих людей есть дар любви и простоты, который они могут дать миру и церкви. Они особым образом открыты к любви Иисуса. Они не требуют могущества, власти, богатства или значимости, они призывают к нежности, пониманию и дружбе. Этот парадокс <находится> в сердце Евангелия: "Безумное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых, немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира избрал Бог, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом". И в Послании к коринфянам ап. Павел пишет о различных частях тела, которое есть Церковь: "Члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся наименее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог так соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, чтобы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге" (1 Кор 12:22-25).

Духовность общины ясно выражена в словах Иисуса: "Когда ты устраиваешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни соседей богатых; как бы и они тебя в ответ не позвали и не получил бы ты воздаяния. Но когда делаешь угощение, зови нищих, увечных, хромых, слепых; и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных" (Лк 14:12-14).

Любовь не в том, чтобы просто делать что-то для людей, это не просто благородная отдача своего времени и талантов, но это значит быть в общении со слабым человеком, это дружба, это все моменты любви и близости. Это моменты любви — принятие и отдача, это связь, но это, по вере, — и опыт Святой Троицы, ибо через такую приобщенность мы входим в общение с Иисусом и Отцом. Так бедный человек становится таинством, ибо он или она — это присутствие Иисуса, открывающего наши сердца, зовущего нас к обращению и вводящего нас в сердце Троицы. Но такое принятие и любовь к другому иногда ужасно болезненны. Бедный может быть полон тревоги, злобы и депрессии. Бедный зовет нас измениться и любить, а мы этого не всегда хотим. Часто бедный — это умственно отсталый человек, но, может быть, и кто-то из родителей или друзей. Любой из нас в какой-то момент беден, слаб и терпит боль.

Духовность общин — это главным образом сострадание. Это призыв не идти вверх по лестнице успеха, а спуститься вниз и быть близко к тем, кто занимает последнее место. Это полная противоположность тому, чтобы стремиться к власти. Это служить и открывать блаженство умывать ноги людям. Конечно, в общинах нужны опытные лидеры, люди, которые ведут встречи, но это всегда служит состраданию и тому, чтобы помогать людям, особенно самым бедным, чувствовать себя хорошо, обретать мир, расти, открывать для себя и переживать Благую весть Иисуса. Поэтому наши общины всегда будут сострадающими, но через эти страдания мы открываем радость Воскресения.

Община — это не движение, направленное на какую-нибудь деятельность, на организацию школ, мастерских или евангелизацию. Это место, где люди соединены вместе в любви и призваны заботиться друг о друге, молиться друг о друге, вместе быть знаком Воскресения: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Жизнь в общине требует от человека многого и потому иногда приносит боль. Нелегко любить людей, слушать их и быть чутким к каждому, помогать каждому употреблять свой дар и искать свое место. Община — постоянный процесс смерти и воскресения. Но также и место праздника, знак Царства: это — быть одним телом, возрожденным в Духе, где мы можем жить в вере; переживание любви, соединяющей Отца с Сыном в Святом Духе. И в теле ее каждый — будь то родитель, умственно отсталый человек или друг — драгоценен и важен.

Чтобы понять общину и ее духовность, нам нужно открыть, что Иисус принес в этот мир совершенно другую, новую систему ценностей, нечто абсолютно новое, новый взгляд на мир, новое для мира видение того, что значит быть человеком. Видение Иисуса, провозглашенное в заповедях блаженства и Евангелии, переворачивает иерархию ценностей мира:

"Блаженны нищие, горе богатым;

блаженны голодные, горе сытым;

блаженны плачущие, горе смеющимся;

блаженны ненавидимые, горе уважаемым;

блаженны презираемые, горе восхваляемым" (см. Лк 6:21-27).

Видение мира — это поиск могущества, величия, известности, повышения в должности, это стремление к значительности, к победе в общественном соревновании. Вот почему в мире так много споров, соревнований и войн, так много страха, зависти, отвержения, агрессии и подавления; все, каждая группа, хотят быть первыми, лучшими, самыми почетными. Иисус, напротив, призывает Своих учеников спуститься вниз по лестнице успеха, занять последнее место: "Когда тебя позовут, пойди и сядь на последнее место <...> всякий возносящий себя смирён будет, и смиряющий себя вознесен будет" (Лк 14:10-11). Ученикам нужно было время, чтобы поверить и принять тайну малости и смирения — особую любовь Иисуса к бедным и слабым. Как и мы, они часто стремились к тому, чтобы быть значимыми, важными. Иисусу надо было учить их пути умаления, как пути любви: "И возникла у них мысль, кто из них больше. Иисус же, зная мысль сердца их, взял дитя, поставил его около Себя и сказал им: кто примет это дитя во имя Мое, Меня принимает, и кто Меня примет, принимает Пославшего Меня. Ибо кто меньше между всеми вами, — тот и велик" (Лк 9:46-48). И снова, на Тайной вечере: "Возник и спор между ними, кто из них должен считаться большим. Он же сказал им: цари народов господствуют над ними, и имеющие власть называются "Благодетелями". А вы не так: но больший между вами да будет как младший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше, возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас — как служащий" (Лк 22:24-27).

В Послании к филиппийцам Павел говорит о пути смирения Иисуса и призывает Его учеников следовать за Ним этим путем: "Имейте между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе, Который, будучи в образе Божием, не счел для Себя хищением быть равным Богу, но умалил Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек, Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. Поэтому и Бог превознес Его" (Флп 2:5-9).

Да, Иисус принял этот путь вниз, умывая ноги Своим ученикам, став их слугой, и Он призывает нас жить этим блаженством — умывать ноги друг другу, становиться слугами друг для друга. Как трудно занимать последнее место и быть смиренным! Как тяжело быть униженным! Как сложно принять, что становишься меньше, ближе к самым малым и слабым. Как много раз я лично искал удовлетворения в гордости и превозношении, в утверждении своего, хотел быть сильным и боялся оказаться неправым, побежденным. Во мне есть часть, которая любит быть сильной, любит побеждать и получать вознаграждения. Во мне происходит борьба. И я думаю — в каждом из нас. Веруя, мы готовы следовать за Иисусом, идти путем смирения, но наши психологические инстинкты и нужды требуют доказательств нашей ценности, побед и признания.

Этот нисходящий путь умаления, отвержения и боли часто вызывает в нас депрессию, злобу, бунт, особенно когда идти им нас вынуждают обстоятельства и окружающие нас люди. Это полная перемена нашей жизни — искать не пути вверх, а скорее, вниз; это полная перемена нас самих, предполагающая изменение сердца, преображение, обращение, то, что в Евангелии называется "метанойя"; эта перемена предполагает перерождение. Эта метанойя требует времени для того, чтобы Дух не только проник в глубинную часть нашего бытия, но и охватил все наше бытие, нашу память, наш ум, наше воображение, нашу плоть, преобразил нашу психику в любовь. Может быть, до конца этого никогда не произойдет. Но наши раны остаются с нами, и они сохраняют нас слабыми и смиренными. Царство Небесное — как горчичное зерно, это самое малое из зерен, но когда оно вырастает, то становится большим деревом, на котором птицы небесные вьют гнезда. Этому зерну нужно питаться словом, таинствами, любовью, присутствием бедного, молитвой, поиском воли Отца. В другом месте Иисус говорит, что соблазн богатства, суета, преследования и трудности могут заглушить это зерно. Мы знаем, что это зерно может быть разрушено болезненными событиями в общине: отвержением, непониманием, стремлением к успеху, кризисами.

Однако путь самоумаления не означает, что мы отказываемся развивать свои дары, — наоборот, мы хотим использовать их, чтобы служить бедным и слабым, быть присутствием Бога среди них. И тогда — это путь, на котором, как мы верим и интуитивно чувствуем, мы обретаем сокровище — место, где мы встречаемся с Богом и остальными. Этот дар или призвание Иисус дает как способным и сильным, так и бедным и слабым. Это Его Благая весть. Мы не пленники ни в мире неравенства, несправедливости, подавления, ненависти и войны, ни в мире депрессии. Можно вырваться из клетки страха, насилия, ненависти и разрушенных взаимоотношений, столь явных в нашем мире. Любовь возможна, община возможна. Можно встретиться с другим, не похожим на тебя человеком, и жить с ним в одной общине. И тогда этот путь умаления не является мазохизмом, потребностью в самонаказании, самообесценивании... Он не мотивирован страхом или робостью. Это не просто контр-культура, бунт против общества. Сам Бог призвал нас к этому. Мы призваны Им для встречи с любовью, для встречи с Ним сердцем к сердцу, с Ним и другими. Это не бегство от мира, а новый путь жизни в нем. В общине мы — сердцем к сердцу, мы интересны друг другу. Мы любим друг друга любовью, которая и отдает и берет. Мы получаем и отдаем; в каком-то смысле, мы — на равных. Мы становимся уязвимыми друг для друга. Мы ломаем наши барьеры, открываем наши сердца, мы служим друг другу. Мы действительно хотим понять друг друга. Наше общение основано на терпении, доброжелательности и взаимной терпимости. Это — сострадание; не осуждение, не оценивание, а прощение. В общине мы зовем друг друга идти вперед. Мы можем общаться с помощью слов, часто через игру, но есть и общение молчанием и нежностью. В общине мы открываем новое значение любви. Это не просто делать что-то для другого, это — открывать ему его ценность и красоту, его важность, драгоценность и уникальность. Любовь — это отдавать другим часть своего сердца, это потребность в дарах другого, радостное принятие этого человека и благодарность ему. Когда мы общаемся на языке сердца, это не подавляет, а делает нас более свободными. Это помогает другому человеку обретать внутреннюю свободу, принимать себя, доверять себе, чтобы быть ближе к Богу и проявлять свои дары. Благодаря этому общению мы даем возможность другому человеку взрослеть и становиться ответственным. Кроме того, это общение не исключает прямоты и точности, а также установления четких границ неприемлемого или разрушительного поведения, что совершенно необходимо для того, чтобы помогать людям расти и становиться свободными.

В сущности, все мы можем общаться таким образом, но мы боимся этого из-за нашего эгоизма, потребности доказывать свою правоту, подавлять других, обладать вещами и людьми, искать удовольствий и развлечений всех сортов. Мы боимся зависимости, мы хотим быть сильными и независимыми. Мы боимся быть связанными со слабым, дружить с ним, боимся взаимной зависимости — лучше мы будем "свободными". Мы боимся верности и связи. Нам страшно позволить людям стать ближе к нам. Мы боимся боли и страданий, которые приносит любовь. Мы боимся своей сексуальности, которая может проявиться при близости. Мы боимся боли, которую может причинить близость. Я не верю, что мы сможем по-настоящему глубоко быть связанными такими отношениями до тех пор, пока мы не освободимся от наших страхов, недоверия к себе и чувства вины через подлинную встречу с Богом, призывающим нас жить Заветом Любви вместе с Ним, сердцем к сердцу, так, как это дается нам Духом Святым.

"Как Отец любит Меня, так Я люблю вас. Заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (см. Ин 15:9,12).

 
 

Жить духовностью Ковчега означает спуститься по лестнице человеческого благополучия, чтобы быть вместе со слабыми и бедными, чтобы строить с ними семью и общину, чтобы служить им. Это значит не только делать что-нибудь для них, но дружить, просто жить вместе с ними. Это общение может в каком-то смысле показаться неважным, бесполезным, пустой тратой времени. В нем нет ничего большого, кажущегося важным, при таком общении не возникает чувства, что делаешь что-то великое. Оно кажется непродуктивным. Не легко видеть ценность в том, что мало, до тех пор, пока у нас нет опыта мира и любви, общения, которое есть опыт Бога.

"Послушайте, братья мои возлюбленные; не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его?" — пишет Иаков в своем послании.

Когда Иисус сказал: "Я был наг, и вы одели Меня, странником был, и вы приняли Меня", и "что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне", — Он открыл тайну, которую нам трудно понять. Как может Иисус быть в этой бедности, малости и страдании? Легко понять, что Слово Божие сокрыто в красоте мироздания, в мудрых словах истины и света, в величии Литургии. Но кто может поверить, что Он — в этом бездомном человеке или в этом сломленном слепом ребенке?

Как Иисус присутствует в хлебе, который становится Его Телом, которое Он дает нам, так же Он присутствует в сломленном человеке, который призывает нас к состраданию и общению. Здесь мы подходим к сердцу Воплощения: Слово стало плотью, присутствуя в раненой плоти людей. Прикоснуться к Иисусу — значит прикоснуться к Отцу, а прикоснуться к страдающему человеку — значит прикоснуться к Иисусу. Войти в завет и общение со страждущими людьми, — значит войти в общение с Иисусом. И тогда мы сможем открыть, что их раны исцеляют нас. Для этого нам нужно быть сосредоточенными, нам нужно осознать Его присутствие даже в своей собственной бедности и слабости. Чтобы сострадать другим, нам нужны сострадание и любовь к самим себе. Чтобы увидеть Иисуса в слабом, нам нужны новое сердце, новые глаза, новая любовь, которые приходят от Духа, Его Духа.

Взаимоотношения с людьми, которые страдают и испытывают сильную боль, открывают нам нашу собственную сломленность, наш мрак, нашу бедность. Они снимают нас с пьедестала могущества и великодушия, того, что называется "добродетельностью", и открывают нам правду о нас. Они разрушают наше спокойствие. Мы открываем внутри себя силы нетерпения, злобы и неприятия. Для нас существует опасность, что мы будем скрывать от себя и других нашу бедность и наш мрак, желая показывать только свои хорошие и успешные стороны. Мы создаем образ добродетельности и компетентности и стараемся сохранить его. Мы боимся правды о себе. Но только правда освобождает нас! Чтобы быть с людьми и Богом, нам необходимо оставить наши иллюзии, все то, что мы скрываем, и предложить себя такими, как мы есть, не претендуя быть лучше, не создавая позитивный образ. Смирение и правда — краеугольные камни настоящих взаимоотношений. И когда мы спускаемся в глубины нашего мрака, мы открываем, что Бог присутствует там. Он сокрыт не только в бедных людях, просящих нас о помощи, но и в таком же бедном человеке внутри нас.

Иисус пришел на землю, чтобы призвать нас к такому общению тихого восхищения и нежной радости, в каком Он живет с Отцом. Мы не просто работники или слуги для Бога, или соработники с Ним, мы Его друзья и возлюбленные дети. Мы призваны войти в отношения любви Троицы, взаимной отдачи и принятия.

"Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин 17:21-23).

Изменение сердца требует времени: мы растем в любви очень медленно. Чтобы жить духовностью умаления, нам нужна община. Мы не способны жить так одни. Нам нужна такая "среда", которая укрепляла бы и поддерживала наш выбор, наше желание следовать за Иисусом и встречать Его в бедных и слабых. Духовность Ковчега включает в себя духовность общины, в центре которой — бедный и слабый. Община — это почва, "среда", в которой каждый может духовно расти и становиться более человечным. Она поддерживает людей и помогает им в их росте и основном выборе. Община — это место, где мы поддерживаем друг друга, делимся друг с другом, сопереживаем; место праздника, боли и роста, место принадлежности друг другу, место, где мы постепенно открываем, что не страшно стать уязвимым, что мы можем снять предохранительные барьеры вокруг наших сердец; место, где мы все время живем таинством Смерти и Воскресения; где мы можем быть самими собой. Я думаю, что община — это ответ на войны, насилие и нездоровое соревнование. Это ответ страху, который подавляет людей и заставляет их искать спасение в независимости, в постройке стен вокруг своих сердец. Община — это место, где мы можем начать любить своих врагов, как призывает Иисус. Это место, где может укорениться Благая весть.

Слова св. Павла к возлюбленной общине филиппийцев ясно показывают, что нужно для общины и для личного роста в общине: "Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смирению почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Флп 2:2-4).

И в Послании к колоссянам: "Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, терпя друг друга и прощая взаимно, если кто на кого имеет обиду, как Господь простил вам, так и вы" (Кол 3:12-13).

Община — это для каждого смерть своих собственных интересов, но воскресение в принадлежности друг другу и в общей любви. В общине мы открываем свою собственную сломленность и мрак, свои комплексы, гнев, депрессию, чувство вины, но так же принимаем это, зная, что выздоровление требует времени и что Бог присутствует в нашей нищете. Жизнь в общине означает мудрость, глубокие размышления, путь проницательности и совместной работы, новый способ осуществления руководства в служении. Жизнь в общине подразумевает подчинение и покорность, но также и диалог с авторитетом и противостояние ему, в случае необходимости. Это означает разделять недостатки и сломленность наших общин. Но также жизнь в общине означает давать друг другу необходимое пространство для личного роста, отдыха, молитвы, давать возможность другому становиться и быть самим собой.

Как необходимо для жизни общины, чтобы у нее было святое место, место тишины, часовня, где члены Ковчега могли бы слушать Иисуса, с нежностью переживать присутствие Бога.

Без сомнения, в общине существует опасность переутомления и перегрузок, могут возникнуть ситуации, где слишком много стресса и постоянный кризис. Без хорошей поддержки кого-то мудрого, с кем можно поговорить, люди могут чувствовать обязанность быть тем, кем они не являются, или нести ношу, которую они нести не в состоянии. Они могут подталкивать себя идеалом и игнорировать свои основные нужды — ситуация, которая может привести к "выжженности", опустошению. Им нужна забота и поддержка для того, чтобы делать свободный выбор, быть готовым принять потери, найти правильное формирование себя, правильные формы отдыха и релаксации, духовного и интеллектуального питания. Нам нужно, чтобы кто-нибудь вел нас по этому пути вниз, помогал нам совершать переход от видения мирского к евангельскому видению, нам нужен хороший проводник, помощник, мудрый советчик, кто-то, кто помогал бы нам читать нашу священную историю и открывать присутствие Бога в нашей жизни, Его следы. Нам нужен священник или духовный наставник, который помогал бы нам слышать, как Иисус зовет нас, понять, куда Он ведет нас, который помогал бы нам понимать Его язык и Его волю о нас. Нам нужно, чтобы такие люди, посланные своими духовными наставниками, шли вместе с нами. Без их любви и мудрости, без их способности беречь и питать эту духовность наши общины рискуют духовно умереть. Я хотел бы обратить особое внимание на то, что всем нашим общинам необходимо найти такого мудрого советчика.

Чтобы община действительно была "одним целым", необходимо принимать различия, признавать разные дары и нужды. Различия больше не могут угрожать нам, они — сокровище. Люди, которые призваны создавать свою собственную семью в общине, должны открыть место семей в общине, их особую духовность и способ жизни. Те, кто призваны Иисусом жить даром безбрачия во имя Царства, также должны найти соответствующую поддержку и духовность. Каждому члену общины нужно помогать расти соответственно с его особым призванием и служением, соответственно с дарами, данными ему и призванными служить всей общине.

Однако мы не должны недооценивать, как трудно принимать и любить людей, непохожих на нас. Неудивительно, что нужна помощь и сила Духа, чтобы преодолеть страх и войти во взаимоотношения общения и взаимности. Нам всем нужна помощь, чтобы с радостью принимать наши различия с другими людьми. Мы все призваны к духовности гостеприимства и любви, которая признает нашу общность со всеми людьми. Иисус — старший брат каждого человека в мире. Он любит каждого и призывает возрастать в любви и сказать "да" Богу и Его видению любви. Призыв Иисуса требует ответа "да", повторения "да" день за днем, через все беды и радости. Для этого нам нужно выбирать правильную духовную и интеллектуальную пищу, и этот выбор означает потери и горечь, принятие слов Иисуса об отсечении ветвей, не приносящих плода, и необходимость умереть, чтобы воскреснуть в любви. Если мы выбираем евангельский путь малости и смирения, значит мы отказываемся от пути могущества и успеха. Это не просто. Это включает ежедневную борьбу с соблазнами, которые пытаются увести нас прочь от любви. Но как тяжело спускаться вниз! Как трудно осуществлять полномочия начальника дома, лидера общины, основателя или координатора и быть близким к самым малым и слабым!

Благодаря этому мы все призваны жить духовностью единства, прощения, примирения, мы призваны к зрелости миротворчества и разрешения конфликтов. Сам факт жизни в общине с людьми, непохожими на нас, дает нам возможность возрастать в этом.

Слово стало плотью, чтобы утвердить красоту нашей человеческой природы, даже если она ранена. Наши общины призваны быть глубоко человечными, где каждый мог бы осуществиться и идти в сторону полноты и внутреннего единства между духом и плотью, головой и сердцем, которое мы утверждаем и которым мы живем, и где сексуальность может быть интегрирована в общинные отношения, и где радость исходит от реальности отношений и "связанности". Еще наши общины призваны стать местами празднования1. Праздник происходит от единства, которое уже есть у ищущих его и стремящихся к нему. Это — благодарственное восклицание, возносящееся от единства. Наш Бог — Бог единства, Он стремится к единству Своих детей. Разделение, отвержение, подавление в любом виде ранят сердце Бога. В общине мы призваны праздновать нашу общую человечность, праздновать слабых и бедных, которые призывают нас к единству и которые — его источник. Духовность общины — это духовность прощения и праздника. Конечно, очень важна для общины Евхаристия. Это — таинство единства, празднование единства. Слабые и бедные ведут нас к Евхаристии, их сломленные тела ведут нас к сломленному и воскресшему Телу Христа, а Евхаристия ведет нас к сломленным телам слабых и бедных. Однако для всех наших общин важно также вместе праздновать нашу общую любовь к Иисусу и Его Слову, праздновать наше единство и общую человечность, с особым вниманием праздновать именины и дни рождения, используя все лучшее, что дал нам Бог, чтобы выразить нашу радость и благодарность.

Эти праздники — провозглашение любви Бога и любви друг ко другу. Они — неотъемлемая часть общинной жизни, существенное питание для сердца и духа; они рождаются принадлежностью друг другу и создают ее. В этом смысле все наши общины призваны быть евхаристическими, основанными на присутствии Иисуса, более или менее сокрытом.

Иисус сказал, что мир узнает о том, что Отец послал Его, по любви, которую будут иметь Его ученики между собой. Но как может поверить мир, если это единство разрушено? Иисус призывает человечество к новому видению любви. Он доверил это видение Церкви, но церковь разделена и расколота. Люди не могут понять эти разделения, которые причиняют ужасную боль. И наибольшая боль — вокруг таинства единства, Евхаристии. Жить духовностью общины означает, что мы, следуя призыву Иисуса, осмеливаемся входить в эту боль, чтобы воскреснуть в надежде и единстве.

Вот почему единство, поиск единства — так важны. Без этого мир не может поверить. Видение Иисуса, Благая весть для бедных, Благая весть бедных не могут быть открыты, в них нельзя поверить, пока нет единства. И единство уже есть, когда мы вместе ищем его. Тогда это не структурное единство, но единство в намерении, единство желания и общения, где мы любим и ценим друг друга и где мы стремимся быть такими, какими хотел бы нас видеть Иисус.

Наши общины — также лечащие общины. Многие люди приходят к нам сломленными, в отчаянии и бунте, закрытые в себе из-за боли. Наша цель — помочь им на пути выздоровления и освобождения. Для этого любовь и атмосфера любви — самое важное. Наши тела, наша жизнь, со всеми нашими психологическими механизмами — удивительно устроены. Они составляют "почву", в которую посеяны милость и присутствие Бога. Мы должны заботиться об этой почве, быть внимательными к ней. Если она возделана, то зерна милости и любви будут расти лучше. Если мы отрицаем законы этой почвы и считаем все трудности только "духовными", мы рискуем жить в воображаемом мире: религия, вместо того, чтобы помочь нам увидеть нашу реальность и преобразить ее в любовь, может стать наркотиком, который помогает нам избежать боли, причиняемой реальностью. Иисус пришел научить нас любить людей такими, какие они есть, и таким образом быть укорененными в реальности. Одна из вещей, которая, как я считаю, очень важна в лечащей общине, — это то, что я называю тройкой авторитетов: лидер общины, священник (духовный наставник) и врач или психиатр. Если все они по-настоящему в контакте друг с другом и каждый из них компетентен в своей практической области, то такая община будет помогать людям расти и становиться свободными. Я всегда чувствую опасность, когда лидер общины хочет быть терапевтом или играть роль священника или духовного руководителя. Это может создать ситуацию, когда свобода членов общины подвергается опасности.

В семье христиан, которая составляет Тело Христа, Церковь, есть много различных семей. Каждая из них призвана открывать свою грань Любви и Воплощения, разные стороны служения и жизни Иисуса. Вот почему так много различных духовностей или духовных семей в теле Церкви. Они рознятся согласно особенностям призыва и служения Иисуса в определенные моменты истории человечества.

Возможно, духовность Ковчега вбирает в себя элементы этих различных духовностей, но кроме этого она включает в себя жизнь с бедными в созерцании и радости, простую жизнь с ними, не делая ничего великого, находя присутствие Бога в "ежедневности" любви, в маленьких делах любви, как Мария и Иосиф в Назарете.

Но в то же время — это духовность, которую провозгласил Павел. Он пришел "проповедовать Христа распятого, для иудеев соблазн, а для язычников безумие, для самих же призванных... Христа — Божию силу и Божию премудрость, потому что безумное Божие мудрее людей, и немощное Божие сильнее людей" (1 Кор 1:23-25).

В Ковчеге мы открываем, как слабость, хрупкость и бессилие становятся источником жизни для нас и наших друзей. Жизнь со слабыми открывает нам тайну общины, которая так не похожа на поиск могущества или главенства. Бедные открывают нам новый мир любви, о котором мы, возможно, ничего не знали или отвергали его, считая пустой сентиментальностью.

Таковы отличительные черты нашей духовности. Мы призваны расти в любви и верности людям, давать и принимать, чтобы наш завет любви был знамением. И мы растем в любви с нашей семьей, нашей общиной, с нашими ближними в приходе и с другими христианами, живущими рядом. Наши сердца призваны стать подобными сердцу Иисуса, полными любви к каждому человеку.

И вот слова Иисуса, когда Он возликовал Духом Святым и сказал:

"Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты сокрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам" (Лк 10:21).

 
 

 
 

МОЛИТВА "ВЕРЫ И СВЕТА"

 
 

Иисус, Ты пришел к нам на землю,

чтобы открыть нам Отца — Твоего Отца и нашего Отца.

Ты пришел научить нас любить друг друга.

Дай нам Духа Святого по Твоему обетованию,

чтобы Он сделал нас служителями

мира и единства на этой земле,

полной войн и разделений.

 
 

Иисус, Ты призвал нас следовать за Тобой в общине...

Мы хотим идти за Тобой, сказать Тебе "да".

Мы хотим жить в завете любви

в этой большой семье, которую Ты дал нам,

где мы можем разделить наши страдания и трудности,

наши радости и надежды.

Научи нас принимать наши раны и нашу слабость,

чтобы они стали Твоей силой.

Научи нас видеть Тебя во всех наших братьях и сестрах,

особенно в самых немощных.

Научи нас идти за Тобой путями Евангелия.

 

Отрывки из книги "Жизнь в общине". Москва. "Вера и Свет", 1994 г.

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: