Фарисеи и опричники как исполнители проектов национальной безопасности и оздоровления

В категориях: Трудные места


Аналитическая газета

 

Опричнина как и фарисейство были эффективными государственными проектами

Как известно, вся Московия в 1565 году была разделена на Опричнину и Земщину. Многие историки ищут в русских летописях более ранние аналоги этого разделения. Ищут и не находят. Не находят, так как ищут не там. Для того, чтобы понять, что означает это разделение, следует обратиться не к русским летописям а к сочинениям древнееврейских авторов, которые во времена Ивана Грозного были весьма популярны, и которые не могли пройти мимо внимания разносторонне образованного государя.

Возьмем, к примеру, Иосифа Флавия. Происходил он из семьи священников-саддукеев, но уже в 19 лет примкнул к фарисеям. В начале Иудейской войны 30-летний Иосиф Бен Маттиаху (יוסף בן מתתיהו‎) стал крупным военачальником  главнокомандующим иудейскими войсками в Галилее. Во время осады города Иоапаты Иосиф перешел на сторону римлян. После падения Иерусалима Иосиф был приглашен в Рим, где получил гражданство и был принят в род Флавиев, то есть в род, к которому принадлежал Тит Флавий Веспассиан. Потому-то мы знаем его под именем Иосифа Флавия..

И вот, ведя спокойную жизнь при дворе римских императоров, Иосиф Флавий занялся литературной деятельностью. В первом своем сочинении, «Иудейская война», Иосиф Флавий по свежим впечатлениям повествует о войне римлян с евреями и о разрушении Иерусалима, предпослав подробному рассказу об этом событии краткий очерк всего случившегося со времени взятия Иерусалима Антиохом Эпифаном.

Другое сочинение Иосифа Флавия, «Автобиография», написано гораздо позднее, в царствование Домициана. Но самый большой интерес представляет для нас его третья книга  «Иудейские древности». Именно из нее мы и узнаём об истории появления фарисеев.

Слово «фарисеи» происходит от древнееврейского слова פרושים‎  (прушим), которое буквально означает «те, что кроме». То же самое означает и слово «опричники». Более того, понятие «земщина» совпадает с иудейским понятием «haм-ha-арец» (עם הארץ) буквально - «народ земли».

Схожи и исторические причины возникновения фарисейства и учреждения Опричнины. Фарисеи создали свою секту для того, чтобы предотвратить поглощение иудейства парсизмом или эллинизмом. Дело в том, что во времена персидского, а потом и греческого владычества в Иудее простые евреи в массовом порядке не то, чтобы отказываться от иудаизма, но под влиянием чужеземцев стали всё более скептически относиться к Торе, забывали древние традиции, смешивались с чужеземцами и теряли свою национальную самобытность. И тогда фарисеи сформировали «народ в народе». Этот народ должен был сохранить свою самобытность в условиях культурной экспансии чужеземцев. Так впоследствии и получилось: после Иудейских войн 66-73 и 132 гг. «haм-ha-арец» растворился среди других народов, а иудеями остались лишь фарисеи.

Конечно, царь Иван не копировал фарисеев, но саму генеральную идею он заимствовал из трудов Иосифа Флавия. Об этом свидетельствует и буквальный перевод терминов, примененных Иваном Грозным при формировании института опричнины.

Опричнина стала средством борьбы с остатками феодальной раздробленности, с боярским произволом и своеволием. Если говорить современными терминами, то правильнее было бы сказать, что она была предназначена для борьбы с коррупцией и сепаратизмом. Однако Опричнина была в большей степени орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений правительства Ивана Грозного с аристократией встречала сочувствие народа. Вопреки басням советских историков о большом масштабе репрессий, достоверные источники точно называют количество казненных  2170 человек. Значительная часть этого списка это зарвавшиеся «чиновники», вздумавшие творить произвол на местах и поплатившиеся за это.

Выдуманы и сведения о том, что опричные войска были неэффективны в военном отношении. Наоборот, войска под командованием опричного воеводы Дмитрия Хворостина показали высокую боевую эффективность не только в битвах с татарами, но и в сражениях с европейцам.

Так, в 1564 году Хворостин одержал победу над крымцами, возвращавшимися с добычей из-под Калуги и освободил всех ими плененных . В 1566 году войско крымского хана прорвалось к Болхову. Направленные против крымцев земские воеводы Щенятев и Шереметев с поставленной задачей не справились. Лишь приход рати, возглавляемой опричными воеводами Телятевским, Дмитрием и Андреем Хворостиными, позволил одолеть неприятеля. В 1570 году при очередном походе крымского хана на Московское княжество крымские «загоны» проникли в Каширский уезд. 21 мая 1570 года за Зарайском. Хворостинин и Львов разгромили один из «загонов» и освободили многих пленников. В 1572 году Д. И. Хворостинин командовал Передовым полком русского войска при последнем походе крымского хана на Москву. 

Этот поход закончился уничтожением крымско-турецкого войска в Молодинской битве. В 1579 году Хворостин нанес поражение литовско-ливонским войскам около Ржева. В 1581 году в решающее наступление против русских перешли шведы. Закрепившись в Нарве и Ивангороде, они захватили пограничные крепости Ям и Копорьеи. Однако в феврале 1582 года Передовой полк русской рати под командованием Дмитрия Хворостина и думного дворянина Безнина у села Лямицы в Водской пятине атаковал начавшие новое наступление шведские войска. Потерпев поражение, противник вынужден был поспешно отойти в Нарву. Уже после смерти Ивана Грозного, в 1590 году, Хворостин во главе русских войск разбил четырёхтысячное шведское войско под начальством генерала Густава Банера близ Нарвы. А чего стóит подвиг Малюты Скуратова, лично возглавившего штурм крепости Вайсенштайн, первым взобравшегося на стену и при этом погибшего! Так что утверждения о том, что опричники были трусами и неумелыми воинами, всего лишь миф, перешедший в закоренелое заблуждение.

http://www.anaga.ru/analytical-articles/4/Oprichnina.htm

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: