Советы от Библейской мудрости

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Денис Подорожный

 
 

Наверняка, каждый человек переживал моменты, когда после совершенного поступка, приходило неожиданное сожаление: «А зачем!? Почему я так сказал? Зачем я это сделал?».

Иногда такие ошибки, осознаются нами через годы, но подчас мы осознаем собственную неправоту уже через несколько секунд, чтобы понять. «Если бы в тот момент твердо сказать "Нет"», «Не следовало соглашаться на эту авантюру»; «Мне надо было промолчать или ответить иначе»... – подобные мысли, как назойливые комары, атакуют человека, особенно, когда последствия сделанного - серьезны.

Как же хочется в это мгновение прокрутить пленку назад, переиграть дубль, все сделать по-другому, но это невозможно. Это не фильм, а жизнь! Приходится нести на себе груз однажды сделанного выбора, совершенных поступков, опрометчиво сказанных слов, и потому - просить прощения, каяться, пытаться все исправить.

Всякий человек силен задним умом!  Вот если бы знать заранее, куда все повернется. Выдающиеся умы человечества тоже не знают всего: человек ограничен временем и пространством, ему и жизни не хватает, чтобы усвоить хоть бы тысячную долю процента знаний всего человечества, будущее ему неизвестно; от него почти скрыто и то, что в этот момент происходит с другими людьми, их мотивы и мысли.

Итак, имея столько неизвестных в нашем уравнении жизни, как же поступать и как говорить, чтобы потом об этом не жалеть? – Ответ один: Мы нуждаемся в мудрости!

Для большинства мудрость – лишь некая мыслительная способность, отстраненная от реальной жизни. Сразу вспоминаются мудрецы, мыслители, философы («любящие мудрость») прошлого, оставившие потомкам мудрые афоризмы, высказывания. 

Однако мудрость нужна не только ученым и философам. Кстати, многие из них в ряде своих поступков были далеки от мудрости Божьей:  к примеру, известнейший философ Платон открыто писал о своей любви к молодым юношам; Френсис Бэкон, автор афоризма «Знание – сила» был осужден на крупный штраф по обвинению в взяточничестве; Пьер Абеляр жестоко поплатился за свое сладострастие - его оскопили родственники соблазненной им девушки, и т.д. Даже мудрый Соломон во второй половине своей жизни наделал массу глупостей.

Как мы видим, мудрость – не часто посещает людей. Человек способен быть мудрым в одном, и делать ошибки в другом, часть жизни жить благоразумно, а часть – безрассудно, здраво говорить и при этом делать глупости. 

Именно поэтому мудрость необходима в любое время нашей жизни и особенно при принятии решений, когда мы что-то делаем или говорим. Мы нуждаемся в ней, чтобы жить не жалея о прожитом.

Писание говорит: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя...» (Пр.2:10,11).

Ну, а если быть практичнее? Что делать, чтобы стать мудрее? Приведу несколько важных условий,  которые необходимы, чтобы нам быть благоразумными во всем.

1) Богобоязненность - мудрость с нее начинается

«Страх Господень есть истинная премудрость», сказал как-то Иов (Иов.28:28). Цари Давид и Соломон несколько раз повторяют мысль: «Начало мудрости - страх Господень»

Не раз, консультируя и выслушивая исповедь людей, попавших в грех, я задавал им провокационный вопрос: «Зачем Вы это сделали? Почему так поступили?». Некоторые, желающие себя оправдать, попадались на эту удочку и начинали объяснять и оправдывать свой проступок подобно Адаму («Жена, которую Ты мне дал, она дала и я ел»).

Это было ошибкой! Грех не надо объяснять. Любое беззаконие и даже ошибка – это форма глупости. Если бы прелюбодей, или вор, или сплетник, или любой другой грешащий (или просто ошибающийся человек), глубоко и серьезно понимали последствия того, что делают, то никогда не поступали бы так. Но они об этом не думают! Потому грех – безрассудство. Его бесполезно объяснять. Первый шаг к освобождению от греха - его исповедание и покаяние (1 Иоан.1:9; Деян.3:19), а чтобы не грешить и не делать глупости – нужно вспоминать о Боге не только, когда нужно прощение, но и во всякое время.

Кстати, интересно, что в приведенных выше местах Библии написано, что путь к мудрости начинается со страха Господня (это не боязнь Бога, а почитание Творца во всей своей жизни). Иными словами, без богобоязненности даже самый умный человек никак не застрахован от глупости.

Что нам надо делать чтобы стать богобоязненными христианинами? Наполняться Божьим Словом и стараться руководствоваться им и почтением к Богу в любом деле и при любых обстоятельствах (Втор.4:5,6).

2) Быть исполненным Духом Святым

Слова апостола Павла известны многим: «непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих,  чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам  Духа премудрости
и откровения к познанию Его...» (Еф.1:16,17). Мысль о том, что от Господа дается мудрость, а Дух Святой назван Духом премудрости, не нова - ее можно найти и в других местах Писания (Исх.28:3; Втор.34:9; Иак.3:17 и т.д.).

Действительно, нет Божьей мудрости без Духа Святого. Глупости и проступки с легкостью совершаются именно тогда, когда мы находимся, как говорится, не в форме. Поддавшись страху, гордости или похоти плоти, или же впустив в сердце уныние, горечь, обиду, раздражение, недовольство и пр., гораздо легче сделать что-то, что никогда бы не совершили, находясь в нормальном духовном состоянии.

Прелюбодеяние царя Давида с Вирсавией было  верхом глупости - он впоследствии немало пострадал от этого поступка. Как же он поддался этому? – Праздность подвела его, она как известно – мать всех пороков.   Тогда что заставило делать глупости Саула? – Гордость.  А как с мудрым Соломоном? Он впал в идолопоклонство. Почему? – Похоть плоти. 

Скатившись в плотское состояние, легко действовать не здраво. Поэтому, чтобы действовать благоразумно, лучше потратить время  на то, чтобы в сердце был мир Божий, а ум - трезв и не воспален никакими глупостями.

Молитвенное время с Богом помогает нам обрести внутренний покой даже во время житейских бурь. Это подобно тому, как расстроившийся музыкальный инструмент отлаживают с помощью камертона. Без такой настройки он играть впрочем, тоже может, но гармонии не будет. Также и с нашим разумом. Дух Святой, Дух премудрости – это и есть камертон для нашей души. Без молитвы и общения с Богом, находясь в плотском состоянии или эмоциональном запале, мы, конечно же, можем думать, анализировать и решать, но риск ошибиться будет гораздо выше.

3) Способность слушать

Это отличительная черта мудрых людей.  «Разумный воздержан в словах своих» (Пр.17:27), тогда как, «кто дает ответ не выслушав, тот – глуп, и стыд ему» (Пр.18:14). Голос глупого, как известно, познается при множестве слов (Екк.5:2). 

Нельзя понять человека – не услышав его. Недаром Иисус много раз говорил: «Имеющий уши слышать, да слышит». Часто ведь так и происходит. Порой,  мы слышим, что нам говорят, но не внимательно,  упуская тем самым что-то важно, что могло бы быть нам весьма полезным.

Многие христиане знают о мудрости, которая была присуща Эдвину Луису Коулу, основателю мужского христианского движения, автору бестселлера «Мужчины достигая максимума». В проповедях он часто  произносил изречения, на лету превращавшиеся в популярные афоризмы. Он был мастер слова. Но его мудрость была не только в этом. Однажды я стал свидетелем ситуации, научившей меня многому, в которой открылась еще одна черта, не известная мне прежде, характера этого мужа Божьего.

Более десяти назад доктор Коул (Бог дал мне его лично знать), как-то пригласил меня с собой в поездку на две конференции. Вначале мы посетили конференцию Коалиции Мужских служений США, где собрались представители большинства наиболее влиятельных христианских организаций, служащих мужчинам. Когда мы вошли в помещение, там уже сидело около пятнадцати человек, обсуждавших планы конференции. Я знал, что именно Коул фактически начал подобную работу в США, все остальные, хотя были люди известные, все же были младше его и духовно, и по возрасту. Потому я думал, что он, войдя, проявит инициативу и объяснит всем, что надо делать и как.

Но, Эд тихо присел в угол, и никак не вмешивался в проходившее обсуждение, которое все продолжалось. Я ждал: вот-вот Эд Коул сейчас скажет, он должен что-то сказать... Но он просто слушал, не прерывая разговор. Через полчаса участники беседы вдруг опомнились: «Кстати, а что скажете Вы, доктор Коул?». Он отреагировал сразу и весомо. За несколько минут он четко резюмировал,  кто что сказал (причем не обобщенно, а конкретно), поддержал чью-то идею, подвел разговор к логичному завершению. Все было сказано настолько ёмко, что добавить уже было нечего. На том и порешили.

Я понял, какое преимущество он имел в том, что прежде чем высказать свое мнение, он внимательно прослушал все, что думали другие. Способность терпеливо слушать дает весомое преимущество, и позволяет говорить так, чтобы наши слова были очень убедительны, как вбитые гвозди.

Наоборот, неумение слушать людей может навредить нам. Лэрри Кинг, известный американский телеобозреватель, поведал как-то историю писателя Джима Бишопа. Тот пожаловался, что терпеть не может, когда люди при встрече часто спрашивают про здоровье и не замечают, что им отвечают. Один из приятелей Джима был замечен в этом, и он решил проверить, действительно ли он слушает только себя? Когда, в один из дней приятель позвонил и спросил по обыкновению: «Как здоровье, как дела, Джим?», тот отвечал:

- У меня рак легких...

- Вот и отлично! Слушай, Джим...

Нет нужды объяснять, что именно тогда, этот приятель полностью подорвал свои отношения с Джимом. Как просто и глупо!

Умение слушать – качество, которое поможет нам услышать и усвоить много откровений, хороших идей, полезной информации.  Только слушая, мы способны научиться взвешенно принимать решения, обдуманно говорить и рассудительно действовать.

Дом на скале

http://www.podorojniy.org/ru/ministry/articles/desyat_sekretov_mydrosti

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: