Стандарт для Митрофанушки

В категориях: Трудные места


Нина Кайшаури

Новый государственный образовательный стандарт для старшей школы оставляет только четыре обязательных дисциплины: Россия в мире, ОБЖ,  физкультура и индивидуальный проект. Так ли это?

Общественное обсуждение законопроекта "Об образовании" завершилось 1 февраля в 12.00. За два месяца, пока оно шло на сайте http://zakonoproekt2011.ru/ , поступило почти 10 тысяч откликов. Хотя это далеко не рекорд - проект закона "О полиции" за месяц получил в два раза больше замечаний.

Наибольший интерес у аудитории вызвали статьи, касающиеся материального положения студентов и педагогов. Особенно активизировались студенты после выступления помощника президента РФ Аркадия Дворковича, который высказался за возможность отмены стипендий.

Другая острая тема дискуссии – статус хореографических и танцевальных высших учебных заведений. Большинство откликов сводится к тому, что закон должен предоставить таким вузам возможность отступать от общих правил, в частности, при наборе студентов. Теперь Комиссия по подготовке закона  проанализирует все комментарии и составит некий итоговый документ, который - как уверяют в Министерстве образования - учтет интересы всех участников образовательного процесса.  

Тем временем в Интернете развернулась бурная дискуссия вокруг другого проекта, который имеет непосредственное отношение к образованию – это проект Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. Документ меняет всю концепцию школьного образования: старшеклассники будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме изучать. Авторы - гендиректор издательства "Просвещение" Александр Кондаков и экс-руководитель Департамента образования Москвы, академик РАО Любовь Кезина.

Вице-президент РАО Виктор Болотов в интервью "Голосу России" объяснил, что это не единственный документ, посвященный новым стандартам для 10-11-х классов. Российская академия образования готовится к обсуждению другого проекта, который разработал профильный институт. Академии и другим институтам предстоит проект критиковать и предлагать свои конструктивные замечания.

25 января пресс-служба Минобрнауки распространила сообщение, касающееся сроков введения новых государственных образовательных стандартов. Стандарт нового поколения для первого класса станет обязательным с 1 сентября этого года. (В качестве эксперимента он уже действует в нескольких регионах). Образовательные стандарты для других классов средней школы будут вводиться по мере готовности учебных заведений. Предполагается, что для пятиклассников эта готовность наступит в 2015 году, а для старшеклассников - в 2020 году.

Но 28 января в "Живом журнале" было опубликовано Открытое письмо, адресованное президенту, премьер-министру, председателю Госдумы и министру образования. Авторы обращения - журналисты, педагоги, филологи, деятели науки и культуры - попросили наложить вето на принятие новых стандартов для 10-х и 11-х классов. Свою подпись под текстом поставили уже 12 тысяч человек.

"Я поддерживаю это письмо не только своей подписью, но всем существом. Если принять этот чудовищный проект, наша школа неминуемо будет выпускать недоразвитых недоучек", - заявила в интервью "Российской газете" Наталья Солженицына.

Почему образовательные стандарты вызвали такую бурную реакцию? Все дело в предложенных для обязательного изучения дисциплинах. Это четыре предмета - Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект.

Все остальные объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых можно выбрать  одну-две дисциплины. Всего же предметов должно быть не больше семи. То есть ученик не сможет "выбрать и русский язык, и литературу; или и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике); или и физику, и химию (и биологию). Так написано в проекте ФГОС", - отмечают авторы Открытого письма.   

Все предметы разделены  по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на так называемую "социализацию учащихся". Базовый курс обучает "основам" и лишь профильный занимается "подготовкой к последующему профессиональному образованию".

В свою очередь защитники новых стандартов ссылаются на европейский опыт. В Англии, например, старшеклассники изучают всего 5-6 предметов, в Финляндии – 7-8. А российские школьники так перегружены, что обязательные 14 предметов просто не в состоянии качественно усвоить, - утверждают они.

Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов по поводу набора обязательных предметов высказал следующую точку зрения: "Скажу сразу, пока все, что обсуждается, - это позиция тех или иных частных лиц. Это ни в коем случае не позиция ни Министерства образования, ни Российской академии образования. Оставить три предмета плюс индивидуальные проекты, на мой взгляд, – абсурдное предложение. Россия в мире – совершенно не понятно, про что это. Основы безопасности жизнедеятельности - предмет, который до сих пор вызывает много анекдотов, некоторые из них, к сожалению, имеют под собой основания.

Третий предмет – физическая культура. Вы знаете, во многих странах физическая культура не входит в стандарт, физической культурой просто занимаются, и не по расписанию, а каждый день. Индивидуальные проекты - сразу хочу сказать, что у профессионалов это кроме раздражения ничего не вызывает".

По словам Виктора Болотова, в проекте, который представлен на обсуждение Академии, по крайней мере, русский язык является обязательным предметом. "Но даже в этом проекте можно выстроить учебную программу так, что не будешь изучать математику, и это противоречит не только российским традициям, но и мировым тенденциям", - отметил он.

Накануне министр образования Андрей Фурсенко заявил, что не намерен утверждать новый стандарт образования для старшей школы и считает необходимым наладить его конструктивное обсуждение. В целом, по мнению министра, концепция выбора школьниками предметов отвечает задачам образования. "Сегодня в старших классах образование и так профильное", - сказал он.

При этом министр не находит странным выбор четырех обязательных предметов. "Это не главные предметы, а базовые, - отметил он. - Они связаны со здоровьем и безопасностью, которые важны при изучении любого предмета". Самым существенным недостатком нового документа Фурсенко считает то, что он написан для профессионалов, а предназначен для всего общества.

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова на пресс-конференции в агентстве Интерфакс во вторник опровергла слухи о грозящем старшей школе сокращении обязательных предметов. По ее словам, основные предметы останутся в программе. Отличие от нынешней системы будет состоять в том, что школьники смогут выбирать объем изучения этих предметов в зависимости от того, какую профессию они хотят получить в будущем.

Любовь Духанина, член Общественной палаты и президент образовательного холдинга "Наследник" в интервью "Голосу России" предположила, что текст ФГОС недопонят общественностью: "Я думаю, что русский и математика там все-таки есть, а просто эта страничка не очень четко написана. Мы уже от Общественной палаты замечания разработчикам сделали, они ее перепишут более понятно. Там написано: обязательные предметы, запятая, потом в скобках идет "место России в мире", ОБЖ, физкультура. То есть просто некорректно написан текст. Под обязательными предметами подразумеваются не те, которые перечислены далее, а другие, которые определены для сдачи ЕГЭ".

То есть в России по-прежнему актуален вопрос: "куда поставим запятую?" Если вычеркнуть "великий и могучий" из списка обязательных предметов, то отвечать на него будет сложнее.

http://rus.ruvr.ru/2011/02/01/42298931.html

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: