Есть или не есть – вот в чем вопрос

В категориях: Свобода совести

Дмитрий Ревякин

 

Точнее говоря, что нам есть? За последние два десятка лет этот вопрос не стал менее актуальным для большинства населения России, но за это время из вопроса «как есть?» (в смысле, где взять еды?) этот вопрос всё чаще переходит в область «что есть?» (в смысле, какую еду выбрать из того, что нам сейчас доступно?). Многие считают этот вопрос важным не только из-за заботы о своём здоровье, но и из-за религиозных принципов.

Одним из самых наглядных, наверное, является случай со свининой. Для Иудеев и мусульман – это нечистая пища, которую им запрещено есть по Закону. И это знают, практически, все, но то, что не только свинина, но и многая другая пища не является кошерной/халяльной, они забывают. В частности, это относится и к алкоголю, который в России считается таким же обычным и привычным напитком, как квас, а порой даже и более привычным, т.к. квас пьют почти исключительно летом, а водку/пиво…

Но религиозные ограничения в еде есть не только у иудеев и мусульман; многие из тех, кто называет себя христианами, тоже накладывают на себя ограничения в том, что есть, хотя Иисус этому не учит. Откуда это берётся? Для того, чтобы понять это, необходимо открыть Ветхий Завет.

Все, кто считает Священными книги Ветхого Завета, с особым уважением относятся к установленным там заповедям, в т.ч. заповедям о том, какую еду считать чистой, а какую нечистой. Это была составная часть Закона, который был установлен Богом для тех, кто хотел добиться своей жизнью праведности и вечного блаженства в мире с Богом. Для многих эти правила остаются непререкаемым законом до сих пор. Но является ли Закон, а особенно та его часть, которая касается ограничений в выборе пищи, актуальной для христиан сейчас? Что мы читаем о Законе в Библии? «Исполнивший его человек жив будет им» (Рим.10:5). Исполнять какие-либо отдельные части Закона, а не весь Закон, абсолютно бессмысленно. Ограничивать себя в еде и не ограничивать в остальных вопросах Закона – бесполезное занятие.

Но вернёмся к еде. По какому признаку можно разделить животных на «чистых» и «нечистых»? Признак этот очень простой: наличие раздвоенных копыт, жвачка и рубец – это всё признаки травоядных животных. Все остальные (за редким исключением) являются плотоядными или всеядными животными, т.е., как свиньи, могут есть и животную, и растительную пищу. Упрощая ситуацию, можно сказать, что Господь не предназначил животных, которые едят других животных, для еды людям. Мы можем долго размышлять, почему Бог устанавливает такие ограничения, но «Его мысли – не наши мысли». Я думаю, что никто из нас не будет размышлять, почему нельзя есть, например, Волчьи ягоды или Бледную поганку. Их просто нельзя есть и всё (если жить хочешь). Господь не создал их для еды. По отношению к другой пище эти правила не такие жёсткие.

Просто не всех животных Бог предназначал для еды человеку, но и от их поедания вреда нет (особенно, в местах, где достать «чистую» пищу проблематично). Что мы читаем по этому поводу в Священном Писании: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1Кор.10:25,26) и «призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мар.7:14,15). Такие простые слова Иисуса некоторых христиан до сих пор повергают в шок, подобный тому, который испытал апостол Павел, когда Господь велел ему есть нечистых животных. Вряд ли и сейчас кто-нибудь из нас легко послушался бы такого повеления: ешь червей, жаб, слизней, колорадских жуков и т.п. Слава Богу, что этого от нас и не требуется, но Иисус нас также и не ограничивает в выборе еды! Всё, что продаётся в магазинах, ешьте без исследования, но с благодарением! Кусок свинины, съеденный с благодарением, будет Господу более приятен, чем кусок кошерной говядины, съеденный с ропотом и огорчением.

В нашей жизни достаточно ограничений, которые установлены нам извне, это законы государства, законы семьи, в которой мы родились, этические нормы нашего общества, религиозные традиции, перешедшие к нам от наших предков и друзей, и разные другие ограничения. Каждое из них служит для какой-то цели. А для какой цели служит наше ограничение в еде (если мы не хотим просто похудеть)? Не становится ли для нас это ограничение препятствием, соблазном? Ограничивая себя, готовы ли мы к тому, чтобы не ограничивать в этом других? Апостол Павел в послании к Римлянам предупреждает нас: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14:3). В том, в чём Иисус нас не ограничивает, должны ли мы сами себя ограничивать или, тем более, ставить запреты (пусть даже и мысленные) другим людям?

Другая, может быть, даже более серьёзная, опасность для нас таится в том, что второстепенные или даже третьестепенные вопросы нашей жизни выходят на первое место, и вместо того, чтобы размышлять об Иисусе, Его подвиге и Его жертве, сатана обращает наши взоры на нас самих, так что мы уже не видим и не помним Иисуса, и мысли наши заняты самими собой. Пища телесная становится для нас важнее пищи духовной, здоровье телесное становится важнее здоровья духовного, и внимание наше не поднимается выше нашей собственной суеты.

Если мысли наши будут сосредоточены на пище телесной, то дух наш будет постоянно голоден. Если ограничение в питании мы объясняем Заповедями, значит ещё не приблизилось к нам Царствие Божие, и Иисус не для нас умер. То, что действительно достойно нашего внимания, это Царствие Божие, которое есть «не пища и питьё»; а то, что нам необходимо будет для поддержания нашего тела, Господь Сам даст нам в достатке, и будет ли это свинина или говядина, или другая какая пища, не важно для нас, потому что Сам Господь даёт нам это пропитание. А нам же остаётся только благодарить Его за все дары и размышлять «о горнем, а не о земном».

 

www.mirvboge.ru


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: