Краткая история возвращения в Россию свободы вероисповедания

В категориях: Свобода совести

Богомолова Татьяна

В Советском Союзе была отменена свобода гражданина на вероисповедание как тайным образом, так и публичным особенно. И хотя формально существовали нормативные акты, регулирующие отношения между государством и церковью, между государством и отдельно взятым верующим человеком, но в действительности государство не было заинтересовано в установлении этих самых отношений, а особенно - в обоюдно равноправных отношениях сторон. Поэтому политикой государства было подавление прав и свобод верующих людей на вероисповедание, происходили нередкие разгоны органами милиции проводимых ими закрытых собраний, аресты руководителей, другие открытые или завуалированные репрессии.

При трудоустройстве на работу в предлагаемой отделом кадров анкете гражданину предлагалось среди прочих вопросов ответить на вопрос «какую религию исповедуете». Положительный ответ гражданина на данный вопрос являлся запретительным знаком для трудоустройства его на предприятия, в организации, в учреждения, в подзаконных нормативных актах которых прямо утверждался запрет для принятия на работу данной категории людей. В других же предприятиях, в организациях, хотя и не регламентирующих данный параграф при трудоустройстве людей, однако, в случае исповедания гражданином своей веры и принадлежности к религии, его уже вряд ли ожидал карьерный рост по служебной лестнице, улучшение в сфере зарплаты. Такое состояние дел в стране ставило истинных христиан в положение действительно мучеников, изгоев общества, поэтому неудивительно, что истинных - нелукавых, честных христиан было очень и очень мало, активных же христиан ожидали ссылки, лагеря, тюрьмы, в некоторых случаях - расстрелы.

В период перестройки, начатой М.С.Горбачевым, позиция государства в отношении христиан стала немного теплеть, в стране открывалось все больше храмов, которые не тайком и не украдкой стали, не стесняясь, посещать некоторые представители (хотя и единицы) из наиболее смелых или идейных слоев общества, в том числе из среды чиновников, представителей власти и управления. Поскольку наша страна с каждым годом все более вовлекалась в демократические процессы развитых стран, то именно это обстоятельство послужило той благодатной почвой, которая подготовила, предопределила в дальнейшем перестройку законодательной базы в области прав и свобод верующих людей в нашей стране.

Действительное же и реальное торжество победы и свершение чаяний и надежд многих верующих христиан, поливших своими слезами и кровью путь к этой победе, произошло в эпоху управления нашей страной Б.Н.Ельциным на посту президента РСФСР. Именно в этот период времени законодательство нашей страны впервые стало приводиться в соответствие с международными нормами права во всех сферах гражданского и других отраслей права. Показательно, что одним из первых нововведений в российском законодательстве стал Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятый 25.10.1990 года, позволивший христианам именно протестантской конфессии открыто заявить о своих религиозных убеждениях и об иных формах богослужений и обрядов, отличных от православных и католических. На основании этого закона законодательными органами было принято несколько других подзаконных нормативных актов, помогающим верующим не только иметь, но и реализовывать свои гражданские права в области свободы вероисповедания, занимаясь активной религиозной деятельностью.

В этом законе впервые были закреплены такие наиважнейшие положения, как невмешательство государства в дела церкви, равноправие всех граждан независимо от их вероисповедания. Наиважнейшим в этом законе было также установление гарантом его соблюдения Конституции РСФСР, то есть свобода вероисповеданий отныне гарантировалась Конституцией страны, ее Президентом. И не только. Также руководство страны гарантировало его соблюдение перед гражданами, опираясь на свои обязательства перед международным сообществом, что и было отражено в преамбуле этого закона. Но главное и что всегда являлось важным для нашей страны  чиновники живо уловили новый курс президента на действительную, а не декларативную заинтересованность в церкви, в ее праве на самостоятельную роль в обществе. Президент страны на деле доказывал свою приверженность взятой им линии, наладив контакты и публично встречаясь не только с патриархом всея Руси, но и с главами российских протестантских деноминаций.

Торжество победы разума и справедливости, закрепленное законодательно, на несколько лет опьянили христиан, так что многие из прежде гонимых христиан постарались воспользоваться предоставленной им свободой на полную мощь, полагая, что теперь эта свобода навсегда, и никто ее не отнимет  «ведь за нас Америка, а кто сможет ей перечить». Однако, другая часть прежде гонимых протестантских деноминаций не спешила выходить из подполья, открыто заявлять о себе обществу, а также регистрировать свои общины в государственных органах. Это обстоятельство явилось одним из тех факторов, который сказался на дальнейшем развитии событий в отношении прав на свободу совести верующих людей. Несмотря на эйфорию протестантов, официальное российское православие ей не поддалось и отнюдь не упивалось потоком свободы, но даже тяготилось ею. Ведь задачи и цели православия и протестантизма  разные. На протяжении веков ролью православия (как и католицизма) было активное сращивание их с государством, которое представлял царь, а также активное и взаимодополняющее содействие их друг другу для наилучшего достижения каждым своих целей. Целью православия была и остается власть и влияние на народ посредством государства, а не свобода и отделение от власти. Для достижения этой цели немалую роль играет капитал, в приобретении которого Патриархия не брезговала в 90е годы ничем, даже торговлей алкоголем и табачными изделиями.

Задачами же евангельских христиан а являются: евангелизация всех людей, вовлечение уверовавших в церковь, обучение их праведной жизни через Слово Божье, изменение личности в образ Иисуса Христа через сотрудничество с Духом Святым, служение Богу и людям. Для протестантской конфессии в целом, независимо от деноминаций внутри нее, взаимодействие с государственной властью необходимо лишь постольку, поскольку оно помогает осуществлению великого поручения Иисуса Христа всеми уверовавшими в Него  пойти и научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Нам необходимо понимать вышеизложенные тезисы, прежде чем мы начнем исследовать в следующих главах правовой аспект прав и свобод верующих в нашей стране в начале 21го века.  

 

www.mirvboge.ru


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: