Общие характеристики в социальных концепциях российских религиозных объединений

В категориях: Трудные места

Ю.П. Зуев

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИИ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Часть 2

 

Практически все социальные концепции крупных российских религиозных объединений имеют предельно широкий адрес. Во-первых, это духовенство (служители) и верующие, признающие авторитет соответствующих духовно-административных центров. Для них эти документы призваны служить ориентиром и практическим руководством в отношениях с обществом и властями. (Насколько всерьез и глубоко они восприняты на «низовом» уровне, среди приходского духовенства, имамов и пасторов, стали ли они для них в действительности ориентиром и руководством к действию — вопрос важный, но определенного ответа пока не имеющий. Наш личный опыт общения со служителями различных конфессий приводит к предположению, что далеко не каждый из них хотя бы прочел социальную концепцию своей религиозной организации.) Во-вторых, социальные концепции обращены к гражданскому обществу, являющемуся средой жизнедеятельности религиозных организаций. Наконец (но не по значимости) — государство. Для общества и государственных органов эти документы — своего рода послания, раскрывающие социальные позиции религиозных организаций, а также предлагающие повестку для диалога и практического взаимодействия.

Появление «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» вызвало чрезвычайно большой общественный резонанс. Обсуждение документа прошло в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в ряде федеральных округов, в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и других государственных и общественных учреждениях; ему были посвящены аналитические материалы в журналах и т.д.

Общая черта подавляющего большинства высказываний в отношении документа — их комплиментарный характер, обусловленный прежде всего самим фактом его создания. Социальные концепции других конфессий привлекли значительно меньшее внимание. В нескольких публикациях давался их сравнительный анализ.

Центральное место во всех концепциях занимает тема отношения конфессиональных организаций к общественно-политическим процессам, прежде всего в России, понимания ими своего места в жизни светского общества, их отношений с государством. (В концепции ЕЛЦАИ этим вопросам отведена половина документа.) Общими для них являются: позиция «непредпочтительности» какой-либо формы государственного устройства, законопослушности и повиновения власти, взаимного невмешательства государства и религиозных организаций в их внутренние дела, готовность к сотрудничеству с государством в различных сферах жизни общества.

Однако при отмеченных моментах общности (или сходства) позиций религиозных организаций, заявленных в документах, внимательное их рассмотрение позволяет выявить более или менее существенные различия. И это естественно. Хотя они живут и действуют в общей социальной реальности, воззрения каждой из них опираются на собственную вероучительную основу, каждая имеет специфический социально-исторический опыт существования, каждая занимает свое место в современном обществе, по-разному складываются их отношения с обществом и властью.

 

Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", № 4 2010

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: