Религиозная деятельность и коммуникационные угрозы государству

В категориях: Трудные места

map_1327037924_460x460

Результаты исследования глобального контекста безопасности современного государства позволяют следующим образом классифицировать глобальные угрозы по происхождению и содержанию. Условно они дифференцируются на три большие группы, каждая из которых может быть предметом самостоятельного исследования, так как ее воздействие способно катастрофически повлиять на безопасность и само существование государства. Это природные, коммуникационные и военные угрозы. Данная классификация охватывает наиболее общие связи и отношения природы, человека и общества, складывающиеся на планете Земля. Коммуникационные угрозы — это угрозы внутренней и внешней связанности всестороннего развития современных государств с процессами глобализации, обусловленные гуманитарной деятельностью всего человечества в социальной, политической, экономической, этнонациональной, религиозной, культурной, информационной и других областях.

Развитие коммуникационных отношений внутри государств и между ними обусловлено прежде всего ускоренным развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере информационных технологий, а также сознательно планируемыми действиями (без прогноза последствий) определенных безответственных социальных, политических, экономических, интеллектуальных и религиозных элит, кроме того, организованных криминальных групп, преступная деятельность которых переносится на геополитическое пространство планеты.

Объектом коммуникационных угроз выступает гуманитарная сфера деятельности человечества: социально-политический строй, экономическая жизнь, государственные структуры, культура, образование, информационные системы, свободы и права человека, институты гражданского общества, суверенитет и целостность государства, государственный язык, семейно-родственные, межнациональные и межконфессиональные отношения, здоровье, интеллект людей и др.

Коммуникационное включение современных государств в систему современных международных отношений, в которых все больший упор делается не на территориальное вытеснение государства с его исторического места проживания, а на свободное перемещение информационных и финансовых потоков, «прозрачность» государственных границ, развитие кооперативного, экономического, политического, финансового, информационного, таможенного, культурного, межконфессионального и иных форм сотрудничества с учетом геополитического положения страны и способности к конвергенции, позволяет более продуктивно вести речь о влиянии коммуникационных угроз на безопасность современного государства.

В содержательном плане коммуникационные угрозы формируются под воздействием совокупности параметров современного государства как субъекта международных отношений и объекта глобализации. Применительно к конкретному государству — это его пространственно-территориальные параметры, тип политической системы, уровень развития экономики и социальной сферы, демографические, этнонациональные и религиозные особенности, специфика духовно-информационной культуры и др.

В контексте коммуникационных угроз в гуманитарной сфере под воздействием глобализации происходит опасная трансформация межнациональных и межконфессиональных отношений. Наступление глобализации на неустойчивую экономику большинства государств, завоевавших освобождение от колониальной зависимости имперских метрополий в XX в., положило начало разрушительному процессу деформирования их национального государственного обустройства и конфессиональной ориентации.

Эмиссары различных конфессий, а также всевозможных сект, радикальных религиозных ответвлений устремились в самую незащищенную сферу человеческого бытия — в сферу общественного сознания, нравственных традиций и вероисповедания.

Эскалация информационных потоков в сферу свободы совести, традиционной веры, обманное или насильственное принуждение к религиозному самовыражению должны стать настораживающими факторами для современного государства, всей системы его национально-государственной защиты суверенитета и территориальной целостности в условиях глобализации. Несмотря на призывы экспертов к политической корректности, налицо усиление вызовов со стороны религиозных сообществ, и современные государства вынуждены реагировать. Страх перед глобализацией воспринимается как угроза смены национально-государственной, социально-культурной и религиозной самобытности в бывших «развивающихся странах». Массовая же иммиграция из этих стран в США и Западную Европу в послевоенный период, продолжающаяся и в настоящее время, показала неготовность лидеров глобализации к учету конфессионального фактора при принятии политических решений, несмотря на рассуждения о «гражданской религии».

Во многих современных государствах, в том числе и России, в ходе исторической эволюции сложились полиэтнические и поликонфессиональные сообщества граждан. В условиях глобализации противоречия, которые существуют в сфере национальных А и религиозных отношений, представляют собой сложную, трудно регулируемую сферу гуманитарной практики современных государств. Западная Европа, в частности, Франция, столкнулась со стремлением мусульманского населения к утверждению своей культуры и оказалась неготовой к такому развитию межконфессиональных отношений. Россия после распада СССР, особенно в приграничных регионах, также столкнулась с обострением этнонациональных и конфессиональных проблем, переросших в ряде регионов Северного Кавказа в проявления антагонизма, вражды, в конфликты, включая и военное противоборство, что напрямую затрагивает национальную безопасность в глобальном измерении. Анализ современной ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в приграничных регионах России свидетельствует о том, что проявления национализма и сепаратизма, факты вооруженных экстремистских действий и террористических акций маскируются сегодня под борьбу за «истинную веру», которую реакционеры трактуют по своему усмотрению, вербуя в шахиды-камикадзе и «мстителей веры» неопытную молодежь и попавших в затруднительные жизненные ситуации граждан, распространяя среди них наспех сфабрикованные брошюры, буклеты, в которых якобы содержатся «истины веры». Информационные средства таковы, что позволяют это делать умело и быстро!

Расширяющееся коммуникационно-информационное пространство выступает сегодня полем битвы на глобальном уровне, на котором интересы государств, наций и конфессий сближаются с интересами субъектов глобализации. Коммуникационные угрозы тем самым принуждают государства и народы действовать с учетом влияния глобализационных процессов и глубоко задумываться над обеспечением безопасности. Неспособность государства защитить себя от коммуникационных угроз и обеспечить безопасность приводит к значительному ограничению государственного суверенитета, ставит под угрозу возможность дальнейшего существования государства в его классической национальной форме, с характерным для него национальным характером гегемонии и конфессиональной терпимости.

А.В. Губченко, Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", № 4 2010

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: