Дальнейшее развитие социальных концепций российских религиозных объединений

В категориях: Трудные места

Дальнейшее развитие социальных концепций российских религиозных объединений

Ю.П. Зуев

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИИ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Часть 7

 

В последующие после принятия российскими конфессиональными центрами социальных концепций годы осмысление и углубленная проработка их положений продолжилась. РПЦ, сохранив в неприкосновенности текст «Основ…», выступила с несколькими официальными документами в развитие некоторых содержащихся в «Основах…» важных положений, в том числе и оказавшихся в центре общественного внимания. В 2008 г. Архиерейский собор утвердил «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», годом ранее Священный Синод одобрил «Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Был разработан ряд других документов, в частности, по проблемам демографии и рождаемости, молодежной политики, религиозно-нравственного окормления православных военнослужащих и т.д. В 2004 г. VIII Всемирным Русским Народным Собором (представляющим собой общественно-церковный форум для обсуждения насущных с точки зрения священноначалия проблем общественной жизни) был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».

Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека — один из важнейших документов, принятых соборным решением Церкви за последнее десятилетие. Если точки зрения протестантов и мусульман в общем солидарны с присущим современному секулярному обществу пониманием прав и свобод человека, как они зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.) и других международно-правовых документах, то РПЦ указывает на их односторонность, в частности, несбалансированность свобод и ответственности человека. Абсолютизируя внешнюю свободу, свободу выбора, оно недооценивает важность нравственного измерения свободы, т.е. внутренней свободы человека, которая несовместима с грехом. Свобода как политико-правовая норма и практика в секулярном обществе равно открыта и для добра, и для зла. Церковь настаивает на том, что права человека должны быть согласованы с нормами морали, общество и государство должны нравственно и правовыми средствами поощрять добро и ставить преграды на пути зла.

Хотя, как было сказано, в общем виде подходы РПЦ, с одной стороны, протестантов и мусульман — с другой, к проблеме прав и свобод человека не совпадают, однако, что касается их конкретного наполнения, понимания необходимости ограничения свободы для греховных дел, разрушающих нравственное здоровье личности и общества, оно скорее едино. Сложнее с достижением взаимопонимания религиозного и секулярного подходов к проблеме. Их исходные мировоззренческие позиции несовместимы. С христианской точки зрения, свобода человеческой личности укоренена в Боге, она есть одно из проявлений образа Божия. Секулярное сознание рассматривает свободу человека как его природное, сущностное достояние, никак не связанное с трансцендентным бытием.

Протестанты спустя пять лет после принятия своей «Социальной позиции…» осуществили ее второе издание (2009 г.), значительно расширив, несколько изменив структуру, введя ряд новых тем. (Аналогичную работу провело и руководство Евро-Азиатского отделения Церкви христиан адвентистов седьмого дня над текстом своего социального учения и опубликовало его обновленную редакцию в 2009 г.) Во второй главе «Свобода совести, права и достоинство личности» вопрос о достоинстве личности выделен в самостоятельный параграф и изложен подробнее, нежели в первом издании; кроме того, появилась новая тема — отношение к рабству и торговле людьми (§ 4). В отличие от документа РПЦ, посвященного вопросу о достоинстве, свободе и правах человека, здесь отсутствует определение понятия «достоинство личности». По сути, под ним понимается то, что каждый человек, даже еще не рожденный, будучи носителем образа Божия, достоин уважения. Это является одним из важнейших критериев нравственного здоровья общества.

Неожиданным выглядит присутствие в новом издании «Социальной позиции Протестантских Церквей России» проблемы современного рабства и торговли людьми. Здесь говорится о том, что торговля людьми в настоящее время приобрела в мире угрожающие масштабы: «Россия также стала одной из стран, участвующих в поставках и транзите живого товара. Мы должны с горечью признать, что в нашей стране процветает рабство — сексуальное, экономическое, с иными преступными целями». В документе выражается готовность протестантских церквей «…протянуть руку помощи людям, которые стали жертвами преступного бизнеса». Для этого священнослужители, сотрудники религиозных организаций и верующие обучаются тому, как противодействовать торговле людьми (п. 2.4).

Представители Духовных управлений мусульман в Российской Федерации, входящих в состав СМР, также высказались за разработку концептуальных основ развития российской уммы в XXI в. в форме «Всеобщей концепции взаимодействия ислама, общества и государства в третьем тысячелетии».

Таким образом, процесс концептуального осмысления современных тенденций общественно-политического развития, его актуальных проблем, призвания религиозных сообществ в их разрешении, начавшийся десять лет назад, продолжается.

 

Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", № 4 2010

www.mirvboge.ru

 

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: