ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ, Часть 1

В категориях: Трудные места

 

Исторический и статистический обзор

М.Ю. Смирнов

Для уяснения роли религиозного фактора в истории России объектом исследования может быть избрана собственно организация религиозной жизни, ее строй, в условиях которого на протяжении веков проходили духовные искания российского общества. Предметом исследования должны стать количественные и качественные характеристики исторически складывавшегося социального оформления вероисповедной среды. В силу большого объема имеющегося на данный счет материала целесообразно избрать методику выборочного историко-статистического рассмотрения состава и динамики религиозных организаций в дореволюционной России. Частично данная работа опирается на результаты предшествовавшего обзора церковных организаций русского православия.

Вряд ли когда-нибудь удастся дать исчерпывающее и точное статистическое описание храмов, монастырей, иных религиозных учреждений, духовенства и других служителей культа, существовавших в России на протяжении ее дореволюционной истории. Сохранившихся документальных свидетельств для их полной количественной оценки недостаточно. Практикуются и разные способы подсчета — от сложения только тех величин, чьи координаты (названия и места расположения, даты основания, данные отчетов и переписей и пр.) достоверно установлены, до объединения в некую совокупность всех присутствующих в источниках упоминаний и цифр. Известно, что храмы и монастыри нередко утрачивались от пожаров, разрушались при междоусобицах и внешних нашествиях, подвергались секуляризации, восстанавливались под иными наименованиями или строились новые. Существенные изменения претерпевала и организационная сторона жизни конфессиональных сообществ. Поэтому можно говорить лишь о приблизительных показателях, отражающих основные тенденции в исторической эволюции «инфраструктуры» религиозных организаций.

Любые исследования религиозной составляющей отечественной истории прежде всего будут касаться темы христианства православного исповедания. Его длительное доминирующее положение в духовной и социальной жизни России не нуждается в особом подтверждении. Именно православная церковность почти целое тысячелетие, за вычетом самого раннего и самого позднего периодов своего существования, была ведущей инстанцией в установлении вероисповедных ориентиров и духовно-нравственных ценностей (в том числе и в условиях сложившейся поликонфессиональности народов России). Отсюда следует приоритетность ее рассмотрения среди прочих явлений религиозного спектра российской истории. При этом обнаруживается, что существование организационных структур ведущей конфессиональной традиции на протяжении всего их исторического бытия имеет сложную динамику.

Немаловажным обстоятельством является то, что социокультурные характеристики киевской и последующей московской государственности явно не тождественны. Различен в них и статус церковных организаций. В то же время очевидны мотивы родства и преемственности, из чего следует уместность содержательного соотнесения исторических периодов существования религиозных сообществ. Учитывая это и используя приведенный в отечественных исследованиях материал, допустимо предложить следующую реконструкцию динамики русской православной церковности.

Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", № 3 2010

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: