Материальный потенциал РПЦ второй половины 18 века

В категориях: Трудные места

М.Ю. Смирнов, ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: исторический и статистический обзор, Часть 5

В екатерининскую эпоху дальнейшая секуляризация привела к ощутимому снижению материального потенциала Православной Церкви, что отразилось и на ее статистических показателях. К началу новых преобразований церковной сферы в России было около 15 млн исповедующих Православие, 17,7 тыс. храмов, 67 тыс. белого духовенства. После указа 26 февраля 1764 г. началось упразднение многих монастырей, а оставшиеся были разделены на три класса и установлена штатная норма монашествующих (в мужских монастырях первого класса до 33 монахов, в женских от 52 до 101 монахини; только лавры могли иметь большую численность).

Количество монастырей резко уменьшилось: историк Н.Н. Лисовой сообщает, что при секуляризации 1764 г. было закрыто 589 (118) обителей, а в последующий период до конца ХVIII в. — еще 43 (8). Приводимые исследователями подсчеты . уцелевших обителей разноречивы — называются цифры 483 и 479; встречается упоминание о 473 сохранившихся монастырях, из которых 312 переводились на казенный штатный оклад, а 161 оставался на собственном содержании; есть указание на 452 и даже 396 незакрытых монастырей; в ряде исследований говорится, что штатных монастырей в Великороссии осталось лишь 226 (159 мужских и 67 женских), а около 150 было «выведено за штат», т.е. оставлено на содержание за счет паствы и собственного труда. Не совсем . ясно, сколько было монастырских насельников после «обмирщения» 1764 г.: нынешние церковные историки дают сведения как о 12 392 монашествующих, так и о снижении их числа в великорусских губерниях с 11 тыс. до 5450 человек. Общий под . счет позволил современным авторам сделать вывод, что из 822 монастырей, закрытых в период с 1701 г. по середину ХIХ в., 807 обителей (т.е. две трети от существовавших до петровских реформ) прекратили свою деятельность именно в ХVIII в.

Главным предметом секуляризации стала собственность религиозных организаций на землю и крестьян. Современная литература указывает (со ссылкой на дореволюционные исследования), что в елизаветинское время (по ведомостям 1754 г.) за архиерейскими домами и монастырями в 20 тыс. населенных пунктов империи значилось чуть больше 851 тыс. душ мужского населения. Согласно . ревизским документам 1762 г., в церковном распоряжении находилось уже свыше миллиона душ мужского пола крепостных и зависимых крестьян (почти десятая часть всего податного населения). По ходу реформирования более 910 тыс. из них, вместе с монастырскими вотчинами, были переведены в ведение Коллегии экономии. Земельная собственность монастырей и архиерейских домов существенно урезалась (она уменьшилась на 8,5 млн десятин, но по 29 губерниям в последней четверти ХVIII в. в церковном владении сохранялось еще до 700 тыс. десятин). К концу века доход государства от секуляризации достиг 3 млн руб., Церковь лишилась самостоятельного распоряжения годовым доходом почти в 1,5 млн руб. (по курсу 2008 г. это составило бы 4 млрд руб.), из которых половина уходила в государственную казну, а остальная сумма выделялась на содержание духовенства согласно установленным штатам.

В целом, однако, имущественное положение Православной Церкви оставалось весьма высоким. К концу правления Екатерины II пределы империи расширились, и исповедующими Православие считались уже 21,6 млн подданных. Православная Российская Церковь состояла из 35 епархий, где служило 84 тыс. человек белого духовенства, было свыше 21 тыс. храмов, 488 (102) монастырей и 12,3 тыс. монашествующих. В царствование Павла I число . монастырей несколько выросло: восстановлено 29 упраздненных и открыто 20 новых. Этот же . монарх вдвое увеличил государственное финансирование духовного ведомства, доведя казенные выплаты епархиям в Великороссии до миллиона рублей в год. С 1797 г. возобновилось наделение . монастырей земельными владениями (пахотными, луговыми, лесными); их норма возрастает от 30 десятин на монастырь при Павле I до 150 при Николае I, у многих крупных монастырей пожалования были еще выше (при этом в собственности оставались и земли, уже имевшиеся или пожертвованные сверх норм); с 1805 г. монастырям было дано право приобретать недвижимость — имения.

На протяжении всего «века Просвещения» постепенно наращивалась и подготовка пастырей. В начале ХVIII в. число получавших церковно-богословское образование в двух действовавших тогда духовных академиях (киевской и московской Славяно-греко-латинской) и нескольких епархиальных школах (в Новгороде, Ростове, Смоленске, Тобольске, Чернигове) было невелико — совокупно около тысячи; таким же или лишь на 200–300 учащихся больше оставалось их количество до середины столетия 61 С 1721 г. вводится запрет на занятие . церковных должностей без школьного образования, после чего началось открытие при архиерейских домах духовных училищ семинарского типа и принудительное направление в них сыновей священников. За период 1721–1725 гг. в великорусских епархиях учреждается 12 таких учебных заведений. К концу 30-х гг. XVIII в. действовало уже 17 духовных семинарий 62 На 1750 г. в стране существовало 26 духовных семинарий, обучавших около 6 тыс. воспитанников. В 1782 г. в духовных школах всех уровней учились 11 329 человек, в начале ХIХ в. число духовных учебных заведений выросло до 115 (2 академии, 37 семинарий, 76 училищ), совокупно дававших образование уже 29 тыс. учащихся.

Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", № 3 2010

www.mirvboge.ru

     
 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: