Первые немецкие епископы-просветители; на примере ученого города Гальберштадта

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

М.Р. Ненарокова. УЧЕНЫЙ ГОРОД ГАЛЬБЕРШТАДТ: ЛЮДИ И КНИГИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Понятия «книга», «школа», «Церковь» в эпоху Средних веков были взаимосвязаны. В соборных и монастырских школах семь «свободных искусств» античности не только нашли убежище в смутные времена перехода от поздней античности к раннему Средневековью, но и сохранились и развились в стройную систему образования, которая включала и «тривиум», т.е. грамматику, риторику, диалектику, и «квадривиум» — арифметику геометрию, астрономию, музыку — и такие дисциплины, как богословие, право, медицина. Средневековое образование было религиозным, средневековая культура была культурой книжников, поэтому создание библиотек и любовь к книге отличают время, которое долго и не совсем справедливо называли темными веками.

В истории саксонского города Гальберштадта как в зеркале можно увидеть значение этих трех понятий — «книга», «школа», «Церковь» — для средневековой культуры. Проповедь новой веры требовала грамотных священнослужителей, принадлежавших к местному населению, и епископа, который мог бы их рукополагать. Гальберштадт был основан во времена Карла Великого как один из пограничных городов и миссионерских центров в новоприсоединенных саксонских землях, получил и епископскую кафедру, и одну из первых школ на завоеванных землях. Освоение саксонских земель началось в 780-х гг., когда войны с саксами еще продолжались, тогда же, в 780 г. в Остервике был построен монастырь св. Стефана 1 , возможно, получивший такое посвящение, потому что св. Стефан был одним из первых мучеников за Христа и начинал собой историю христианства и в Палестине, и семь столетий спустя в Саксонии.

Сразу после окончания саксонских войн, в 804 г., монастырь был перенесен в Гальберштадт, где была создана епископская кафедра. Гальберштадт стал центром диоцезы и вошел в церковную систему государства Карла. Отличительной чертой церковной системы при Карле Великом было стремление к одинаково высокому уровню образования как в центре империи, так и на ее окраинах.

Школы при монастырях и соборах должны были устраиваться «по обычаю Священного Дворца», т.е. школы при дворе Карла. Таким образом, в обширном государстве, включавшем в себя области с разными населением и уровнем культуры, появлялся дополнительный фактор стабильности. На вопрос, чему следовало учить франков, саксов, галлов, фризов, представителей прочих племен и народностей, вошедших в империю Карла, отвечал документ «Admonitio generalis» (Общее наставление, 789 г.): «И пусть будут созданы школы для того, чтобы учить мальчиков псалмам, пению по нотам, счету и грамматике при каждом монастыре и епископском доме». Наличие школы и образованных людей подразумевало и организацию скриптория, где переписывались книги: «И надлежащим образом исправляйте кафолические книги, ибо часто, когда люди желают как подобает молиться Богу, они все же делают это ненадлежащим образом из-за неисправленных книг. И не разрешайте мальчикам портить книги во время чтения или во время переписывания, и, если есть нужда переписать Евангелие, Псалтирь или миссал, пусть мужи в совершенном возрасте исполняют труд писания со всем усердием».

Людовик Благочестивый продолжил дело своего отца, не оставив без внимания и школьную реформу. На Аахенском соборе 817 г. вновь среди прочего говорилось об организации школ и «обучении и воспитании мальчиков».

Точную дату основания гальберштадтской соборной школы установить невозможно, ибо не сохранилось никаких прямых свидетельств о начале ее деятельности. Однако, исходя из приведенных выше фактов, можно предполагать, что школа была основана между 804 и 817 гг. Грамота, посвященная основанию Гальберштадтской диоцезы, датируется 814 г. Существование школы в 20–30 гг. IX в. может подтверждаться и рукописным фрагментом, входящим в состав «Коллекции документов Густава Шмидта», собрания средневековых рукописных и печатных фрагментов, которое происходит из Гальберштадта. Речь идет об отрывках из риторических трактатов, датированных 20–30 гг. IX в. Это трактат «De Arte Metrica» и дополняющий его «De schematibus et tropis», составленные Бедой Досточтимым (672/3–735), и сочинение «Ex Charisii Arte grammatica excerpta» — извлечения из трактата «Ars grammatica» ритора Харисия (IV в.). Грамматика и метрика были необходимы для изучения латинского языка, а знание латыни было основой дальнейшего образования и соответственно карьеры.

Трактаты Беды и Харизия появились в Гальберштадте в правление первого епископа диоцезы Хильдегрина († 827) или, как его имя пишется в латинских источниках, Хильдегрима. Как повествуют древние источники, Хильдегрин происходил из знатной и благочестивой фризской семьи. Его братом был св. Лиутгер († 809), «заложивший основы христианской веры на этих [фризских] землях», позже первый епископ Мюнcтерский (Monasteriensis). Учителем обоих братьев был св. Григорий Утрехтский. (700/705–770-е гг.), сподвижник св. Винфрида-Бонифация, англосаксонского миссионера, известного как Апостол Германии. Хильдегрин вместе с братом принял постриг в монастыре Монте-Кассино, связанном с именем св. Бенедикта Нурсийского, основателя западного монашества. Позже, возможно, после Италийских походов Карла, св. Лиутгер рекомендовал своего брата императору.

Так Хильдегрин попал ко двору, где познакомился с англосаксом Алкуином, главой придворной школы и знаменитым советником Карла. В образовании Хильдегрина, таким образом, соединились как италийская традиция, идущая от античности, так и традиция придворной школы Каролингского времени, учитывающая особенности германского менталитета; но зачатки знаний он получил от св. Григория Утрехтского, представителя уходящей Меровингской культуры. Фрагменты риторических трактатов, сохранившиеся от времени его епископства, особенно сочинения Беды, свидетельствуют о том, что соборная школа Гальберштадта, несмотря на свое окраинное положение, по программе преподавания и набору использовавшихся книг не уступала столице империи.

Во времена Хильдегрина книжное собрание Гальберштадта было, вероятно, невелико. При соборе должны были храниться книги, необходимые для богослужений (Библия, Евангелия, псалтири, миссалы, сборники проповедей) и преподавания. О первой библиотеке города упоминают в связи с еще одним учеником Алкуина, который стал третьим гальберштадтским епископом. Хаймон (Хеммон, Аймон), богослов и ученый, просиявший «высшим благочестием, добродетелью и ученостью», «превзошел всех блистательными познаниями». Он был комментатором Священного Писания и проповедником. Кроме того, он известен как автор церковной истории. Хаймон был рукоположен на гальберштадтскую кафедру в 840 г. Полагают, что он был по происхождению из континентальных германцев, но древние источники единогласно утверждают, что он был «из народа англосаксов, не брат, но кровный родственник Беды Досточтимого». Возможно, это правда, так как Хаймон был учеником Алкуина, вместе с которым ко двору Карла, а позже в монастырь св. Мартина в Туре приехало множество англосаксов. Вместе с тем именно учеба у Алкуина, а также необыкновенная одаренность Хаймона могли связать его имя с Бедой, прославленным англосаксонским ученым и богословом.

В Туре у Алкуина соучеником Хаймона был Храбан Мавр (780–856), впоследствии выдающийся педагог, богослов и ученый-энциклопедист. Вместе с Храбаном Хаймон отправился в Фульду, где они даже жили в одной келье, затем снова вместе — в Рим, откуда через шесть лет Хаймон возвратился в Фульду, где некоторое время преподавал, затем перешел в монастыри Корвей и Герсфельд. Общность ученых занятий только способствовала укреплению дружбы. В период с 842 по 847 г. Храбан составляет энциклопедию в 22-х книгах «О вселенной» и посвящает его своему другу Хаймону, тогда уже епископу Гальберштадтскому. Можно предположить, что это сочинение Храбана отражает интересы и его самого, и его друга, а посвящение Хаймону, принявшему епископскую кафедру на окраине империи, проливает свет на цель, которую, вероятно, ставил перед собой Храбан: составить свод всех знаний о видимом и невидимом мире, с тем чтобы это обобщающее сочинение могло быть подспорьем в преподавании там, где книг было еще немного.

Связи между Фульдой и Гальберштадтом не ограничивались дружбой двух знаменитых богословов. В раннее Средневековье существовало такое понятие, как духовное побратимство. Духовными побратимами становились, например, монастыри, и члены такого духовного союза постоянно молились друг о друге, торжественно праздновали дни святых, особо почитавшихся у побратимов. Побратимство Фульды и Гальберштадта подтверждается фрагментом лекционария, хранящегося в «Коллекции документов Густава Шмидта». Это епископский богослужебный сборник, который можно датировать серединой IX в. В текст этого сборника включены чтения на праздник св. Эйгиля (818–822), четвертого настоятеля Фульды, которого на этом посту сменил Храбан Мавр. Почитание же этого местночтимого святого в Гальберштадт мог принести именно Хаймон, который был членом братии Фульды в настоятельство св. Эйгиля.

В сокращенном жизнеописании Хаймона, составленном на основе более ранних источников Г. Германном, и в исследовании, посвященном его жизни и богословским взглядам, которое написал В.Э. Арндт, особо подчеркивается, что Хаймон «украсил Гальберштадтскую Церковь образцовой библиотекой», причем эпитет «elegans» может означать и «избранный», и «красивый», и «образцовый», и «логически выстроенный», указывая и на тщательный и неслучайный выбор книг, и на качество самих рукописей. Это первое упоминание о библиотеке Гальберштадта. Поскольку город обязан ее появлением епископу, логично предположить, что речь идет о библиотеке при соборе св. Стефана.

Хаймон умер в 853 г., но его преемник, Хильдегрин II, продолжил его дело. Он получил образование в монастыре в вестфальском Вердене и так же ценил книги, как и Хаймон. Среди епископов X в. нужно отметить Сигизмунда (894–924), который «превосходил всех своих современников знанием [свободных] искусств», и Хиллибарда (конец X в.?), который «с отрочества обучался в монастыре Сен-Галлен». Благодаря Хиллибарду у Гальберштадта появился еще один духовный побратим, и в различных документах, вышедших из епископской канцелярии, часто упоминается праздник св. Галла. И в XI в. Гальберштадтскую кафедру занимали настолько образованные люди, что их ученость была особо отмечена в их жизнеописаниях. Бурхард-Букко II († 1087) и Дитмар были учителями монастырских школ до того, как стали епископами.

Среди ученых гальберштадтских епископов XI в. выделяется Херранд († 1093?). Он прославился своей образованностью и заботливым управлением монастырем Ильзенбург. В бытность свою . настоятелем этого монастыря он собрал там прекрасную библиотеку, которая, к сожалению, «погибла во время крестьянских волнений следующего [XII] века». Примерно в это же время соборная библиотека в Гальберштадте дважды сильно пострадала: во второй половине XI в. сгорел собор св. Стефана 31 , а в 1179 г. выгорел весь город.

 

Журнал Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, №3, 2010

 

www.mirvboge.ru

     
 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: