Становление организационной структуры РПЦ в период создание единого русского государства

В категориях: Трудные места

М.Ю. Смирнов, ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: исторический и статистический обзор, Часть 3

 

Становление единого государства в ХIV — начале ХVI в. существенно повлияло на основные «видимые» параметры Русской Церкви. По описанию современных историков в 1462 г. Иван III наследовал княжество, размеры которого не превышали 430 тыс. км 2 , при вступлении на престол внука — Ивана IV в 1533 г. территория Руси увеличилась в шесть раз, достигнув 2,8 млн км. К исходу ХVI в . московское царство увеличилось в размерах до 5,4 млн км 2 ,.Население страны в середине ХVI в . по максимальной оценке, достигло 9–10 млн, а в его конце — 11–12 млн человек.

Политический центр — Москва становится и центром русского православия. Со второй половины ХV в. ведущую роль в православном мире начинает играть Московская митрополия. Нараставшие государственные масштабы влекли за собой расширение областей церковного присутствия — образование новых епархий, строительство храмов, основание монастырей. По одним данным, в ХIV–ХVI вв. было вновь основано около 100 городских и пригородных и около 150 «пустынных» монастырей. По другим, за период от фактического начала автокефалии (1448 г.) до учреждения Патриаршества (1589 г.) появилось 488 новых монастырей. Согласно более детальному исследованию, к концу ХIV в. монастырей насчитывалось 227 (40), за ХV в. их количество почти удваивается — 414 (69), а к исходу ХVI в. в Московской Руси только по девяти крупнейшим ее регионам действовало свыше 700 монастырей (из них более 100 женских) Крупных обителей (до 300 монашествующих) в ХIV в. было 42, в ХV в. — 57. К концу ХV в. большинство монастырей имело земельную собственность. В настоящее время исследователи склоняются к мнению, согласно которому монастыри ХV–ХVI вв. владели около 20% земельного фонда страны.

Коррективы в эту динамику внесло разделение Русской Церкви с 1458 г. на Московскую и Киевскую (во владениях Великого Княжества Литовского) митрополии. Продолжительная обособленность ряда епархий привела к развитию западнорусской ветви Православной Церкви. В Великом Княжестве Литовском в середине XVI в. существовали тысячи православных приходов и не менее 50 монастырей. Значительная часть приходов, особенно в Луцкой и Волынской епархиях, после 1596 г. признала унию с Римо-Католической Церковью. Тем не менее, за двадцать лет после унии было основано 10 новых монастырей (среди которых Успенская Почаевская лавра на Волыни. Возникло и несколько внесословных . православных братств. С вхождением Великого Княжества Литовского в состав Речи Посполитой приверженность населения литовских и галицких земель православию сохранялась. В ХVII в. здесь действовали 8 православных епархий, 4–5 тыс. приходов, 11 тыс. священнослужителей. После 1686 г. большинство из них постепенно воссоединилось с Православной Российской Церковью.

В ХVII в. Русская Церковь развивается уже в статусе автокефальной, при патриаршем возглавлении. Это был век существенного реформирования церковной жизни. Немалая часть монастырей подверглась упразднению. Но основывается еще свыше 600 новых, к ним добавляются и те, что существовали на присоединявшихся к Московскому государству территориях (прежде всего в Киевской митрополии). К концу этого столетия общее число городских и сельских монастырей составило 1153 (229). Из них 619 (75) монастырей владело крестьянскими дворами. Вообще на протяжении всего . ХVII в., несмотря на противодействие светских властей, активно продолжался рост церковных землевладений. Анализ переписных книг Поместного приказа позволил отечественным исследователям установить, что к 1678 г. в распоряжении домовых вотчин Патриарха и епархиальных архиереев, приходских церквей и монастырей находилось более 116 тыс. крестьянских дворов, т.е. 13,3% всех дворов в стране. На долю православного духовенства . приходилось свыше 2 млн десятин, составлявших 16% всех пахотных земель в государстве, большая часть из которых расположена в черноземной зоне центральных районов Руси. К исходу ХVII в. 739 религиозных организаций (патриарший дом, 23 архиерейских дома, монастыри, многие соборы и приходские церкви) владели 150 тыс. дворов с численностью крестьян почти 1,4 млн.

Раскол в Русской Церкви после Московского Собора 1666–1667 гг., приведший к возникновению старообрядческого движения, вызвал некоторое снижение численности патриарших приходов и паствы. Своеобразным свидетельством этого «ухода» служит неоднократно приводимый в литературе приблизительный итог массовых самосожжений, в которых только за 1672–1690 гг. погибло до 20 тыс. приверженцев «старой веры» .

В это время в 24-х епархиях Московского Патриархата насчитывалось 15 тыс. соборов, приходских, монастырских, домовых церквей. Ряды клириков . пополнялись в основном выходцами мужского пола из семей духовенства, поэтому при подсчетах их обычно полностью включают в общую совокупность священнослужителей. При таком условии численность белого духовенства и монашества в XVII в. могла достигать 100–110 тыс. человек.

Во второй половине ХVII в. необходимость качественного богословского обеспечения Церкви побудила к созданию первых учреждений духовного образования. Таковые время от времени устраивались в Москве, было их тогда там всего четыре или пять. Самым удачным «проектом» оказалась Славяно-греко-латинская академия (единственное на то время заведение для обучения духовенства): при основании в декабре 1685 г. она имела 28 учеников, через месяц — 33, а в конце 1687 г. — уже 76 учащихся.

 

Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", № 3 2010

www.mirvboge.ru

     
 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: