Верующие, приходы и организации РПЦ до создания Российской империи

В категориях: Трудные места

М.Ю. Смирнов, ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: исторический и статистический обзор, Часть 2

Применительно к раннему этапу «киевского» периода истории надо признать, что его церковный уклад (образовавшийся с началом массового принятия христианства) не может рассматриваться как в прямом смысле определяющий последующую картину религиозной жизни средневековой Руси. Для первых времен церковного обустройства в русских землях (Х в.), когда здесь возникла 61-я по счету епископия («митрополия русская») Константинопольского Патриархата, трудно с достоверностью установить даже ее территориальное расположение.

Если говорить о домонгольской Древней Руси в целом, то считается, что всего за Х — первую половину ХIII в. в Киевской митрополии было учреждено 16 епархий (одна из них в ХII в. прекратила существование). Однозначных сведений о действовавших тогда храмах и монастырях не существует. Это, правда, не мешает историкам называть конкретные цифры. Дореволюционные исследователи не были едины в приводимых данных: церковноисторический труд митрополита Макария (Булгакова) содержит упоминания о 85 монастырях, основанных с 988 г. по 1240 г.; Е.Е. Голубинский находил, что в 18 городах Древней Руси с конца Х в. по 1240 г. существовало 66 монастырей, в том числе в Киеве и Новгороде — по 17; историк-эмигрант А.В. Карташёв писал о 68 известных в домонгольский период монастырях. Некоторые советские ученые по имеющимся летописным источникам также полагали, что количество монастырей этого времени не превышало 70 4 Современный автор . указывает, что известно 19 монашеских обителей ХI в. и более 50, основанных в ХII — начале ХIII в. От этих близких друг к другу показателей отличаются сведения Я.Е. Водарского, согласно которым в русских землях за все время с IХ по конец ХIII в. было основано как минимум 154 монастыря, в том числе 29 женских (далее в тексте число женских монастырей указывается в скобках, после числа мужских), из них количество действовавших к исходу ХIII в. можно определить в 120 (24).

Насельников по монастырям, в зависимости от вида обители, обычно было до нескольких десятков; крайне редко их численность достигала сотни и более человек. Монастыри доордынских времен располагались, как правило, в городской черте или близких пригородах. По мнению М.И. Бълховой, «…это приводило к тому, что они не имели возможности полностью отойти от светской жизни. Древнерусские монастыри были связаны не только с представителями отдельных членов княжеских или знатных семей, но и непосредственно вовлекались в политическую жизнь общества».

Число храмов в городах и населенных пунктах для этого периода в полном объеме установить еще труднее (имея в виду, к тому же, что большинство было деревянными и часто горело). По мнению историка Б.В. Сапунова, документально подтверждается наличие в 54-х городах Древней Руси на период Х в. — 1240 г. в совокупности 264-х церквей. Расчет возможной численности населения этих городов в е го усредненном распределении по приходам показывает, что реальное число церквей требуется утроить, т.е. всего их должно было быть до тысячи. Дополнив эти данные вероятным количеством церквей по другим древнерусским городам и сельской местности, ученый делает вывод, что за весь период до середины ХIII в. было сооружено примерно 1,3–1,5 тыс. городских и 8–9 тыс. сельских приходских храмов; кроме того, должны быть учтены домовые молельни в усадьбах феодалов (около тысячи) и церкви в монастырях.

Что касается общей численности священнослужителей, то отсутствие в ту пору какой-либо нормы для количества клириков приходских церквей делает даже приблизительный подсчет проблематичным. Отечественные историки упоминают о существовании в древнекиевский период особого, автономного по отношению к светской власти, класса лиц — «церковных людей». Это сообщество объединяло в некую целостность не только архиереев, священников, монашество, церковно-служителей, но и всех опекаемых и призреваемых Церковью (старых, увечных, больных, изгоев), а также зависимых от нее холопов 9 Очевидно, что . строгое вычленение в этой среде непосредственно служителей культа будет затруднительным.

Известен, однако, постоянно возраставший спрос на духовенство. По словам А.В. Карташёва, «…для прихожан было выгодно иметь побольше священников, чтобы пользоваться, при наличии конкуренции, более дешевыми требами, а для епископов наибольшее число поставлений равносильно было наибольшему количеству ставленых доходов. Обе стороны, таким образом, сходились в том, чтобы размножать рядовое священство». Сюда же следует добавить множество «домовых священников» во владениях знатных и зажиточных людей. Можно предположить, что к началу ордынского вторжения при населении русских земель примерно 6,5–7 млн человек (иногда приводится более широкий диапазон: 5–8 млн в них действовало до 10 тыс. храмов разных категорий, служило несколько десятков тысяч клириков, было около 100 (Е.И. Колычева называет цифры — 116 мужских и 22 женских монашеских обителей.

В ордынский период, как замечают историки, резкого упадка церковных организаций на Руси не произошло. Русская духовная иерархия в целом сохранила свои пастырские и имущественные возможности. В 1261 г. даже появилась православная епископия, основанная в столице Золотой Орды (Сарае) и объединившаяся затем с епископской кафедрой в Переяславле-Южном. Всего к этому году в Русской Церкви было 19 епархий. Какая-то часть храмов и монастырей все же погибла, но одновременно происходило активное возведение новых. В труде одного из профессоров Казанской Духовной академии подчеркивается, что «в то именно время, с половины XIII и по ХV столетие, основалось в России до 150 монастырей, в том числе знаменитые впоследствии Троице-Сергиевский, Соловецкий, Волоколамский, Чудов, Кирилло-Белозерский, Ипатиевский и др.». Другой автор указывает, что только за полтора столетия (к середине ХV в.) устраивается до 180 новых монастырей. Энциклопедическое церковное издание сообщает, со ссылкой на упомянутый труд митрополита Макария, что со второй половины ХIII в. по первую половину ХV в. в епархиях, находившихся на территориях Золотой Орды, Великого княжества Литовского, Великого княжества Владимирского, Галицко-Волынского княжества, Новгородской республики было основано 286 монастырей .

 

Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", № 3 2010

 

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: