Успехи и неудачи миссионерской деятельности РПЦ до 1917г

В категориях: Трудные места

М.Ю. Смирнов, ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: исторический и статистический обзор, Часть 8

Миссионерская деятельность в пореформенный период вызвала к жизни целый ряд новых церковных организаций. В 1869 г. в Москве учреждается Православное миссионерское общество во главе с московским митрополитом, имевшее задачей обращение в православие «обитающих в пределах Российской империи нехристиан». По всей стране устраивается около 50 комитетов этого Общества; на 1899 г. в нем состояло 15 тыс. членов, а к 1914 г. численность возросла до 20 тыс. В 1913 г. при Синоде создается координирующий орган — Миссионерский совет. За 1869–1899 гг. на поддержание и развитие миссионерского дела в России было истрачено более 4 млн руб. С конца ХIХ в. и до Первой мировой войны ежегодный бюджет Московского общества составлял около миллиона рублей. Результаты работы данной организации можно оценивать по-разному. Например, только в 1912 г. ее стараниями к синодальной церкви было присоединено 15 381 человек; но за это же время регистрируется «отпадение» в старообрядчество и сектантство 11 629 верующих.

Неоднозначное содержание обнаруживается и в других ситуациях православного миссионерства. В середине ХVIII в. при Свияжском Богородичном монастыре действовала Новокрещенская контора, усилиями которой за 1738–1764 гг. в православие было обращено 409 864 жителя разных областей Поволжья. Считается также, что на территории . Казанской епархии с 1552 по 1867 г. крещение прошли 575 тыс. мусульман и «язычников». Но после 1905 г. началось массовое возвращение к исламу принудительно обращенных некогда в православие татар и башкир; к 1907 г. таких перешедших было уже 36 тыс. За последнюю треть ХIХ в. на русском Дальнем Востоке в православие было крещено 17,5 тыс. «туземцев», в Якутии — почти все трехсоттысячное местное население. В то же время весьма множественным был и «исход» — как только ослабевало законодательное и административное давление.

Из обзора деятельности духовного ведомства за время царствования Александра III следовало, что в 1881–1894 гг. в православие было обращено 129 тыс. человек нерусской национальности. Однако, как отмечалось в советских исторических работах со ссылкой на церковные издания, за период 1905–1910 гг. от Православия отошло 316,8 тыс. человек. По суммарным . подсчетам данных, приведенных С.Л. Фирсовым, численность отпавших от Православия за 1907–1914 гг. составила в общей сложности свыше 118 тыс. человек; количество присоединившихся к Православной Российской Церкви за этот период было практически эквивалентным, с небольшим превышением (на 5–7 тыс.) по отдельным годам. Всего же усилиями внутрироссийского миссионерства за 50 предреволюционных лет Православная Церковь ассимилировала 1 172 758 католиков, униатов, протестантов, старообрядцев, духовных христиан и пр.

Особый сюжет образует воссоединение с русским Православием греко-католиков. После первого раздела Польши на вошедшей в состав России территории оказалось до 800 тыс. католиков византийского обряда. Их храмы и церковное имущество одно время оставались нетронутыми, но был введен запрет на миссионерскую деятельность. В 1794–1796 гг. прошло первое массовое закрытие греко-католических приходов (около 2600) и монастырей (50 обителей), положившее начало дальнейшим активным мерам в этом направлении. К 1839 г. большинство униатов (1,6 млн) на западе империи, добровольно или принудительно, присоединилось к Российской Церкви. В 1875 г. прошла еще одна волна перехода в православие униатского населения ряда местностей Царства Польского (до 100 тыс. человек). Но значительная часть «воссоединенных» (только в Холмско-Варшавской епархии более 70 тыс.) оставалась «вне всякого попечения Церкви», а свыше 170 тыс. в западных губерниях, после издания Указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», в течение двух лет вернулись под духовное окормление Католической Церкви.

Весомое множество православных в России всегда представляло старообрядчество. Правительственным распоряжением 1822 г., утвержденным Александром I, предписывалось «…все раскольничьи церкви, молитвенные дома и часовни, построенные до 1817 г., оставить неприкосновенными без разыскания; вновь строить запретить». И хотя храмы, возведенные после 1817 г., были тогда же разрушены, все остальные, существовавшие до этого срока, получили статус дозволенных. Государственная статистика первой половины ХIХ в. сообщала о примерно 910 тыс. «раскольниках». Назначавшиеся с 1852 г. специальные комиссии установили, что реальная численность (вместе с русским христианским сектантством всех толков) близка к 10 млн человек. В 1878 г. за старообрядцами числили 3,6 млн поповцев и свыше 7 млн беспоповцев. По отчетам обер-прокурора Синода за 1894 и 1895 гг., «приверженцев раскола» — поповцев, беглопоповцев и беспоповцев — числилось до 13 млн человек. Многие из них уклонялись от какого-либо учета. Поэтому перепись населения 1897 г. дает более скромную цифру — всего 2 143 340 старообрядцев. На 1912 г. в старообрядчестве официально пребывало 2 206 621 человек.

Некоторые исследователи полагали, что настоящее число могло быть в полтора — два раза больше. Неофициальные подсчеты дают куда более . значительные величины — вплоть до утверждения о наличии в 1917 г. 19 млн староверов и 6 млн сектантов. До революции в России имелось 19 архиерейских старообрядческих кафедр, 630 храмов и 3161 молитвенный дом, 73 скита и обители. О беспоповцах в современном словарном труде говорится, что в начале ХХ в. Поморское согласие объединяло 1,5–2 млн, а Федосеевское согласие — от 2 до 2,5 млн последователей.

В религиозной жизни империи свое место занимала и Грузинская Православная Церковь, с 1811 г. действовавшая как экзархат в юрисдикции Русской Церкви. Перед вхождением в состав России у нее имелось 799 храмов, служили 7 архиереев, около 900 священников и диаконов, было 75 монахов. В начале ХХ в. четыре епархии Грузинского экзархата духовно окормляли более 1,2 млн верующих, имели уже 2354 храма, 26 мужских и 5 женских монастырей, почти 2 тыс. священников и диаконов, свыше 600 монашествующих. Действовали духовные семинарии в Тифлисе и Кутаиси, 13 монастырских училищ (более 540 воспитанников), 590 ЦПШ (23 тыс. учащихся).

ХIХ столетие русское Православие завершило, обладая крупнейшей церковной структурой. Из отчета обер-прокурора Синода за 1899 г. следовало, что в России действовали 61 епархия; 66 780 православных соборов и церквей, часовен и молитвенных домов (в том числе 833 построенных в этом году); 103 тыс. человек белого духовенства (2 тыс. протоиереев, 43 тыс. священников, 14,4 тыс. диаконов, 43,7 тыс. причетников); 262 духовных учебных заведения (55,5 тыс. слушателей); 42 тыс. ЦПШ (из них около 22 тыс. школ грамоты) на 1,5 млн учащихся; 459 воскресных школ духовного ведомства (26 тыс. посещающих); 997 богаделен на 14,4 тыс. призреваемых; 231 больница при монастырях и церквах на 2796 коек. В монастырях к этому времени находилось более 52 тыс. монашествующих и послушников. При церквах и благочинных округах существовало 26 683 библиотеки религиозной литературы; издавалось 86 газет и журналов. Общая смета Синода за 1899 г. по доходам составила 52 438 606 руб., из которых от государственного казначейства было выдано 21 199 144 руб.

 

Журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом", № 3 2010

www.mirvboge.ru

 

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: