Насколько современны библейские методы евангелизации

В категориях: Общество, Церковь и власть

News_blog_bible03

Пастор Крис Хенд, Дербишир, Англия, Целенаправленно ошибаясь

( О методах и приемах церкви Седлбек)

Предисловие

В день, когда Петр был призван к служению ловца человеков, Господь преподал ему очень важный урок (Луки 5). Он трудился всю ночь, но ничего не поймал. Закончив свою проповедь, Господь затем говорит Петру "закиньте сети свои для лова". Петр, кажется, был немного раздосадован подобной просьбой, ведь он считал себя опытным рыбаком, который знал лучше других, что в настоящее время т бесполезно ловить рыбу в этих водах. Ведь при всем его опыте и умении он за всю ночь ничего не поймал, почему же он должен верить совету плотника! Из уважения к своему Господу он соглашается, хотя, по-видимому, без всякой надежды на успех.

А сколько сегодня подобных служителей, которые, не хотят следовать стратегии Господа в проповеди евангелия, покаяния и веры, поскольку не верят в успех этой Божьей стратегии приобретения душ. Методы Господа считаются ими непрофессиональными и бесполезными, а потому при евангелизации они предпочитают полагаться более на человеческую изобретательность и навыки.

Без сомнения рыбная ловля требует огромного усилия и старания; бурное и суровое море было уделом галилейского рыбака. Когда Господь призвал Петра стать ловцом человеков, он имел в виду, что ему понадобится все его терпение и энергия, которые он использовал, ловя рыбу. Мы также должны трудиться для приобретения душ: Господь предназначил своим ученикам стать инструментами, посредством которых избранные будут собраны для Бога. Тем не менее, Петру необходимо было выучить урок, что успех в приобретении душ придет через послушание Божьему Слову, а не через надежду на собственную силу и применение своих собственных методов. Здравый смысл подсказывал Петру, что Господня стратегия в ловле рыбы противоречит современной логике - тем не менее, это принесло огромный улов. Не удивительно, что он глубоко прочувствовал свою греховность, недооценив и недоверив своему Господу, который, если пожелает, способен благословить самые малые усилия.

Когда идет речь о приобретении душ, мы можем тяжело трудиться всю ночь, разрабатывая свою собственную стратегию и полагаясь на свои способности, но ничего не поймать. Божьим замыслом является проповедь всей Его воли, и, в то же время, взирая на Него применять Слово Божье к сердцам не спасенных людей силой Святого Духа - стратегия, которая все больше и больше в современном поколении многими считается "глупой". Довольно ясно, что сегодня многие, включая Рика Уоррена, почти полностью отвергли этот образец и разработали свою собственную стратегию для расширения царства. Их стратегия рассчитана на огромный улов - но только немногие среди их улова по настоящему искренни.

Любой может поймать мертвую рыбу и водоросли наряду со всем остальным мусором, который плавает на поверхности воды, но без божественного благословения не много живой рыбы будет поймано в нашу сеть. В Иоанна 21 главе Господь подчеркивает урок, которому Петр был научен ранее, когда Он приказал забросить сеть по правую сторону лодки, приказ, который на самом деле привел бы лодку в неустойчивое положение и весьма уменьшил возможность учеников управлять судном. Иисус хотел научить своих учеников пожинать благословения тогда, когда они действуют против всей человеческой мудрости, и когда их собственные способности не помогают успеху… и что слава должна быть только Ему одному. В книге Иисуса Навина, главе 6 мы учим, что неприступные стены, которые человек воздвигает против Бога, могут быть разрушены только силой Бога: Израиль должен был применять методы, которые были бессмысленны в глазах человека. Не получил ли Гедеон тот же урок при поражении Мадианитян? И не учит ли нас Павел тому же уроку во 2 Коринфянам 10 главе?

Да придаст нам Господь уверенность, чтобы мы чтили Его способ приобретения душ, и смелость, чтобы отвергнуть все остальные методы, которые лишают Господа Его славы.

Возможно, вы и не заметили, но новая революция, с целью принести жизнь и новый рост в церкви, уже на пути. По крайней мере, в этом нас хочет убедить Рик Уоррен, автор "целеустремленного" подхода к служению в церкви. Выходец из Южно-Баптистского объединения (США), Уоррен является пастором церкви в Седлбек, округ Орандж, Калифорния, одной из самых больших церквей в Соединенных Штатах, с более чем 11.000 людей в списке "активных членов". Начиная разбор Библии в 1980 году с 15 людьми в жилой комнате, первое официально пасхальное служении привлекло 205 человек. К 1995 году 10.000 посещали служения, 7000 из которых были те, кто "отдал свою жизнь Христу" за этот 15-ти летний период. 2004 год стал рекордным годом с 2029-ю крещенными и 3319-ю присоединившимися к церкви через курс 101 "Введение в Божью Семью". В рейтинге мега-церквей, церковь Седлбек находится в числе первых. Особенностью, характеризующей подход церкви Седлбек, является сведение церковной жизни к пяти целям: прославление Бога, служение, миссия, членство и зрелость. Выражаясь словами целевой установки церкви Седлбек, их целью является: "Приведение людей к Иисусу Христу и в члены Его семьи, развитие их зрелости во Христе, подготовка к служению в церкви и выполнению жизненной миссии в мире для прославления Божьего имени".[1]

Все дело в росте.

Хотя Уоррен и пытается отмежеваться от практики церковного роста, применяемой в мега-церквях, (где к сожалению возобладал поверхностный подход), он делает очень мало, чтобы убедить, что он не виновен в тех же слабостях. Хотя и под видом каких-то новых идей и терминологии, это все та же, открывающаяся нашему взгляду, философия "церковного роста". Кратко говоря, она сводится к тому, что если что-то препятствует росту церкви, избавься от этого. Если людям не нравится способ проведения служения в церкви, измени его. Если им не нравится проповеди, видоизмени их. Если общая молитва скучная для них, сделай что-то с ней. Все должно быть принесено в жертву на "алтаре целесообразности". Почувствуйте привкус его мышления по отношению к тем, которые "верны", но, по его мнению, "бесплодны": "Как определить верность? Верны ли вы Слову Божьему, если с упорством излагаете его в устаревшем стиле? Храните ли верность, если настаиваете на совершении служения в том виде, который удобен для вас, даже если при этом не приносится никакого плода? Храните ли вы верность Христу, если цените созданные человеком традиции больше, чем приведение к Господу людей? Я утверждаю, что, когда церковь продолжает использовать методы, которые больше неэффективны, она не хранит верность Христу!"[2]

Традиции, основанные на звучащем восприятии Писания, бесцеремонно отметены Уорреном в сторону и отвергнуты на основании, что это традиции, выдуманные человеком, а также высмеяны им как простые предпочтения личности определенного типа и темперамента. Основываясь на принципе, что мы должны делать все "удобным" для неверующих, он приспосабливает все воскресное богослужение к их вкусам и интересам. Сегодня, например, Седлбек предлагает своим посетителям разнообразие музыкальных стилей, из которых они могут делать свой собственный выбор в соответствии с их личным вкусом. Если бы мы посетили кампус Седлбек, мы бы обнаружили в одном месте рок-музыку, в другом церковную музыку, в третьем Гавайскую. Звучит та же самая проповедь, но каждый свободен выбрать музыкальный стиль, подходящий ему больше всего. Уоррен приписывает очень много типу музыки, который он выбирает для церкви. "Проведя исследования о том, каких людей мы привлекаем, мы приняли стратегическое решение не исполнять гимны на наших призывных служениях. В течение года после решения о том, каким будет наш "звук", церковь Седлбек росла подобно взрыву. Я допускаю, что мы потеряли сотни потенциальных членов церкви из-за стиля музыки, которым пользуется церковь Седлбек. С другой стороны, мы привлекли тысячи людей именно из-за нашей музыки"[3]

Такое богослужение, описанное одним светским комментатором, как "шатающееся стадо", а другим, как вечеринка для людей средних лет, дает основание оценить, в каком направлении они выбрали свой путь.

Один посетитель рассказывает о своем визите в Седлбек: "Музыка была чистый рок. Пять певцов, две электрогитары, барабанная установка, електроклавишные музыкальные инструменты, два саксофона, пианино, труба, тромбон и флейта. Были представлены три номера с чистейшими эффектами ночного клуба, дополненными вращающимися прожекторами на заднем плане и привлекательными певцами женского пола, качающимися и танцующими под музыку. Как мне показалось, не так уж и много людей принимало участие в поклонении. Большинство из них просто смотрели шоу"[4]

Если это и есть идея Уоррена о росте, тогда Церковь может прекрасно обойтись и без нее. Христиане, ревнующие о славе и величии Бога, отвращаются от подобного плотского и мирского проявления. Подобная практика далека от примера служения и Богопоклонении, описанного в 1Коринфянам 14 главе, где результатом является то, что незнающий или неверующий не просто "смотрит шоу", но "…он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: "истинно с вами Бог"" (1Кор. 14:24-25) Едва ли что-нибудь подобное происходит в церкви Седлбек. Более вероятно, что неверующий скажет, что это просто стиль музыки, который ему нравится и вид религии, в которой он чувствует себя удобно. Церковь будет расти, но основания такого роста будут совершенно небиблейскими.

Определённая группа.

Тип людей, которые целенаправленно привлекаются в церковь, указывает на жесткий прагматизм, который скрывается за "целеустремленным" мышлением. Философия, лежащая в ее основе, сводится к принципу: "масть к масти подбирается" и, «что бессмысленно пытаться достичь людей, которые социально неравны.» Действительно, церковь скорей всего привлечет людей похожих на тех, кто уже в вашей общине, но она едва ли привлечет и удержит тех, кто очень отличается от сложившегося прихода."[5] Как представляет себе Уоррен, каждый пастор мечтает иметь большую церковь, и он обещает нам огромный успех, если мы правильно подберем людей: "Взрывной рост происходит тогда, когда тип вновь приходящих людей подходит типу людей, которые уже находятся в церкви, и они все согласуются с личностью пастора. Но если члены церкви и пастор не подходят друг другу, то там, скорее всего, произойдет "взрыв без роста!"[6]

Так что посмотрите сначала на себя, а потом выбирайте людей, которые наиболее похожи на вас. Вдобавок к этому, нам советуют направлять свои усилия на достижение людей тогда, когда они наиболее уязвимы - людей, которые только поменяли место жительства или сменили место работы. Те, которые только-только женились или начали семейную жизнь, являются наиболее подходящими кандидатами в смысле открытости к посещению церкви и своего посвящения. Фактически Уоррен считает, что, будучи настойчивыми, мы можем убедить любого человека прийти к Христу. "Я глубоко убежден, что любого человека можно привести к Христу, если найти ключик к его сердцу. Этот сердечный ключик у каждого человека неповторимый, поэтому его иногда трудно найти. Чтобы узнать его, может понадобиться время. Но самая очевидная отправная точка - это насущные нужды человека. Как я указывал ранее, именно этим подходом пользовался Иисус".[7]

Оставляя на некоторое время в стороне факт полного игнорирования Божьей воли в этой цитате, трудно предположить, что это будет та церковь, которую Христос приобрел своей собственной кровью. В то время как Господь определил своим ученикам на некоторое время трудиться среди "потерянных овец Израиля", люди, которых Он искал, были самой разнородой группой, которую только можно представить. Никто не проводил никакого исследования людей, проживающих в Капернауме, никто не планировал тактику достижения людей, исходя из особенностей социального статуса и происхождении Иисуса или его учеников. Ученики сами по себе были разнородной группой людей, и то, как они общались между собой, противоречит всем ожиданиям Уоррена и его советам.

Были ли Гадаринский одержимый, женщина, пойманная в прелюбодеянии, Никодим, слепорожденный в Иоанна 9гл. и Закхей, все избраны, потому что они подходили типу личностей, которыми были ученики? Конечно же, нет! Там работала Высшая власть, и только благодаря работе Духа Божия, несопоставимые друг другу группы людей могут быть сведены вместе и научены полагаться друг на друга в церкви. Вот почему среди членов церкви были как рабы, так и господа. Вот почему там были как Иудеи, так и язычники. Вот почему Павел мог написать: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" Галатам 3:28. Все эти люди удивительным образом были одним целым во Христе. Павел не писал, чтобы разделить церкви на Иудеев и язычников или рабов и господ, оставляя в покое почитателей гавайской и "церковной" музыки или традиционных гимнов и "рок" энтузиастов.

Взгляды Уоррена на церковь являются пародией на настоящую церковь, где люди с совершенно разным социальным происхождением и прошлым собираются вместе, потому что они теперь обязаны своим высшим гражданством Царю царей и Господу господ. Устремления христиан теперь направлены скорее "на небеса" (Филиппийцам 3:20), чем на какую-нибудь подходящую для них социальную группу людей. Обладание "равно драгоценной верой" (2Петра 1:1) вот что становится важным. Если люди, которые предположительно являются новым творением и рождены снова, не способны находиться вместе, если они находятся в неподходящей им социальной группе, это делает их обращение довольно подозрительным. До какой степени их культурные запросы привязаны к этой земной жизни, чтобы, не обращая внимания на искренних христиан из других социальных слоев и культур, стремиться перейти в другой "лагерь", где они найдут людей с равным социальным положением, только для того, чтобы чувствовать себя удобно? Является ли их любовь к братьям и сестрам настолько слабой, что они предпочтут перейти в другую церковь, чем любить и служить в поместной церкви людям, которые отличаются от них самих? Одно интересно бы знать, опыт каких церквей имел Уоррен, и обладали ли они особой «культурной» чувственностью и духовным безразличием. Христиане, верящие в слово Божье, несомненно, будут стремиться к большему христианскому посвящению к братьям и сестрам, чем это позволил бы.

Здесь можно сказать гораздо больше. Ниже мы рассмотрим то, как в "целеустремленной" схеме относятся к насущным нуждам людей, а также обратим внимание на качество церквей, которые основывает Уоррен. Возможно, вас удивит тот факт, что один из наиболее печально известных «учителей», оказал самое большое влияние на формирование мышления Уоррена. "Целеустремленная Церковь" уделяет чрезмерное внимание росту. Более того, ей не достает адекватного понимания того, чем на самом деле является церковь и как Святой Дух может преобразить жизни людей. Она дает очень мало надежды на то, что люди с различным социальным происхождением и прошлым могут вместе сформировать устойчивое общество. Вопреки всему, Святой Дух может сделать так, чтобы люди имея мало общего между собой, смогли продуктивно и духовно общаться между собой.

[1] Рик Уоррен, «Целеустремленная церковь», Украинский Центр Христианского Сотрудничества, Киев, 1997, стр. 87.
[2] Там же, стр. 53.
[3] Там же, стр. 244.
[4] Дейвид Клауд, Посещение Церкви Седлбек, Лейк Форест, Калифорния, (A Visit to Saddleback Church, Lake Forest, CA).
[5] Рик Уоррен, «Целеустремленная церковь», стр. 148.
[6] Там же, стр. 151.
[7] Там же, стр. 188.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: