О развитии христианской церкви и этапах духовного роста христианина

В категориях: Общество, Церковь и власть

122411_1651_1.jpg



И. В. Музычко

Среди исследователей Священного Писания имеются две точки зрения на идею христианства как развивающегося организма. Одна точка зрения состоит в том, что эту идею применяют к христианству в целом или к христианской церкви. Сторонники этой точки зрения считают, что христианство в своем историческом развитии проходит стадии духовного и организационного роста от младенческого состояния, которое имело место при зарождении христианских церквей в апостольские времена, до современного состояния христианства, которое представляет собой сложную церковную структуру, подобную громадному ветвистому дереву. Если спросить представителей исторических церквей, почему сегодня в православной или католической церкви такая сложная иерархия, сложная обрядность и так много человеческих постановлений, одним словом, почему сегодняшние исторические церкви так далеко отошли от образца первоапостольской Церкви, то можно услышать примерно следующее объяснение. Христианская церковь - это не застывшая организация, а живой организм, который развивается. Как во времена Апостолов Дух Святой руководил домостроительством Церкви, устанавливая определенные формы ее организации и служения, так Он продолжал это руководство на протяжении всех веков, результатом чего явилось современное христианство.

Для евангельских верующих такая точка зрения представляется ошибочной. Невозможно представить себе, чтобы такие нововведения в церкви, как прием в члены церкви не возрожденных людей, замена евангельского крещения по вере взрослых на крещение младенцев, разделение христиан на духовенство и прихожан, введение иконопочитания, не говоря о таких ужасных явлениях, как инквизиция и преследование со стороны церкви евангельских верующих, живых детей Божьих,- явилось результатом руководства Духа Святого. К этому можно добавить замену простого евангельского богослужения синагогального типа, установленного Апостолами в раннехристианских церквах, на храмовое литургическое богослужение, непонятное для прихожан. Со временем Евангелие полностью было устранено из жизни христиан, так как богослужение велось на старых мертвых языках, а Библия не переводилась на разговорные народные языки. Все это никак нельзя считать результатом работы Духа Святого.

Другая точка зрения состоит в том, что структурная, организационная и догматическая основа Церкви Христовой была установлена Духом Святым через Апостолов в окончательном и завершенном виде. И поэтому Церковь Христова периода Апостолов является образцом для домостроительства Церкви на все последующие времена. Что касается идеи живого христианства как развивающегося организма, то эта идея применима к каждому отдельному христианину. Весь этот духовный процесс сеяния, зарождения, роста, созревания и плодоношения происходит в жизни человека, откликнувшегося на призыв Благой вести.

Истинное живое христианство представлено в притчах Христа в подобии растения, которое вырастает из посеянного семени, созревает и приносит плод. Апостолы по вдохновению от Духа Святого использовали другую аналогию для изображения живого христианства, или Церкви Христовой, а именно идею развития человека от его зачатия, рождения, роста, возмужания и полезного труда (1Кор. 3:1; Еф. 4:13¬14; Евр. 5:12).

В естественной жизни человек проходит четыре стадии или четыре возраста: детство, отрочество, юность и зрелость. Нечто подобное происходит и в духовной жизни христианина. После духовного рождения дитя Божье тоже проходит, или вернее, должно проходить, четыре ступени развития, или четыре духовных возраста: духовное детство, духовное отрочество, духовную юность и духовную зрелость. Именно об этом говорит Апостол Иоанн, когда он пишет: «Пишу вам дети, ... пишу вам отроки,... пишу вам юноши,... пишу вам отцы» (1 Иоан. 2:12-14).

Этот отрывок Писания как раз и говорит об этих четырех духовных возрастах. Некоторые, возможно, думают, что в этом месте Писания говорится об обычных физических возрастах людей. Но нигде Слово Божье не связывает духовное состояние человека с его физическим возрастом, так как человек в пожилом возрасте, давно следующий за Господом, может быть духовным младенцем, и, наоборот, молодой человек может быть духовно зрелым христианином. Об этих четырех духовных возрастах образно говорится в книге пророка Иезекииля (47:1-5), как о четырех мерилах глубины потока благодати Божьей, текущего от храма Господня. Иногда духовную жизнь христианина изображают в виде трех периодов духовной жизни, которые можно назвать спасением, освящением, служением.

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: