Актуальные вопросы христианского лидерства

В категориях: Созидая свой внутренний мир

Александр Негров

ректор Санкт-Петербургского христианского университета,

 

В России сформировавшееся десятилетиями политическое «моно-лидерство» не должно стать естественным образцом для лидерства в евангельской среде. Специфика российского политического лидерства привела к тому, что у россиян сформировался крайний патернализм, т.е. точка зрения, что от обычного отдельного человека ничего не зависит и ответственность за все несет один лидер или «власть», которые должны заботиться обо всех как отец о детях. Отечественные и зарубежные специалисты признают, что в России редко кто проявляет важные в лидерстве качества: инициативу (т.к. «инициатива наказуема») и самостоятельность . Кроме неверных мировоззренческих предпосылок, лидерство среди евангельских христиан не должно подражать специфическим особенностям российских политических лидеров и бизнес-лидеров. Проблемным полем у широкого круга российских менеджеров являются: (1) единоначалие (авторитарная модель лидерства); (2) большая дистанция власти и полномочий (между начальниками и подчиненными; или между «господами» и «слугами» в азиатском варианте); (3) копирование стиля лидерства верхних уровней власти нижними (в пирамидальном устройстве «нижние» учатся от «высокого начальства»); (4) неумение работать в команде; (5) доминирование личных отношений над профессиональными; отсутствие опыта и культуры управления персоналом; (6) чрезмерный контроль и отсутствие способности к распределению руководства; (7) отсутствие опыта построения и развития корпоративной культуры; (8) низкая культура владения современными технологиями и др.

Суть христианского лидерства проявляется и в разумности устройства повседневной жизни, и в результативности совместной деятельности. Для этого требуется компетентность, духовная зрелость, порядочность, гибкость и коммуникабельность. Целостное эффективное лидерство применительно к современным поместным церковным общинам (или христианским организациям) имеет несколько граней.

Во-первых, в каждой поместной общине должно быть четкое понимание своей миссии и видения (к этому вопросу необходимо подходить ответственно и адекватно).

Во-вторых, эффективное лидерство наблюдается в определении, моделировании и укреплении многообразных христианских ценностей, которым должны быть привержены все члены поместной общины, команды и т.д. (эти ценности соответствуют миссии и видению).

В-третьих, каждой евангельской церковной общине (или христианской организации) необходимы стратегия долгосрочного развития, план управления изменениями (здесь особенно нужен профессионализм и духовная зрелость).

В-четвертых, христианам необходимо уповать на духовную крепость, Источником которой является Господь Бог, оказывать помощь друг другу в наделении необходимыми знаниями, умениями, свободой, ресурсами, полномочиями и т.д.

В-пятых, в евангельских сообществах лидерам нужно мотивировать других, поддерживать и вдохновлять их на выполнение того, что необходимо выполнить. Главное же в христианском лидерстве — это любовь как к Богу, так и к людям. Эта любовь производится Божьим Духом в сердце верующего. Эта любовь основана на совершенной любви Бога, она была явлена миру в Иисусе Христе.

Лидерство среди евангельских христиан может и должно быть стратегическим. Такое лидерство проявляется тогда, когда члены поместных общин (христианских организаций) демонстрируют умение предчувствовать, предусматривать, хранить гибкость, мыслить стратегически, сообща с другими инициировать изменения, с помощью которых община (или организация) достигнет жизнеспособного будущего. В Библии есть указание на способность людей здраво оценивать ситуацию и планировать правильные действия в будущем. В Книге Притч, конечно, есть предостережение не полагаться на свой разум и не строить самостоятельных планов (Притчи 19:21), но, с другой стороны, из этой библейской книги следует, что Бог ожидает от людей способности размышлять о дальнейших действиях и благословляет разумные планы (Притчи 14:22).

Современные общины или христианские организации уже практикуются в разработке стратегических планов развития. Это хорошее начало. Однако нужно не только создавать документы так называемых «стратегических планов», но реализовывать эти планы, оценивая продвижение по заранее разработанным критериям результативности. Зачастую оказывается, что после завершения планирования лидерам не удается перейти к выполнению конкретных стратегий и тактик, систематическому управлению эффективностью деятельности, непредвзятому мониторингу и оцениванию продвижения по намеченным целям и т.д.

В сегодняшнем мире, где глобализация затрагивает большинство людей, есть опасность механического обобщения культур и национальностей, когда игнорируется серьезность отличий и преувеличивается сходство между различными национальными культурами на постсоветском пространстве. К эффективному межкультурному лидерству необходимо продвигаться по пути понимания и уважения особенностей местных национальных культур. Каждому поколению евангельских христиан необходимо искать пути решений межкультурных противоречий. Эти пути видятся не в отказе от здравого этноцентризма, а в творческом подходе примирения противоречащих идей и подходов национальных культур. Эффективное межкультурное лидерство — это признание существенных различий между культурами народов бывшего СССР и поиск сочетания культурных особенностей .

Истина и Свет Бога не могут быть ограничены определением христианина только на церковное служение. Самоочевидно, Богу угодно распространить Свою благодать и на общественно-профессиональную деятельность верующих людей. Для нынешних поколений евангельских христиан проблема лидерства не должна рассматриваться только в рамках церковного пространства (или только в контексте религиозных организаций). Ведь сейчас для христиан открыты возможности в много-различной профессиональной деятельности. Под успехом лидерства в профессиональной сфере не стоит понимать только высокую зарплату, карьерный рост, общественное признание и т.д. Главным образом, с христианской точки зрения успех профессионала — это жизнь служения другим своими талантами и своей деятельностью.

Проблема лидерства на стыке современных поколений евангельских христиан затрагивает и гендерный вопрос. Церковь не делает статусных различий между мужчинами и женщинами и признает их равенство и равенство прав. Для современного евангельского христианства нужно помнить и о том, что в лидерстве есть равенство возможностей и равенство ответственности. В лидерстве, где проистекает взаимодействие лидеров и последователей, нет сегрегации по признаку пола. Евангельским христианам нет необходимости внедрять женщин на какие-то лидерские роли. Эта роль у них уже есть. Сестры наравне с братьями несут ответственность за влияние на окружающих. В глазах Бога ценны все: матери, жены, отцы, мужья, сыновья и дочери. Лидерство в семье, лидерство среди друзей, лидерство в христианских общинах не осуществляется только мужчинами (братьями). Все меняется в мире, и такой, казалось бы, очевидный вопрос — о роли женщин в лидерстве — тоже не должен остаться без внимания. В лидерстве всегда стоит сложный вопрос: как эффективно взаимодействовать равным, но неодинаковым людям.

В настоящее время нередки случаи, когда в евангельских общинах ли-деры утрачивают энтузиазм в служении, разочаровываются, устают, ста-реют, оказываются невостребованными и т.д. Иногда с ними расстаются, иногда они по личной инициативе уходят или переходят на другое место работы или служения. Этого не избежать. Тем не менее необходимо стараться проявлять мудрость и в том, каким образом переходить на другое место служения, передавать полномочия другим и пр. Опрометчивым можно считать выражение резкой критики в сторону своей «бывшей» общины или организации, которую лидер покинул по той или иной при-чине. При переходе на другое место служения лидеру лучше полностью все доверить Богу, благодарить Его за все то, что Он позволил сделать на прежнем месте служения, благодарить людей за совместное служение и т.д. Хороший пример подают те, кто переходит на новое поле служения без каких-либо обид и старается жертвенно трудиться на новом месте и в новом качестве. Любой «переход на другое служение», передача полномочий руководителя другому человеку — «это наиважнейший экзамен христианского лидерства» . Для начинающего лидера или для «корифея» будет полезен совет Давида МакКина. Он говорит: «Трудитесь не покладая рук, будьте верны Слову Божьему и непорочны в характере. Все остальное — в руках Святого Духа...» .

В наши дни существует большая потребность в лидерах нового формата, сформировавшихся уже с учетом современной национально-исторической специфики развития общества, современных тенденций национального и мирового развития евангельского христианства.

В условиях секуляризации общества, когда подавляющее число людей продолжает творить зло, только Церковь может и должна призывать людей к светлому опыту жизни со Христом. Чтобы это стало реальностью, христиане, в том числе и евангельские христиане, должны взять на себя ответственность за результаты своей миссионерской деятельности. Духовное преобразование общества нуждается в духовном лидерстве христиан. Путь обучения духовному лидерству у Христа не начинается с подражания Христу (или кому-либо) в стиле, подходе, методе лидерства, но — с послушания Ему и следования за Ним . Сущность духовного лидерства — в явлении своей жизнью образа Христа. Мера духовности верующего человека может быть признана как мера персонификации в нем Божественного. Духовный лидер столь целостен и эффективен, сколь приобщен ко Христу: ищет Христа, живет со Христом, живет Христом. Это — самое главное. Остальное приложится.

Евангельским протестантам было бы полезно проводить мониторинг взаимоотношений между поколениями, вести назидательную работу, внедрять в практику тесное взаимодействие различных поколений при реализации различных проектов христианской миссии. Естественно, при сосуществовании различных поколений в церковных общинах (или организациях) не обойтись без особой мудрой гибкости, взаимного уважения и любви, умения сохранять связь времен.

Александр Негров ЛИДЕРСТВО НА СТЫКЕ ПОКОЛЕНИЙ

 

ФОРУМ 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям

 

Мир в Боге

 


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: