Церковь в становлении независимости Словении и Хорватии

В категориях: События и вести

Ф.Г. Овсиенко

Говоря об основах и опыте государственно-церковных отношений вышедших из состава прежней СФРЮ Словении и Хорватии, следует отметить, что религиозная структура населения Югославии всегда испытывала на себе влияние национальной структуры. Так, большинство верующих сербов, черногорцев, македонцев являются, как правило, приверженцами православия; большинство верующих хорватов и словенцев — католиками; боснийцы, албанцы и турки исповедуют ислам; протестантские церкви объединяют прежде всего представителей национальных меньшинств (венгров, немцев, чехов и словаков).

Переплетение национального и религиозного факторов всегда усложняло решение проблемы взаимоотношений между государством и различными Церквами в Югославии, с одной стороны, и между самими Церквами, с другой. Страна была основана как федерация южнославянских народов вскоре после Первой мировой войны, и с тех пор этнические и религиозные конфликты здесь, по сути, никогда не прекращались. Между православными сербами и католиками-хорватами нередко происходили острые столкновения на религиозно-этнической почве с обвинениями в попытках насильственного обращения из одной веры в другую. Вооруженный конфликт, начало которому положили столкновения 1989 г. в автономии Косово, населенной преимущественно этническими албанцами-мусульманами, противопоставил также, по сути дела, две традиционно «католические» нации — хорватов и словенцев — «православной» Сербии, представители которой занимали ключевые должности в федеральной структуре государства.

Нарастание государственного кризиса побудило глав двух Церквей — православного патриарха Павле и Католического кардинала Франьо Кухарича — издать совместное обращение к верующим с призывом к миру и справедливости. Однако, выражая свой протест против любых форм насилия, Католическая и Православная Церкви косвенно усугубляли югославский конфликт тем, что Католическая Церковь усматривала справедливое решение кризиса в самоопределении и независимости отдельных республик Югославии, а православная — в сохранении целостности страны.

В условиях указанного кризиса руководители Словении провели 23 декабря 1990 г. плебисцит по вопросу о самостоятельности и независимости Республики Словении, и большинство граждан страны высказалось за немедленное создание суверенного государства. Скупщина Республики Словении на совместном заседании своих палат 25 июня 1991 г. приняла «Основную конституционную хартию самостоятельности и независимости республики Словении», а 29 декабря 1991 г. — Конституцию, в которой фиксируются принципы отделения государства и религиозных общин друг от друга, равноправия последних и свободной их деятельности (ст. 7). В ст. 41 Конституции Словении гарантируются свобода совести, исповедания и иных убеждений, а также право родителей в соответствии со своими убеждениями обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей. Ст. 63 объявляет неконституционными любые призывы к религиозному неравноправию, равно как и разжигание религиозной ненависти и нетерпимости.

Хорватия провозгласила декларацию независимости и приняла собственную Конституцию в июне 1991 г. Ст. 7 Основного Закона Республики Хорватии гарантирует равенство перед законом всех религиозных общин, а также их отделение от государства; ст. 14 гарантирует права и свободы гражданам независимо от их вероисповедания, а также свободу публичного выражения религиозных убеждений. В соответствии со ст. 41 религиозные общины могут свободно и публично отправлять религиозные обряды, основывать школы и иные учебные заведения, социальные и благотворительные учреждения, а также управлять ими; в своей деятельности они пользуются защитой и поддержкой государства.

Принятие Словенией и Хорватией демократических конституций, призванных обеспечивать гражданам свободу совести, пока еще не устранило межрелигиозные и этнические конфликты в этих государствах. Так, в смешанных районах Хорватии, где хорваты веками жили мирно бок о бок с сербами-православными, боснийцами-мусульманами и представителями других этнорелигиозных общностей, межнациональная и межконфессиональная рознь сегодня порождает взаимное отчуждение католиков, православных, мусульман и представителей других религий.

Таким образом, эти государства сняли ограничения в области вероисповедании, которые были ранее, что их законодательная база построена в соответствии с международными документами в области прав человека.

Ф.Г. Овсиенко «Взаимоотношения государства и церкви в странах Восточной Европы»

www.gazetaprotestant.ru      

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: