Есть ли будущее у моей церкви?

В категориях: Общество, Церковь и власть


Евгений Гречко

Настало время отвечать на этот вопрос, хоть и кажется он вызывающим, на взгляд человека верующего. Ведь Церковь вечна, и врата ада ее не одолеют? Но отвечать придется. И для начала самим себе.

Если Церковь вселенскую оставить на попечение Бога, судьба каждой поместной церкви может взволновать многих. А судьбы у церквей бывают разные: история и личный опыт дадут нам массу примеров. Вероятно, каждый из нас хоть раз в жизни испытывал чувство неудобства за ту или иную церковь. Эпитеты «сонная», «остывшая», «опустевшая», «заблуждающаяся», к великому сожалению, относятся и к некоторым церквям. А если сопоставить текущее состояние такой церкви с энтузиазмом, верой и надеждами, которые испытывали ее основатели, становится совсем странно. И тут начинаешь понимать, что в какой-то момент ее руководители просто не смогли сами себе задать этот неудобный вопрос: «Есть ли будущее у моей церкви?».

Возвращаясь к Церкви и христианству в целом, мы поймем, что вопрос этот давно звучит извне, со стороны благосклонных и не очень наблюдателей. Существует распространенное суждение, что время Церкви как институции проходит, организованное христианство себя изживает, Церковь перестала направлять, формировать, вдохновлять и т.д. И в словах этих слышится отнюдь не злорадство, а скорее недоумение — ведь заявка со стороны Церкви была очень высокой. А на деле оказалось иначе. Ожидания от «божьих людей» намного превысили результат. И теперь, обращаясь к людям «мирским», мы часто имеем дело не с неверием, безбожием, а скорее со стеной, состоящей из впечатлений от контактов с какой-то очень конкретной церковью.

Можно вступить в полемику со сказанным выше, пытаться доказать что не все так плохо. Можно удариться в другую крайность и погрузиться

в пучину самокритики. Однако этот текст не предназначен ни для того, ни для другого.

Лучший выход — всей церкви и ее руководителям попытаться для начала более или менее адекватно оценить, в каком состоянии их церковь, и начать двигаться в будущее. Вернее, в другое его качество. Перейти из состояния, когда что-то в церкви и вне ее происходит и мы вынуждены на это реагировать потом, по факту, в такое состояние, когда будущее — это как раз то, что мы и желали, или, по крайней мере, были готовы к этому.

Как церкви понять и оценить саму себя?

У Фолкнера есть такие слова: «Самая большая трагедия человека — когда он не знает, каково его действительное положение». Эти слова относятся и к церкви. Самая большая трагедия для церкви, если она не знает, где она находится. Кому как не церкви смотреть на себя трезво и адекватно? Еще в саду Эдема Бог обращался к Адаму: «Где ты?». Как и тогда в раю, Бог знает, где мы, надо, чтобы и мы это знали.

У церкви возможны три основных способа увидеть себя и оценить. Это три зеркала отражения, три возможности рефлексии:

1.    Осмысление церковью самой себя с помощью ею же выстроен-ной системы ценностей и норм. Это, надо сказать, самый простой способ, и он придает уверенности, но он же ведет и к потере адекватности. При этом мы можем даже ссылаться на Писание, но, как правило, это скорее попытка оправдать и освятить уже имеющуюся практику, чьи-то вкусы и предпочтения.

2.    Соизмерение себя с оценкой извне, со стороны людей нецерконых. Надо признать, это не всегда неправильный взгляд. Он даже временами более трезвый и «:незамыленный». Весьма и весьма полезно для церкви знать и понимать, что про нее думают соседи и враги. Однако это зеркало оценки не должно быть единственным. Иначе мы будем бесконечно модернизировать церковь, оправдывая себя стремлением привести духовную практику к «простоте, понятности и современности».

3.    Соизмерение с церковью, описанной в Св. Писании. Это самое сложное зеркало. Во-первых, из-за привычки смотреть слишком часто в первые два зеркала, а во-вторых, потому, что смотрение это требует от нас постоянного напряжения, честности, непредвзятости и понимания Духа Святого.

Выбор, какое зеркало важнее, за нами. И тут важно не декларировать, какое зеркало должно быть важнее, а признаться себе в том, как на самом деле.

Три зеркала, три способа смотреть на себя, вернее, предпочтения в выборе этих способов, придают церкви тот или иной характер. Свести эти три позиции невозможно, они из разных миров. Отменить первые два зеркала нельзя, да и не нужно. Надо лишь благодарить премудрого Бога, который дал нам Библию для того, чтобы мы не сваливались в субъективность и не зависели от оценок «мира».

В будущее: назад или вперед?

Поняв точку старта и думая над тем, куда теперь двигаться, мы поймем, что сказанное выше о трех способах оценки имеет прямое отношение к внутренней позиции и к вектору движения, который мы изберем.

Какую церковь мы хотим и будем строить? Церковь, которая нам нравится? Церковь, которую мы понимаем? Церковь, которой мы сможем управлять?

К сожалению, для многих церквеустроителей идеал лежит в прошлом. Мы стремимся воспроизвести то, в чем нас Бог благословил раньше, не замечая благословения, которое нас ожидает в настоящем. Мы забываем, что строим мы не институцию, а Церковь — вневременное пространство общения верующих душ с Богом.

Здесь для меня принципиально важно отметить личное убеждение в отношении Церкви, что Бог творит «все новое», в отличие от нашей привычки воспроизводить уже известное и понятное. Это означает, что процесс создания каждой поместной церкви — это личный, индивидуальный проект Бога в каждом отдельном случае. И это означает, что создается церковь, которой еще никогда не существовало.

Говоря: «Я создам Церковь», Христос кроме всего прочего мог иметь в виду вот что: Церковь — это пространство, которое находится там, где есть люди верующие, но работу наполнять — это как бы пустое пространство — Он отдал нам. И ответственность за то, что мы туда поместим, лежит на нас. Это и пугает, и вдохновляет одновременно.

Что может изменяться в процессе творения церкви? Это подача и форма текстов, литургика, способ коммуникации, культурные особенности, структура управления. Все, кроме коренной сути церкви — общения душ с Богом, открывшегося в Священном Писании через веру в Христа распятого и воскресшего.

Иди!

Будущее уже наступило и многие из нас оказались к нему не готовы. Некоторые любят говорить, что вокруг нас бушующее море, а Церковь это ковчег спасения.

Но есть другая история из 14 главы Евангелия от Матфея. Христос однажды устроил своим ученикам настоящую встряску. Заставил отправиться на лодке в бурю и еще ночью. А когда они увидели Его идущим по воде, они до смерти испугались. Интересна тут реакция Петра. Скажите, вам придет в голову среди бури переступить за борт? А ему пришло. Он как-то почувствовал, что надежнее не в лодке, а за бортом. Петр не мог думать ни о чем. Он тоже хотел ходить по воде. И он сделал это. Он был вторым, кто шел по воде. Он услышал: «Иди!» и сделал шаг за борт. Представьте, как это страшно. Но именно про этого человека, который понял, что можно опираться на воду, потому что так сказал Христос, именно про него Он сказал: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

 

ФОРУМ 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям

 

Мир в Боге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: