ГДЕ ЖИВЕТ БОЖЬЯ ПРАВДА

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

Материал подготовлен Светланой Солодовник

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ

Москва с 10 декабря бурлит, самые разные силы вовлечены в обсуждение послевыборных событий: митингов протеста против нечестного подсчета голосов, задержания политических активистов, тактики дальнейших действий в отношении власти. До поры до времени молчало лишь телевидение — но и оно было вынуждено в результате сдаться и пойти на освещение происходящего — и патриарх Кирилл (ньюсмейкеры Московской патриархии, правда, произнесли по нескольку фраз в духе примирения и даже согласились с необходимостью «доказательного установления истины»). Теперь и патриарх Кирилл высказал свои соображения по поводу общественной активности — 17 декабря в храме Христа Спасителя после литургии в день памяти св. великомученицы Варвары и 18 декабря после литургии в Богоявленском соборе города Ногинска.

Выдержки из проповеди в храме Христа Спасителя:

...Вся человеческая история исполнена борьбой за «правды»... У каждого своя правда. Это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплены и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные партии, поощряет различные точки зрения. У каждого своя правда, человеческая правда, с маленькой буквы правда. Но мы знаем, в какое крававое месиво было превращено бытие наше и наших предков в ХХ веке, когда в борьбе за эти «правды» отец восстал на детей, а дети на отца... Обезумевшие от крови люди стремились всеми силами утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду, да, может, и правды-то никакой не было, а лишь только гордыня, желание власти... И распалась великая страна, и если перечислять все наши скорби ХХ века во имя тех самых человеческих правд, то не хватит никакого времени. Пример св. мученицы Варвары учит нас тому, что жизнь можно и нужно отдавать только за правду Божию. А эта правда Божья преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близких. Когда мать отдает жизнь за детей своих — это Божия правда. Когда взрослые дети последним делятся, чтобы поддержать жизнь родителей, — это Божия правда. Когда человек невооруженный и даже слабый поднимается в вагоне метро, чтобы защитить девушку от нападок гадких и скверных людей, и затем оказывается в реанимации — это Божия правда. Не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божью правду. Там, где совесть тебя укоряет, если ты не делаешь, значит, ты идешь против Божьей правды.

Сегодня массовые настроения людей определяются не Божьей правдой, а информационными технологиями. Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. /.../ Важно, чтобы мы, наследники Великой России, прошедшие через страшные испытания ХХ века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого, не повторять ошибки отцов в канун 1917 года, не повторять ошибки тех, кто в 90-е года круто менял жизнь нашего народа... Что нужно еще сделать и как громко сказать, чтобы остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь людей, а вместе с ними и Божью правду. Как же нам вести себя в условиях, когда так много сил действуют, чтобы склонить нас в ту или иную стороны? Нам предлагаются различного рода доказательства правоты одной или другой стороны... ну разве не то же самое говорили нам накануне кровавой революции 1917 года, разве не так говорили в течение всего ХХ века?.. И ведь поддавались, и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воле, только потому что кто-то связывал с этим выбором их счастье помимо их воле.

Из сердца человеческого исходят злые помыслы, так же как и добрые помыслы... И пока мы не воспитаем человека, способного сопротивляться искушениям, мы никогда не обретем ни политической стабильности, ни мира, ни спокойствия, ни солидарности людей. Вот почему сегодня для нас так важен пример в том числе и великомученицы Варвары, которая смело отдавала жизнь за правду Божию. Потому что такие примеры учат нас, что отдавать себя нужно только за те цели и ценности, в которых отображается Божья правда. И любовь к ближним, и солидарность, и забота об Отечестве, и сохранение мира, и созидание жизни на основе справедливости — все это не прямая Божья заповедь, но все это покрывается Божьим законом, который призывает нас любить друг друга. Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека.

Церковь говорит об этом на протяжении последних 25 лет... И не нужно охать и ахать, когда вдруг общество наше вздыбливается очередными конфликтами, не только мирными, но, мы знаем, и кровавыми, не нужно сетовать на неправильность ведения дел государством, когда именно от сердца человеческого исходят злые помысли, реализующиеся в коррупции, в преступности, в бесчувственном отношении чиновников, в высочайшем градусе конфликтности и конкурентности в отношениях между людьми. И в эту круговерть неправды вовлечены все, и великие, и слабые, и сильные, и немощные. Не может быть справедливого утроения жизни без устроения человеческой души — давайте запомним это как величайшую аксиому.

И когда сегодня, в моменты сложные для жизни Отечества, мы слышим нападки на церковь, которая единственная сегодня говорит об этом, то имеем дело тогда с врагами, которые хотят разрушить жизнь народа и окончательно всех нас погубить. К пастырям сегодня обращаюсь: смело свидетельствуйте о правде Божьей, идите туда, где вас даже не слушают, находите правильные слова, обращайтесь к людям, бейте в набатный колокол! Иначе погубим вновь свою страну, и не только свою страну. Всякое безразличие, особенно молодежи, к правде Божьей — это страшный признак самоубийства. Там, где нету Божьей правды, там дебри, там беспамятство, там манипуляция, там потеря жизненной ориентации и, в конце концов, смерть — и ведь через все это проходили в кровавом ХХ веке.

Выдержки из проповеди в Ногинске:

Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь, такими трудами по крупицам собираемая.

Но для того чтобы преодолеть недоумение, восстановить доверие, сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее, власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий — с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей. Нам более не дано право на разделение. Кровь, пролитая в XX веке, не дает нам такого права.

ЕЖ.ру

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: