Главные события 2011 года в космонавтике

В категориях: Общество, Церковь и власть


МОСКВА, 19 дек - РИА Новости. Уходящий год стал для российской космонавтики временем больших изменений и целой череды неудач, начавшихся еще в конце 2010 года потерей трех спутников "Глонасс" и завершившихся провалом проекта "Фобос-Грунт". При этом в 2011 году, после завершения полетов шаттлов, Россия стала монополистом в доставке экипажей на МКС. В то же время, Китай активно догоняет "старые" космические державы и осуществил первую автоматическую стыковку на орбите.

1. Первая авария "Прогресса"

Запуск грузового "Прогресса" впервые за более чем тридцатилетнюю историю этих кораблей закончился неудачей.

Ракета-носитель "Союз-У" с космическим грузовиком "Прогресс М-12М", который вез на Международную космическую станцию (МКС), в частности, продукты, воду и оборудование, стартовала 24 августа с космодрома Байконур. На 325-й секунде полета произошло нарушение работы двигательной установки, что привело к ее аварийному отключению. В результате корабль упал в районе Горного Алтая, жертв и разрушений на земле не было.

Комиссия, расследовавшая аварию, пришла к выводу, что она произошла из-за "уменьшения расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи", что привело к аварийному выключению двигателя. Члены комиссии пришли к выводу, что выявленный производственный дефект является случайным.

Ракетный двигатель 11Д55 используется на третьей ступени ("Блок-И") ракеты-носителя "Союз-У". Эта ступень, как и сама ракета, производится самарским ЦСКБ "Прогресс". Разработчиком двигателя является воронежское ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики", а непосредственным производителем двигателя - ФГУП "Воронежский механический завод". Оба предприятия входят в состав Центра имени Хруничева. Четырехкамерный двигатель с одним турбонасосным агрегатом выполнен по "открытой" схеме, имеет четыре рулевых сопла для управления полетом. Компоненты топлива - керосин и жидкий кислород

Стоимость одного корабля "Прогресс" составляет около 650-700 миллионов рублей.

После этой аварии Роскосмос заявил об ужесточении контроля в ракетно-космической сфере. Ведомство намерено создать подразделение по контролю качества продукции предприятий ракетно-космической промышленности, а также рабочие группы по контролю за выполнением пилотируемой космической программы и по проверке полного цикла изготовления космических средств.

2. Отставка главы Роскосмоса

В конце апреля руководителем Роскосмоса вместо 65-летнего Анатолия Перминова, возглавлявшего это ведомство семь лет, с 12 марта 2004 года, был назначен 53-летний бывший первый замминистра обороны Владимир Поповкин. Как следовало из распоряжения правительства РФ, Перминов был освобожден от должности "в связи с достижением им предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе". Как и его предшественник, курирующий ВПК Поповкин в свое время командовал Космическими войсками (с 2004 по 2008 год).

Одной из "последних капель" для отставки Перминова стала авария с тремя спутниками "Глонасс". Пятого декабря 2010 года были утрачены три аппарата, которые должны были завершить формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Однако спутники на орбиту выведены не были - после удачного старта разгонный блок ДМ-03 производства РКК "Энергия" с ними упал в Тихий океан. Согласно выводам комиссии, расследовавшей инцидент, все ступени и системы "Протона" отработали штатно, а спутники были утрачены из-за того, что в разгонный блок из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.

По оценкам экспертов, стоимость трех космических аппаратов составила около 2,5 миллиарда рублей.

Замглавы Роскосмоса Виктор Ремишевский и вице-президент, главный конструктор по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслав Филин были освобождены от занимаемых должностей в связи с ошибками при подготовке к запуску спутников. Перминову, который тогда еще был главой космического агентства, после этой аварии был объявлен выговор.

3. Конец эпохи шаттлов

В этом году завершилась 30-летняя программа полетов американских челноков. Шаттл "Атлантис", последний в истории многоразовый космический корабль типа "спейс шаттл", приземлился в штате Флорида в 21 июля. Всего с 1975 по 1991 год было построено шесть челноков.

Причина прекращения полетов шаттлов - выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на их подготовку и обслуживание. Теперь единственным средством доставки астронавтов на околоземную орбиту остались российские пилотируемые корабли "Союз" - как минимум до 2016 года.

"Орион" - американский корабль, который должен был заменить челноки, - сейчас только проходит испытания. Первый полет он сможет совершить не ранее 2014 года, и до этого времени США будет пользоваться услугами российской космической отрасли, о чем ранее неоднократно заявляли представители НАСА. Причины задержки ввода в эксплуатацию "Ориона" кроются, в том числе, и в серьезном экономическом кризисе, который пережили США в 2008-2009 годах.

Ранее НАСА и Роскосмос подписали дополнительные соглашения на сумму 753 миллиона долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС. Контракт является расширением предыдущего контракта ценой 355 миллионов долларов, заключенного в апреле прошлого года и касавшегося периода 2013-2014 годов. Новое соглашение будет действовать до 30 июня 2016 года.

В рамках контракта корабли "Союз" в 2014-2015 годах доставят на МКС 12 астронавтов из США, Канады, Японии и Евросоюза, а затем обеспечат их возвращение на Землю. Договор также предусматривает оказание услуг по тренировке, послеполетной реабилитации, медицинскому обследованию и прочему обслуживанию астронавтов.

Все "ушедшие на пенсию" шаттлы будут переданы в американские музеи.

4. Группировка ГЛОНАСС сформирована

Орбитальная группировка российской навигационной системы ГЛОНАСС под занавес года впервые обеспечила прием навигационного сигнала в глобальном масштабе, теперь ее данные могут получать пользователи по всему миру.

По состоянию на 8 декабря, всего в составе группировки системы ГЛОНАСС находился 31 космический аппарат, 24 из них использовались по целевому назначению. Три спутника - на этапе ввода в эксплуатацию, два - на техобслуживании, один - на испытаниях систем, еще один - в резерве.

Роскосмос сообщил, что два спутника навигационной системы ГЛОНАСС планируется ввести в эксплуатацию до конца года, а в начале 2012-го будет подключен еще один аппарат.

Сейчас завершается формирование федеральной целевой программы на 2012-2020 годы, основная задача которой - поддержание навигационной системы и ее развитие для обеспечения конкурентоспособности и создания условий для широкомасштабного использования, как в России, так и за рубежом.

Спутники "Глонасс-М" разрабатываются и изготавливаются ОАО "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва" в рамках реализации федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система". Гарантированный срок активного существования космических аппаратов "Глонасс-М" составляет семь лет.

Российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС была принята в эксплуатацию в 1993 году. Доступ к гражданским навигационным сигналам системы предоставляется российским и иностранным потребителям в любой точке Земли на безвозмездной основе и без ограничений.

5. Первый "российский" запуск с Куру

Первый в истории старт российской ракеты с космодрома за пределами бывшего СССР состоялся 21 октября. С успешным запуском "Союза СТ-Б", который 22 октября вывел на орбиту два европейских спутника Galileo, стал реальностью совместный проект России и Европы, начатый еще в конце 1990-х годов. Он обеспечит космодрому Куру более широкие возможности для запусков, так как сейчас у европейцев нет собственной ракеты среднего класса.

Ранее "Союз" мог стартовать только с двух космодромов - российского Плесецка и с Байконура в Казахстане. Для запусков с Куру ракету пришлось модифицировать. Новая версия "Союз-СТ" - вариант трехступенчатой ракеты-носителя "Союз-2" с разгонным блоком "Фрегат", адаптированной к условиям повышенной жары и влажности.

Кроме того, на борт носителя установлена аппаратура, дающая возможность выключения двигателей ракеты с Земли: в случае необходимости ее полет может быть прерван оператором. Дополнительно ракета оснащена радарными ответчиками, которые позволят контролировать ее положение во время полета.

Для запуска "Союзов" из Французской Гвианы российские специалисты создали 52-метровую мобильную башню обслуживания, которая позволяет готовить ракету и спутник в вертикальном положении, а также защищает ракету от вредного влияния тропического климата.

Предполагается, что коммерческие пуски "Союза-СТ" с космодрома в Куру будут проводиться не менее десяти лет, в год будет осуществляться до четырех стартов.

6. Китай готовит орбитальную станцию

Орбитальный модуль "Тяньгун-1" был запущен 29 сентября с космодрома Цзюцюань в автономном районе Внутренняя Монголия КНР. Запуск прошел успешно, и аппарат был выведен на расчетную орбиту.

"Тяньгун-1" будет использоваться для проведения первых в истории китайской космической программы экспериментов по стыковке космических аппаратов.

В 2012 году к модулю "Тяньгун-1" будут запущены два космических корабля - "Шэньчжоу-9" и "Шэньчжоу-10", при этом планируется, что как минимум один из них будет пилотируемым, а в состав его экипажа будет включена женщина.

Орбитальный модуль "Тяньгун-1" является прообразом будущей китайской космической станции, вывод которой на орбиту ожидается после 2020 года. Модуль предназначен для отработки технических решений, которые будут использованы в станции. Он имеет массу 8,5 тонн, способен обеспечивать жизнедеятельность трех космонавтов в течение 20 суток. Срок его пребывания на орбите составит два года, большую часть этого времени модуль будет работать в беспилотном режиме.

7. Китайская стыковка "на автомате"

Китай стал третьей после России и США страной, осуществившей автоматическую орбитальную стыковку двух космических аппаратов.

Китайский беспилотный космический корабль "Шэньчжоу-8" стартовал 1 ноября. В ночь со 2 на 3 ноября корабль провел первую в истории КНР автоматическую орбитальную стыковку с орбитальным модулем "Тяньгун-1".

Стыковка прошла на высоте 343 километра от поверхности Земли.

Четырнадцатого ноября корабль "Шэньчжоу-8" провел повторную автоматическую стыковку с орбитальным модулем, а уже 17 ноября "Шэньчжоу-8" в соответствии с планом произвел успешную посадку на Землю.

8. Отказ от "Руси-М"

Роскосмос в этом году решил прекратить строительство новой ракеты-носителя "Русь-М", которая должна была совершить первый старт с космодрома "Восточный" в 2015 году.

Как сказал глава космического агентства Владимир Поповкин, специалисты посчитали, что новая ракета не нужна, и российские запуски пока могут проводиться на старых носителях. Он отметил, что ни о каком запуске ракеты "Русь-М" с "Восточного" в 2015 году, естественно, не может быть и речи. По его словам, сейчас необходимо сконцентрироваться на строительстве самого космодрома и на запусках ракет "Союз-2" с него.

Замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов рассказал, что космическое ведомство было вынуждено приостановить разработку перспективной ракеты-носителя "Русь-М", так как она дублировала создающуюся в настоящее время ракету "Ангара". По его словам, разработка ракеты "Русь-М" закончится на стадии эскизного проектирования.

Давыдов добавил, что первый запуск с космодрома Восточный будет осуществлен на ракете-носителе типа "Союз-2". Он добавил, что при успешных испытаниях "Ангары" на космодроме Плесецк Роскосмос может принять решение о создании аналогичного стартового комплекса на Восточном.

Ранее на конкурс на создание эскизного проекта перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС) нового поколения под рабочим названием "Русь-М" было выделено около 800 миллионов рублей. Планировалось, что новая пилотируемая космическая система придет на смену космическим кораблям "Союз".

9. "Экспресс" заехал не туда

Восемнадцатого августа не вышел на связь в расчетное время новейший спутник связи "Экспресс-АМ4". Старт и полет ракеты-носителя "Протон-М" прошли штатно. Однако во время полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе управления разгонного блока "Бриз-М", в результате чего спутник был выведен на нерасчетную орбиту.

Подготовка к пускам "Протонов-М" и "Бризов-М" была приостановлена до выяснения и устранения причин ЧП, позже этот запрет был снят.

Межведомственная комиссия Роскосмоса пришла к выводу, что при формировании циклограммы работы "Бриза-М" был необоснованно "заужен" временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к неправильной ориентации разгонного блока и, как следствие, выходу спутника не в ту точку, куда планировалось. Остальные системы разгонного блока отработали без замечаний.

Национальный спутниковый оператор ФГУП "Космическая связь", по заказу которого строился "Экспресс-АМ4", констатировал полную потерю спутника, уточнив, что его использование по целевому назначению невозможно. Предприятие также направило в ОСАО "Ингосстрах" заявление о возмещении убытков. Размер страхового возмещения составляет более 7,5 миллиарда рублей.

10. "Военная" утрата

Первого февраля не вышел на связь в расчетное время геодезический спутник военного назначения "Гео-ИК-2". Аппарат был запущен с космодрома Плесецк ракетой-носителем легкого класса "Рокот". Позднее он был обнаружен на нерасчетной орбите.

После этой аварии правительство РФ объявило выговор замглавы Федерального космического агентства Анатолию Шилову за ошибки при создании космических аппаратов "Меридиан", "Кондор" и "Гео-ИК", приведшие к срыву сроков их запуска.

Пуски ракет "Рокот" пока не возобновлены, но это может произойти в ближайшее время, заявил командующий Космическими войсками РФ генерал-лейтенант Олег Остапенко.

РИА-Новости

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: