Критика безусловного спасения в учении современной церкви

В категориях: Политика, экономика, технология


Д-р Вик Ризонер, пастор Уэслианская церковь, Бекли, Западная Виргиния

Каждое поколение верующих должно «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3). Ян Карел ван Баален заметил, что «секты — неоплаченный счет церкви». Он имел ввиду, что когда истина не доносится в полной мере, со временем за истину начинает приниматься заблуждение. Современные уэслианцы-арминиане слишком долго хранят молчание в вопросе о спасении верующего.

В американской истории было время, когда ведущую роль играло методистское богословие. В 1902 году богослов-методист Милтон С. Терри сетовал, что во многих доктринальных исследованиях «обращается мало внимания (или вообще не обращается внимание) на экзегезу и исследование библейского учения, и почти во всех из них большое место отводится рассмотрению давнего спора между кальвинистами и арминианами, который сегодня можно считать беспредметным».

К началу XX века многие полагали, что кальвинизм отошел в прошлое. Методизм воспринял теорию эволюции и социального Евангелия. Сам Терри в конце концов стал сторонником крайне радикальных теорий, подрывавших доверие к авторитету Писания. Для модернистов одной из самых больших ересей стала вера в существование абсолютной истины, содержащейся в авторитетном Слове Божьем.

В XX веке появление бесчисленного количества уэслианских церквей святости «вылилось» в противодействие этому процессу. Основные свои усилия они посвящали определению самосознания и самосохранению. Они породили лишь небольшое число истолкователей Библии и еще меньше вероучительной литературы.

В конце XX века уэслианцы-арминиане начали постепенно сознавать, что слухи о смерти кальвинизма сильно преувеличены. Хотя это учение подверглось некоторым преобразованиям и его наиболее распространенные варианты могут казаться неприемлемыми для традиционных кальвинистов, тем не менее весьма редко в радио- или телевизионных передачах встретишь учителя Библии, который не верил бы в принцип раз и навсегда полученного спасения. Произошедший в этом столетии поворот объясняется просто-напросто тем, что либеральные уэслианцы перестали верить в Библию, а консервативные уэслианцы, вкупе с либеральными, перестали учить Библии. Вакуум заполнился гибридом кальвинизма и диспенсационализма.

Результат этого поворота можно сейчас наблюдать в американском евангельском христианстве. Во-первых, мы видим феномен «плотского христианина». Когда в 1918 году была впервые опубликована книга Льюиса Сперри Шейфера «Его духовность», она вызвала большие споры. Джон Мак-Артур, занимающий достаточно мягкую позицию в вопросе о «плотском христианине» писал в «Евангелии от Иисуса»: «До нашего века ни один серьезный богослов не принял бы концепцию, что можно получить спасение и при этом не видеть необходимости в работе по духовному возрождению в своей жизни и в своем поведении».

Далее Мак-Артур пишет, что концепция Шейфера о двух типах христиан, плотском и духовном, «была чуждой большинству христиан поколения доктора Шейфера, но сейчас она стала важной предпосылкой для значительной части современной церкви». Она «стала основанием для нового взгляда на Евангелие».

Шейфер утверждал, что верующий может быть новым творением, оставаясь при этом «плотским» христианином и никоим образом не меняясь. Он утверждал также, что плотский христианин ходит путями, расположенными на том же уровне, что и пути природного человека.

По словам Джефри Томаса, «Справочная Библия Скофильда» 1909 года пропагандировала «антитезис между законом и благодатью, чтобы освободить верующего от давления нравственного закона. Эти примечания к Библии придают респектабельность понятию «плотского христианина», столь несовместимому с благочестием в глазах тех, кто исповедует веру».

В примечаниях Скофильда Ветхий Завет относится к давним диспенсациям, а Нагорная проповедь — к совершенно иной. Результат был более вредоносным, чем самая острая критика, поскольку тем самым «верящим в Библию» консерваторам предлагалась как бы дешевая благодать.

Плодами этого антиномистского учения стали половая развращенность среди христианских лидеров и резкое увеличение числа разводов в церквах. Считается, что в целом 10 % христиан ведут себя неадекватно в половом отношении. Но «плотский христианин» должен чувствовать себя неуверенно, так как Писание учит: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21). Исключения для тех, кто принял единократное «решение принять Христа», не делается.

Во-вторых, христианские книжные магазины заполнены литературой о духовной войне, которая учит, что христианин может быть одержимым бесами. В одной из этих книг рассказывается, как автор получил телефонный звонок от человека, который пил и думал о самоубийстве. Этот человек назвал себя рожденным свыше христианином, но сказал, что молитва не помогает ему. Автор объяснил, что эта зависимость бесовская, а затем по ходу повествования рассказал, что из этого человека были изгнаны четыре бесовских духа. Если бы на земле существовали христиане, живущие не под водительством Духа, тогда, полагаю, были бы и христиане, живущие под водительством злых духов. Таков неизбежный вывод из этого противоречивого учения, если принять предпосылку о «раз и навсегда полученном спасении».

Если мы — храм Святого Духа, как же Дух Божий может позволить бесу пребывать вместе с Ним? «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Иоан. 4:4). Христос пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1 Иоан. 3:8). Но согласно Матф. 12:43- 45, однажды изгнанные бесы могут вернуться, если дом пуст. Адам Кларк писал, что это относится к «душе, потерявшей жизнь, силу благочестия и свидетельство святого Духа», и что сатану надо держать на удалении «постоянной молитвой, верой и проявлением бдительности». Разве учение о возможности от-падения от благодати (Гал. 5:4) не более согласуется с Писанием, чем попытки объяснения, каким образом рожденные свыше христиане могут быть одержимы бесами?

В-третьих, еще одно несостоятельное положение этого популярного учения заключается в утверждении, что отдельные верующие отпасть не могут, а Церковь Иисуса Христа в последнее время отпадет. Серьезные личностные предупреждения на этот счет в Послании к евреям объясняются либо как гипотетические предположения, либо как понятия, относящиеся только к евреям, жившим в I веке. Иными словами, согласно этому учению, верующие не могут стать отступниками, но сама Церковь в последние дни станет отступнической. Если Церковь состоит из спасенных (Деян. 2:47) и если мы получаем спасение раз и навсегда, как же тогда она может стать отступнической, а «эпоха Церкви» — закончиться неудачей и даже крахом?

Церковь — Тело Христово. Она не может умереть. Хилер Беллок писал: «Церковь постоянно подвергается нападкам с целью её разрушения, но всегда переживает своих гонителей». Мой первый преподаватель богословия говорил, что Церковь — корабль, созданный на Сионе и предназначенный прибыть в пункт назначения. Поэтому я нахожусь в безопасности только на его борту.

По мнению Джона Уэсли, суть разногласий между кальвинистами и арминианами сводится к вопросу, является ли предопределение абсолютным или условным. Окончательная победа Церкви безусловно гарантируется в пророчествах Писания. В то же время мое конечное состояние зависит от того, сохраняю ли я себя в любви Божьей (Иуды 21).

Большинство современных популярных «учителей Библии» принимают предпосылку Арминия, но делают из нее выводы, подсказанные Кальвином. Они принимают учение о всеобщем искуплении, которое отстаивал Арминий, но в то же время проповедуют теорию безусловной «вечной безопасности», которой учил Кальвин.

Будучи пастором, я на протяжении почти четверти века ежедневно изучал Слово, пытаясь понять его учение и верно доносить его. Читая сочинения богословов и слушая лекции профессоров, придерживающихся разных взглядов, после многих лет внимательного самостоятельного изучения, я пришел к выводу, что Слово Божье учит:

1.    Человек греховен по своей природе и по своим делам.

2.    Бог дал возможность спастись всем.

3.    Мы должны давать ответ на действие Божьей благодати.

4.    Спасительная вера есть постоянное доверие Иисусу Христу и Его служению.

5.    Заветы носят условный характер и могут быть расторгнуты.

6.    Вся наша жизнь представляет собой испытание.

7.    Полное отступничество — это реальная возможность.

8.    В то же время, Божья благодать способна не только удержать нас от падения, но и совершить подлинное освящение нашей жизни.

Задача систематического богословия заключается просто-на- просто в том, чтобы свести всю библейскую информацию воедино и на этом основании сделать заключение, чему Писание действительно учит по тому или иному вопросу. Святые и богословы прошлого могут помочь только в той мере, в какой они указывают нам на Христа и дают лучшее понимание Слова. В XVI веке Якоб Арминий по-новому взглянул на библейскую истину, и это понимание спасения верующего было подхвачено в XVIII веке Джоном Уэсли. Я отнюдь не считаю Якоба Арминия и Джона Уэсли непогрешимыми, но они делали свое дело лучше, чем популярные учителя сегодня. Их имена опорочивались, их учения подвергались извращениям, но подлинным учителям Библии XXI века надо читать их непредвзято. У Бога всегда был народ, и у Бога всегда были люди, провозглашающие истину. Арминий и Уэсли хорошо знали историю Церкви и старались связать Церковь своего времени с верой отцов. Но эти люди были прежде всего учителями Слова.

Я не привержен какой-то определенной богословской системе, но мне надоели хитроумные проповедники, рассуждающие о значении правильного учения и в то же время настраивающие слушателей на поверхностный подход, не сверяясь с Писанием, правильно ли это (Деян. 17:11). Да избавит нас Бог от еще одного поколения телепроповедников, тратящих больше денег на гардероб, чем на книги, умеющих играть свою роль, но не умеющих мыслить критически, рассуждающих как последователи Христа, но живущих по принципам дьявола.

Церковь следующего столетия отчаянно нуждается в учителях Библии, которые были бы лучше учителей XX века.

Мы не увидим духовного возрождения, пока не наступит реформация. Бог слишком мудр, чтобы возрождать церковь беззакония, считающую, что она может безнаказанно грешить. Эта книга — удар топора по основанию проблемы. Да поможет Бог использовать ее для начала реформации. Да поможет Бог использовать «Условное спасение верующего» в показе ущербности богословия XX века и в возрождении святой жизни в XXI веке.

 

Дэниел Д. Корнер Вечное спасение на условии веры

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: