“Мы осуждаем политику власти в религиозной сфере, коррумпированные государственно-конфессиональные отношения”.

В категориях: События и вести

Резолюция экспертного круглого стола «Свобода совести в Российской Федерации. Итоги 2011 года»

 

Анализ современной ситуации в области свободы совести выявил углубление системного кризиса реализация свободы мировоззренческого выбора в Российской Федерации, неразрывно связанного с крушением демократических ценностей и институтов.

Следствием кризиса свободы совести являются многочисленные нарушения законных прав религиозных объединений и рост ксенофобии, нетерпимости, дискриминации по признаку мировоззренческой принадлежности.

Проблемы свободы совести тесно взаимосвязаны с национальными проблемами. Поэтому необоснованные ограничения в реализации свободы совести служат катализаторами деструктивных процессов на Северном Кавказе и в других регионах России, чреватых социальной катастрофой и распадом нашей страны.

Есть многочисленные основания говорить о дискриминации неверующих и инаковерующих, связанной с расширением незаконной практики государственного финансирования избранных властью (так называемых традиционных) конфессий и иными системными нарушениями принципа светскости государства. К последним относятся: участие государственных чиновников в религиозных обрядах; практика освящения государственных объектов, в т. ч. воинских частей, боевого оружия, лечебных учреждений, предприятий и т. д.; размещение религиозной атрибутики на государственных объектах, наградах и ценных бумагах; внедрение религиозных предметов в программу государственных общеобразовательных школ, детских кружков и секций; законодательное закрепление преимуществ одних верующих над другими. Подобные явления, тиражируемые средствами массовой информации и развиваемые отдельными деятелями искусства, дополненные мифами об агрессивности, преступных наклонностей представителей отдельных религиозных групп, создают в обществе атмосферу ксенофобии, массового психоза и нетерпимости. Тому же в немалой степени способствует развернутая государством кампания по борьбе с терроризмом, вследствие которой не всегда обоснованно проводятся депортации граждан, запрещается религиозная литература, а к верующим применяются насильственные меры, известны факты издевательств над ними со стороны работников органов внутренних дел.

Системность кризиса свободы совести в Российской Федерации связана с тем, что он охватил все условные уровни, на которых формируется ее реализация:

• научно-теоретический и образовательный;

• законодательный;

• органов государственной власти, правоприменения и судебной практики;

• правозащитный;

• средств массовой информации.

Научно-теоретические проблемы и формирование неадекватного законодательства предопределили массовые системные нарушения прав и свобод человека на уровне деятельности органов государственной власти, правоприменения и судебной практики.

Государственная политика направлена на политическое манипулирование религиозными объединениями, а ее информационная составляющая является главным источником ксенофобии и нетерпимости.

Приближение федерального избирательного цикла 2011—2012 гг. оказало негативное влияние на состояние свободы совести, на уровень ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по признаку мировоззренческой принадлежности. При этом основные причины кризиса реализации свободы совести, роста нетерпимости, дискриминации и насилия на их почве исходят от институтов государства и "партии власти". Неслучайно власть пошла и на очередные антиконституционные уступки лояльным религиозным организациям.

Поручением Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 2 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632) о введении учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики", в рамках которого в ряде регионов России начато незаконное преподавание за государственный счет конфессионально ориентированных дисциплин (основ православной, исламской, буддистской, иудейской культур). Еще в июле 2009 года президент Д. А. Медведев запустил антиконституционный процесс введения института военного духовенства.

30 ноября 2010 года президент Д. А. Медведев подписал антиконституционный Федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", что узаконило неправомерную передачу музейных зданий и ценностей, повлечет передачу лояльным конфессиям государственной собственности на десятки-сотни миллиардов долларов.

Нам представляется, что именно с целью предвыборной мобилизации было организовано турне по России "пояса Богородицы" с 20 октября по 28 ноября с раздачей 4 млн освященных поясков. Это происходило при активном участии В. В. Путина и других крупных чиновников и, конечно же, широко освещалось (рекламировалось) государственными СМИ.

Полагаем, что, не только прямые фальсификации и использование административного ресурса, но также и системные нарушения конституционных принципов свободы совести и светскости государства и политическая коррупция в отношениях государства и религиозных объединений делают невозможными проведение свободных, честных и легитимных выборов. В результате фактически имеющей место покупки за государственный счет политической поддержки влиятельных религиозных объединений "Единая Россия" получила неправомерные преимущества в связи со злоупотреблениями служебным положением в области отношений государства с религиозными объединениями. В качестве побочного продукта выступают фобии, национализм, нетерпимость и дискриминация в обществе.

На фоне привилегий близких власти конфессий обращают на себя внимание многочисленные проблемы остальных религиозных объединений, среди которых особенно дико смотрятся вмешательство во внутренние дела религиозных организаций и массовые неправомерные непрерывно возрастающие преследования под предлогом борьбы с "экстремизмом". В указанном контексте следует особо отметить усиление роли российских правоохранительных органов в деле нарушений конституционных прав верующих и религиозных объединений.

Мы осуждаем политику власти в религиозной сфере, коррумпированные государственно-конфессиональные отношения и их последствия: несоблюдение принципа правового равенства религиозных объединений; нарушения законных прав неверующей части общества; неправомерное воспрепятствование (или ограничение) деятельности религиозных организаций; рост насильственных акций со стороны силовых структур государства против членов религиозных объединений; насилие и акты вандализма на почве нетерпимости и ксенофобии; распространение в СМИ недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных объединений.

Мы заявляем о необходимости консолидации здоровых сил общества с целью налаживания постоянной системной работы по реализации свободы совести в России.

Одной из целей, которых необходимо добиваться для становления демократии в России, является прекращение порочной политики властей в религиозной сфере и осуществление общественного контроля за отношениями государства с религиозными объединениями.

Рекомендации и предложения касаются следующих направлений:

Организационная работа:

• продолжить работу по формированию коалиции правозащитных и независимых научно-исследовательских организаций на базе Московской Хельсинкской группы;

• продолжить работу по формированию экспертного блока на базе Московской Хельсинкской группы;

• продолжить, расширить и углубить мониторинговые исследования во всех регионах РФ и подготовку информационно-аналитических материалов в связи с нарушениями в области свободы совести;

• активно пропагандировать идеи защиты свободы совести всех регионах РФ;

• опираясь на результаты мониторинговых исследований провести кампанию в защиту общественных интересов во всех регионах РФ;

• организовать взаимодействие с государственными институтами по проблемам, связанными с реализацией принципов свободы совести;

• организовать взаимодействие с государственными и муниципальными образовательными учреждениями по проблемам, связанными с реализацией свободы совести;

• создать информационно-консультативный центр и юридическую клинику по проблемам, связанным с религиозной дискриминацией;

• создать постоянно действующие семинары во всех регионах РФ по проблематике с участием широких слоев общества;

• организовать взаимодействие с международными структурами по проблематике свободы совести и светскости государства.

Экспертная работа:

• разработать эффективные методики и инструментарий правозащитного мониторинга в области свободы совести, противодействия ксенофобии, нетерпимости и дискриминации;

• продолжить научно-теоретическую и методологическую разработку проблематики свободы совести на основе комплексного междисциплинарного подхода;

• разработать и внедрить в учебный процесс государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего образования учебно-методические материалы, спецкурсы по проблематике свободы совести;

• продолжить серию экспертных круглых столов по проблематике;

• разработать принципы и механизмы взаимодействия с институтами государства по вопросам реализации свободы совести и противодействию ксенофобии, нетерпимости и дискриминации;

• осуществлять системную независимую экспертизу концептуальных тенденций долгосрочного характера, законодательства, законотворческого процесса в области свободы совести;

• противодействовать антиконституционным тенденциям трансформации законодательства в области свободы совести и деятельности религиозных объединений;

• инициировать ревизию и реформу законодательства в области свободы совести.

Редакционно-издательская работа:

• издавать научную и просветительскую литературу по проблематике (монографии, сборники, пособия и т. п.);

• выпускать специализированное периодическое печатное издание по проблематике;

• создать и поддерживать специализированный интернет-сайт по проблематике;

• взаимодействовать со СМИ.

Просветительская работа:

• провести серию семинаров для региональных правозащитных НПО по проблематике свободы совести, преодоления ксенофобии и нетерпимости;

• организовать проведение публичных дискуссий по актуальным вопросам реализации свободы совести;

• провести серию семинаров для сотрудников аппаратов уполномоченных по правам человека по проблематике свободы совести и отношениям государства с религиозными объединениями;

• провести серию семинаров для журналистов по проблематике прав человека, свободы совести, государственно-конфессиональным отношениям;

• провести серию круглых столов в регионах РФ с участием государственных служащих, правозащитных и религиозных организаций по проблематике свободы совести противодействия ксенофобии, нетерпимости и дискриминации;

• провести цикл публичных лекций в образовательных учреждениях по проблематике свободы совести и противодействия ксенофобии, нетерпимости и дискриминации;

• провести конкурсы ученических и студенческих работ по проблематике свободы совести и толерантности.

В качестве первоочередных, не терпящих отлагательства мер необходимо добиваться:

• полной отмены антиэкстремистского законодательства — Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", изменений в законодательство всех уровней, внесенных в связи с его принятием, соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, а также списков "экстремистских" организаций и литературы;

• упразднения института государственной религиоведческой экспертизы, в т. ч. Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, Научно-консультативного совета по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также экспертных советов при органах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации;

• отмены соглашений (договоров) о сотрудничестве государственных органов различных уровней и религиозных организаций;

• прекращения антиконституционных "экспериментов" и процесса их законодательного закрепления, направленных на введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в государственной (муниципальной) системе образования Российской Федерации;

• прекращения процесса законодательного закрепления института войсковых священников в Вооруженных Силах России;

• отмены Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" и прекращения незаконной передачи государственной собственности и культурных ценностей религиозным объединениям;

• прекращения публичного участия государственных чиновников в религиозных обрядах, использования предметов культа и религиозной символики в государственных организациях и документах;

• недопущения использования религии в избирательных и рекламных кампаниях.

Для реализации вышеупомянутых задач на базе МХГ начато формирование координационной группы.

credo.ru

Газета Протестант,ру

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: