О свободе Церкви в условиях политических кризисов государства

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

за происходящими в России после выборов событиями может подтолкнуть многих христианских консерваторов на Западе сделать выводы о некоторой мере несвободы Русской Православной Церкви в ее суждениях о происшедшем. Такие выводы могут осложнить миссию РПЦ в мире и повредить авторитету России на Западе. Официальные заявления от РПЦ в последние недели могут быть поняты нашими союзниками на Западе, как свидетельство имеющего место давления государственной власти на Церковь. Сегодня мы никак не можем позволить себе, чтобы Церковь испытывала на себе даже в небольшой мере давление и принуждение ни с одной противоборствующей стороны политического кризиса.

В ходе подготовки к выборам имелись многочисленные случаи давления власти на нижестоящие государственные инстанции по большей части по линии образования и есть основания опасаться чего-то подобного в отношении Церкви. По крайней мере жесткая вертикаль власти в России может в условиях политического кризиса нарушить правильное течение церковно-государственных отношений. Необходимо быть внимательными и не допускать ничего подобного, вовремя замечая опасные признаки. Огромная помощь государства в деле восстановления храмов не может никем рассматриваться, как оплата возможности давления на Церковь.

Одним из признаков возможного давления государственных инстанций на Церковь в условиях политического кризиса может стать решительное отрицание государством участия Церкви в обсуждении проблем честности волеизъявления народа нашей страны.

На прошедшем епархиальном собрании в Москве обсуждался вопрос о желательности или нежелательности участия духовенства в наблюдении за ходом проведения выборов.

В этой связи хочется напомнить, что Церковь всегда принимала участие, когда это требовало общество, в свидетельстве честности волеизъявления народа. Так, например, иерархи и некоторые представители духовенства всегда неизменно принимали участие в проведении вечевых народных собраний крупнейших городов Древней Руси. Присутствие правящего архиерея на народном вече считалось свидетельством честности и свободы в принятии решения народом, свидетельством того, что народное волеизъявление не будет искажено. Начиная со времени Ярослава Мудрого проведение вечевых собраний было основным инструментом народного волеизъявления русского православного населения. Вечевое народоправие было свидетельством поддержки княжеской власти и свидетельством участия народа в управлении княжеством. Архиерей на собрании обычно стоял перед народом и не принимал участия в спорах и прениях, но наблюдал за честностью представителей власти с одной стороны и правилами поведения выступающих с другой стороны. Поэтому история Русской Церкви говорит нам, что духовенство не только имеет право по призыву людей принимать участие в наблюдении за честностью выборов, но и делало это на протяжении не менее, чем 550 лет. А точнее, с 1015 года, года историей отмечено проведение первого вечевого собрания, до конца 16-го века.

Исходя из этого, озабоченность духовенства вопросами правильного выражения народного волеизъявления -- есть исконное право духовенства РПЦ.

Что касается консервативно-христианских сил на Западе, то они также вполне логично будут ожидать нравственного влияния РПЦ на избирательный процесс в нашей стране.

Известно, что новости РПЦ вызывали последние годы все больший интерес на Западе даже среди политиков. Среди христианских консерваторов на Западе вызывала симпатию российская сильная и стабильная власть, пользовавшаяся поддержкой народа, как это следовало из официальных итогов прежних выборов, но не нынешних. Свидетельства о народной поддержке российской власти вкупе с ростом Церкви в нашей стране вызывали рост авторитета России и РПЦ в мире.

Последние события с проведением выборов и массовыми народными выступлениями роняют авторитет российской власти в мире. Об этом приходится говорить с большим прискорбием. В подавляющем большинстве своем христианские консерваторы на Западе даже не будут обсуждать нынешнюю официальную российскую версию об организации народных протестов в России со стороны западных правительств. Консервативно-христианские силы на Западе гораздо лучше и ближе знают свою власть, чтобы всерьез думать о подрывной активности Запада в России. Мы сами себя подрываем в сотни раз сильнее, чем все западные либералы вместе взятые. Это касается и последних наших потрясений, и февральской революции, когда никакие западные посольства и никакие агенты не могли организовать стачки сотен заводов задолго до злополучного февраля 1917 года еще осенью 1916-го или на 9 января 1917 года. Говорить о главной роли западной руки -- это допускать не только ошибку знания истории, но и усугублять бездействием наш нынешний кризис.

Если официальная государственная оценка происходящего кризиса в России по-прежнему будет настаивать на теории "щупальцев Запада", то это приведет к отгораживанию России от остального мира, причем не только от современного либерального западного мира, но и от христианских консерваторов. С сожалением приходится констатировать, что некоторые весьма разумные и интеллигентные предостережения с Запада в адрес российской власти воспринимаются на официальном уровне не как именно предостережения и советы, а как угрозы или свидетельства якобы имеющих место подрывных планов. Консервативно-христианские силы на Западе в основном согласны в оценках происходящих в России событий со своими либеральными правительствами. Члены Европарламента консервативно-христианских убеждений также голосуют и будут голосовать за резолюции о честных выборах в России. Поэтому мы имеем все основания сказать, что озабоченность Запада по поводу выборов в России -- это также и голос консервативно-христианской части западного общества.

Нравственное здоровье народа имеет возможность охраняться тогда, когда государственная власть имеет твердую легитимную основу в честных выборах. В случае системных нарушений колеблется нравственная основа власти. Христиане не смогут спокойно относиться к колебаниям нравственной основы власти. Поэтому вряд ли кто-то из христиан на Западе будет поддерживать потаканию массовым нарушениям и отсутствию внятной реакции власти на такие нарушения.

Ранее АПЭ неоднократно высказывала необходимость сближения России с христианскими силами Запада. Сейчас мы лишь можем констатировать, что подобное сближение на официальном уровне затруднилось. Консерваторы-христиане на Западе вряд ли будут согласны закрывать глаза на заявления своих парламентариев о нарушениях свободы выборов в России. Для возражения на эту критику нужны аргументы. Их пока нет.

 

БЛОГ СВЯЩЕННИКА НИКОЛАЯ САВЧЕНКО (РПЦЗ МП)

credo.ru

Мир в Боге

 


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: