Смысл явления Славы Божией в Ветхом Завете

В категориях: Спаси и сохрани


Швецов П. Б.

Одной из важнейших целей в христианской жизни является прославление Бога. Не случайно один из пяти лозунгов реформации звучал так: «Soli Deo Gloria!»1 Суть этой доктрины была в провозглашении славы великому Богу, и только Ему одному. Апостол Павел неоднократно призывал в своих посланиях к тому, чтобы верующие прославляли Бога в каждом аспекте своей жизни, и писал: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»2 - 1 Кор.10:31, и в другом отрывке: «И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» - Кол.3:17.

И сам апостол Павел жил по этому образцу, говоря о том, что «мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии» - 2 Кор.6:4. Поражаясь Божьему величию, апостол Павел не мог сдерживать славословия когда писал Послание к Римлянам: Одному Богу слава! (лат.). Другие четыре лозунга: Sola Scriptura (только Писание); Sola Fide (только вера); Sola Gratia (только благодать); Solus Christus (только Христос).

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11: 33-36).

Также видно, что ангелы многократно возвещают о славе Божией (см. Отк. 4: 11). Все это говорит о важности прославления Бога.

Поэтому жизнь христианина должна по своей сути быть жизнью прославляющей Бога. Все жизненные силы человека, его устремления должны быть направлены на прославление Бога. Краткий Вестминстерский катехизис начинается с такого вопроса: «В чем состоит основное предназначение человека?» И ответ на этот вопрос показателен: «Основное предназначение человека — прославлять Бога и вечно радоваться в Нём».

Помимо этого, на страницах Священного Писания встречаются, потрясающие воображения видения славы Господней. Достаточно прочитать несколько отрывков из книг пророка Исайи и Иезекеиля, чтобы это увидеть. Эти описания величественны, и в то же время таинственны, и трудно поддаются интерпретации.

В книге пророка Исайи также написано, что человека Бог сотворил для своей Славы: «Каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» - Ис.43:7. А в своих посланиях Павел отмечает, что спасение человека это лишь один из путей для конечного прославления Единого Бога. Все, в конечном счете «из Него Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» - Рим. 11:36.

Можно сказать, что главной темой Священного Писания является «слава Божья» и «прославление Его». Это самая великая из всех существующих целей человека и она постоянно подчеркивается по всей Библии. В Священном Писании мы находим более 200 отрывков от книги Бытия до книги Откровения, в которых употребляется выражение «слава Господня», «слава Моя» и его производные, «славить, прославлять, воздавать славу Богу». И все это говорит о важности этого понятия.

Если обратиться к Отцам Церкви, то можно увидеть что они тоже говорили и писали о славе Божьей. Например, Августин указывает, что все существует окончательно для славы Божьей, которая одинаково осуществляется в торжестве любви Божьей спасением и блаженством добрых и в торжестве праведного гнева Божья осуждением и гибелью злых, способствующих, таким образом, и со своей стороны равновесию и гармоническому строю вселенной5.

Св. Ириней пишет: «Слава Божия есть живущий человек, а жизнь человека есть видение Бога»6. Эти и другие богословы связывают воедино славу Божию, познание Бога и видение Бога. Иначе говоря, познание Бога связанно с видением его Славы, так как самого Бога, по сути, увидеть невозможно, что неоднократно подчеркивается в Священном Писании.

Вероучение евангельских христиан-баптистов7 очень скупо говорит о славе Господней и ничего - о прославлении Бога, как главной цели жизни человека. И это является серьезным пробелом, который нужно восполнить.

«Ты думаешь, что Бог очень похож на человека» - так однажды Мартин Лютер обличал Эразма Роттердамского в споре о свободе воли человека. Поэтому для современной церкви важно сегодня увидеть не человечного Бога, а Царя Царей, восседающего на престоле Вселенной во всей Своей славе. Осознание славы Божьей вдохновляет христианина на верное служение и все большее стремление к познанию Сущего от начала. Вся жизнь христианина должна стать Богоцентричной, и этому должно помочь понимание «славы Божьей».

Если понятие «слава Божья» настолько важно для христианской жизни, для познания Бога, то возникает закономерный вопрос, что есть «слава Божья»? И с этим связанны другие вопросы: что значит «воздавать славу Богу»? и может ли христианин сейчас увидеть славу Божью, так, как она открывалась пророкам Божьим?

Один богослов справедливо заметил: «Слава Божья это океан, в который многие пытались нырнуть, но еще никто никогда не достиг дна».

В Пс. 8:5 написано, что Бог даровал человеку славу и честь, что влечет за собой право управлять творением Божьим. То есть Бог дал человеку особые полномочия, власть и силу на распоряжение Его творением.

Зачастую «слава» может указывать на внешнею пышность, честь, выражаемую через богатство. Например, в следующем отрывке: «И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие» - Быт. 31:1. Так, в основе славы Авраама лежало богатство. И Авраам назывался славным, потому что он был «очень богат скотом, серебром и золотом» - Быт. 13:2.

«Слава» также включает в себя сияние или блеск. Она означает блеск красоты. Например, высокое положение, занимаемое священниками, выражается через красоту их одежд. Одеяния первосвященника отличались от обычной одежды, подчеркивая высокое значение его служения. Самим своим видом они должны были постоянно напоминать о святости Божьей. Поэтому священные одежды Аарона, сделаны «для славы и благолепия» - Исх. 28:2.

О славе храма, его прежнем великолепии также сказано: «Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» - Агг. 2:3. Среди израильского народа, кто пришел восстанавливать храм в Иерусалим, были те, которые видели храм Соломона до его разрушения во всей его красе13. Риторические вопросы, поставленные в этом стихе, прежде всего, обращены именно к ним. Большинство же возвратившихся из Вавилонского плена людей со слов старожил вполне могли составить себе представление о великолепии первого храма. И всем им было очевидно: в сравнении с ним тот храм, что им предстоит построить, будет простым и даже бедным. И пророк прямо говорит об этом, не скрывая, что внешнее различие между первым и вторым храмом явно будет не в пользу второго. Первый был прекрасным, во всей славе.

Также «слава» обозначает высокое общественное положение, занимаемое человеком, и авторитет, который он имеет в обществе. Иосиф говорит своим братьям: «Скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте» - Быт. 45:13, вкладывая сюда именно это значение.

«Слава» может также указывать на честь или достоинство по отношению к человеку: «Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен» - Прит. 20:3.

Часто «слава Божья» подразумевает мудрость, могущество и величие самого Господа, которые Он проявляет через творение, знамения и чудеса. Классический отрывок в этом случае - Пс.18:2.: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».

Но в то же время, есть и другое сокровенное, таинственное значение Славы Господней. В некоторых местах Ветхого Завета слава Господня предстает как сияние, как потрясающее явление самого Бога. Она появляется в самые важные, ответственные моменты в истории израильского народа.

Слава Божья является в тот момент, когда Бог выводит израильский народ из Египта и заключает с ними завет на горе Синай. После построения скинии, а впоследствии и храма, слава Божья наполняет эти места, и находит там место Своего обитания. В тяжелые моменты для израильского народа, когда он отступает от Бога и в конечном счете Бог наказывает его, допуская чтобы иноземные захватчики разрушили храм и увели Израиль в плен на долгие годы, Бог избирает верных людей, Своих служителей, пророков, Исайю и Иезекииля, и показывает им Свою славу и дает откровение о Себе и будущих событиях.

Такая слава - это видимая реальность, ослепительное сияние Бога, свет, который имеет неземное происхождение. Эта слава соприкасается с избранным народом Божиим, с пророками и оказывает на них потрясающее влияние.

В этой связи иногда можно встретить определение: Божья слава есть внешнее проявление Его существа. Божья слава - то, что является, что может быть раскрыто или увидено.

Существует также более фундаментальное значение, и в этом смысле Бог обладает славой прежде всякого ее внешнего проявления. В этом отношении важным является место Исх. 33:18-23, свидетельствующее, что хотя и существуют такие аспекты природы Бога, которые были открыты Моисею (Его имя, вид «сзади»), есть и другие аспекты природы Бога, которые открыты не были (Его слава, вид «лица»). Таким образом, Божья слава существует прежде любых своих проявлений и отдельно от них15.

Это же положение подразумевается в Ин. 17:5, где Христос упоминает о славе, которую имел у Отца прежде бытия мира. Более того, такие именования Бога, как «слава моя» (Пс. 3:4) и «величие на небесах» (Евр. 1:3, 8:1), подсказывают тот же вывод - слава Божья в своей сути не зависит от внешних проявлений.

В соответствии с этим положением, о славе говорится применительно к царствованию Бога (Пс. 144:11-12) и Его присутствию (Пс. 95:6), Он облечен ее (Пс. 103:1), и она превыше небес (Пс. 8:2; 112:4; 148:13).

Однако верно и то, что у славы Божьей есть свои проявления. И наиболее подробно описано ее явление в событиях и установлениях, связанных с Исходом из Египта, что будет ниже подробно рассмотрено.

Вдобавок к упоминанию собственно славы Божьей, этим же словом обозначают признание Его славы. Это значение само собой подразумевается в тех отрывках, в которых говорится о воздании Богу славы или о Его прославлении. Ничего добавить к Его славе человек не может, он может просто признать и подтвердить ее. Во многих местах трудно решить, означает ли «слава Божья» собственно Его славу или признание ее людьми.

В рамках данной работы именно выражение]; «Слава Яхве» представляет наибольший интерес и будет последовательно рассмотрено, как оно используется в Ветхом Завете.

Предварительный вывод, который можно сделать относительно выражения «слава Яхве» это, то, что это выражение этимологически связано с идеей физического присутствия Бога. Можно сказать, что adonay является техническим термином физического явления и присутствия Бога.

В еврейском языке, в противоположность греческому и русскому, «слава» означает не столько доброе имя, сколько подлинную ценность, как бы измеряемую весом. Так можно объяснить этимологию этого слова и связать его с понятием «тяжести и веса».

Тяжесть или весомость объекта показывает его важность или значимость. Интересная параллель существует также и в русском языке. Например, когда говорится, что мнение или авторитет какого-то человека весом, это указывает на важность и значимость этого человека. Но не просто как абстрактное понятие, а обязательно с ссылкой на личность этого человека, его знания, умения, или характер.

Мир в Боге


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: