Связь поколений в евангельском сообществе

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Александр Негров

ректор Санкт-Петербургского христианского университета,

 

Ряд авторитетных социологических словарей предлагает различать несколько видов поколений. Среди них: генеалогическое поколение (происходящее от одного предка), реальное поколение (совокупность сверстников), условное поколение (совокупность современников), хронологическое поколение (совокупность соратников) . Подрастающим поколением считаются дети до 15 лет. Цветущее, рабочее поколение — это люди от 16 до 60-65 лет. Увядающим поколением часто рассматриваются ветераны и пенсионеры (люди старше 65 лет). С точки зрения социологов, понятие «поколение» родственно таким понятиям, как потомки (рожденные от одного предка), ровесники (рожденные в один и тот же год), сверстники (имеющие сходный образ жизни), когорта (объединенные одним важным жизненным событием), современники (живущие в один исторический период), соратники (объединенные участием в исторических событиях) .

Если же обратиться к более сложному — междисциплинарному — подходу, то под понятием «поколение» можно подразумевать социально-демографическую и культурно-историческую общность людей, объединенных какими-то границами (возраст и др.). Допустимо говорить, что поколение людей формируется и функционирует в конкретно-исторический отрезок времени. Ему присущи определенные социально-психологические, идейно-нравственные характеристики, духовные ценности, образ жизни и т.д. При анализе отношений между людьми чаще всего обращаются к дихотомическим моделям. Этнографы, психологи и педагоги часто подразделяют людей на «детей и родителей», а социологи и культурологи группируют людей в две категории: «молодежь» и «взрослые».

Очень важно заметить, что ошибочным будет ограничиться только примитивным (механическим) установлением параметров поколений в церкви или обществе, разделив их по простым возрастным признакам: молодые и взрослые, молодежь и старики, отцы и дети. Именно поэтому, анализируя ряд специфических особенностей, осложняющих развитие лидерского потенциала как в современном российском бизнесе, так и в российском обществе в целом, российский экономист-международник Елена Авраменко рассуждает о поколениях комплексно, без отрыва от политической и экономической истории государства. Она правильно указывает, что большинство лидеров в России сегодня являются представителями, условно говоря, трех сосуществующих генераций — советской, перестроечной и постперестроечной. Как верно подмечает Елена Авраменко, характеристики этих трех поколений часто сегодня даны интегрировано, и при описании современного российского лидера не-обходимо исходить из того, что в российском лидере «сочетаются черты советского прошлого (административно-командной системы), рыночного будущего, а также во многом смутного времени преобразований и реформ» .

Подобный методологический подход уместен и при определении того, какие поколения сегодня существуют среди христиан. В церкви, конечно, нелегко дать четкое определение генерации или провести грань между поколениями. Формации поколений, переход от поколения к поколению происходят плавно, а причин появления новых поколений множество. В церкви под «поколением» можно понимать конкретно-историческую совокупность верующих людей, которым присущи специфические догматические, литургические или обрядовые, поведенческие, нравственные и другие характеристики. Для определения какого-либо конкретного поколения в среде евангельских христиан необходимо понять его характерные черты: основные задачи представителей поколения, духовные и общественные потребности поколения, интеллектуальные способности и деятельность поколения, богословские акценты и менталитет поколения, типичное церковное и общественное поведение представителей данного поколения, семейные ценности, положение представителей поколения в социуме и т.д. Очевидно, что любое адекватное описание того или иного поколения христиан потребует затронуть и внутренний — церковно-общинный — фактор, и внешний — общественный контекст (здесь неуместно разделять церковь и общество).

Лидерство на стыке поколений

В научной литературе по лидерологии «межпоколенное» лидерство (или лидерство на стыке поколений) обсуждается крайне редко. Некоторые наиболее авторитетные справочники и учебники по лидерству вообще не обращаются к этой теме . Только в редких случаях, когда речь все же идет о лидерстве в контексте комплексного взаимодействия различных поколений, межпоколенные различия рассматриваются наряду с вопросами межкультурного (cross-cultural) лидерства .

Отсутствие обсуждения вопросов «межпоколенного лидерства» в научной литературе по лидерологии удивляет, если обратить внимание на тот факт, что в сферах бизнеса и политики проявляется немалый интерес к проблеме лидерства и взаимодействия между поколениями . В последние десятилетия на Западе проводится обширная исследовательская работа в этом направлении. Анализируются взаимодействия поколений в сферах организационного менеджмента и кадрового администрирования . Создаются учебные пособия и практические рекомендации для повышения эффективности профессионалов разных поколений (гражданских инженеров , сотрудников медицинских учреждений , руководителей различных коммерческих и некоммерческих организаций и т.д). Можно также обратить внимание на появление нового проекта в России, «RuGenerations», который посвящен исследованиям лидерства и практике применения «Теории Поколений» (Generation Theory) . Данный проект постулирует, что изучение различных теорий о поколениях и о межпоколенческих отношениях в России не должно привести к простому их описанию, но должно стать эффективным инструментом в коммуникации и управлении в различных сферах бизнеса.

Нужно признать, что в евангельской христианской среде периодически обращаются к теме лидерства на стыке поколений. Эта тема не закрытая , но она пока мало изучена. Есть большая необходимость в проведении качественных и масштабных исследований по конкретным аспектам лидерства на стыке поколений. Нужна разработка практических рекомендаций (по разрешению конфликтов, установлению взаимоприемлемого сотрудничества между поколениями и т.д.). На Западе есть такой опыт. Для примера можно сослаться на социологическое исследование «Bishops, wives and children. Spiritual capital across the generations», посвященное вопросам лидерства и преемственности поколений в государственной христианской церкви Англии . На основании полученных социологических данных было выявлено, что священники, которые несли служение в церкви Англии в период с 1940 по 2000 гг., оказали негативное влияние на собственные семьи. Они не посвящали время своим домашним, не оказывали им должного внимания, не обеспечивали свои семьи надлежащим прожиточным минимумом, не умели подсказать своим детям, как интегрироваться в общество и т.д. Несмотря на положительный пример христианской веры и благочестивой жизни отцов-епископов, подавляющее большинство детей священнослужителей отказались (или не смогли) строить личную и профессиональную жизнь на фундаменте христианской веры . Данное исследование помогло англиканской церкви начать говорить о проблемах среди «старших» и «младших» более предметно и на основании эмпирических исследований разработать практические рекомендации для своих лидеров.

О классификации поколений в евангельском сообществе

В данной работе не ставится задача дать детальное описание или классификацию различных поколений в евангельских общинах. Предлагаю, однако, условно различать четыре поколения, которые сосуществуют в евангельской протестантской среде.

«Поколение А». Традиционные евангельские христиане, воцерковленные в годы советской власти (до 1990 года). Они были малоактивными в период «духовного пробуждения» в странах бывшего СССР конца XX века. Это поколение консервативных верующих, которое было сфокусировано на выживании и сохранении своих взглядов и традиций. Новообращенные христиане для них отчасти представляли если не угрозу, то помеху уже сформировавшейся стабильной общинной, догматической и богослужебной практике. Идеология этого поколения была нацелена на сознательное сохранение своей самобытности и традиций.

Отстаивая свою ортодоксальность и исключительность, это поколение борется против «обмирщения», ведет борьбу за «чистоту рядов». Для лидерства этого поколения более характерны автократический или авторитарный подходы. Стоит признать, что этому поколению присуще особое выражение лидерства как служения: гостеприимство, странноприимство, взаимопомощь были распространенным явлением среди этого поколения.

«Поколение B». Многочисленные прихожане церквей, объединенные историческими событиями духовного пробуждения после начала перестройки. Это поколение смелых, активных, посвященных христианской миссии верующих, которые пошли на риск и, образно говоря, оста-вили катакомбы молитвенных домов, выйдя в массы (начало 90-х годов). Для этой категории христиан характерны инициативность, гиперактивность, смелое и спонтанное продвижение вперед, творческий подход, религиозный подъем, нестандартные решения, переосмысление, «вольнодумство», революционный дух и т.д. С одной стороны, это поколение «прогрессивных» христиан (напр., оно осознало, что необходимо организовывать новые, современные церкви, в которых будут духовно вскормлены адепты евангельского христианства), а с другой стороны, это поколение двух миров («прошлого» и «настоящего»), наполненное внутренними противоречиями и разномыслиями и испытывающее колоссальное затруднение в определении своей идентичности (религиозной, социальной, конфессиональной, культурной и пр.). Никакие обобщения здесь не будут уместны, но можно сказать, что этому поколению присуще харизматическое лидерство.

«Поколение C». Поколение христиан, обратившихся к Богу в годы массовых евангелизаций, в период активного богоискания. Многие новообращенные, приняв крещение в евангельских церквах («традиционных» и «:новых»), ушли или перешли в другие церкви, деноминации, конфессии. Оставшиеся либо не без возражений впитывали в себя евангельские традиции, либо в диалоге-споре с давно уверовавшими вносили какие-то изменения в церковную жизнь. Некоторые из ново-обращенных уловили специфику внутрицерковной политики и стали поборниками ультраконсервативных евангельских взглядов и обычаев. В этом поколении христиан, нужно отметить, и многих тех, кто, оказывая уважение евангельскому наследию, тем не менее ставил под сомнение «верность» и «совершенство» традиционных евангельских взглядов и практик. «Поколение С» находится в диалоге с поколениями «А» и «B ». Именно на стыке этих поколений наблюдается наибольшая активность взаимных влияний (положительных и отрицательных).

«Поколение D». Поколение «:новых» евангельских христиан, которые пришли к Богу совсем недавно. Они присоединились к новейшим, нетрадиционным, евангельским общинам, стали членами церквей, основанных миссионерами «иностранных» протестантских деноминаций. Это поколение евангельских христиан сильно отличается от всех других поколений. Для него в меньшей степени важен поиск какой-либо преемственности в среде традиционных евангельских христиан (конечно, есть исключения!). Ему необходимо решать собственные задачи в настоящем и будущем. Оно устремлено к развитию социально-ориентированного христианства. Оно задается целью распознать свою функциональную роль в настоящем и будущем. Это поколение тяготеет к трансформационному, стратегическому, межкультурному лидерству. Для этого поколения важными являются достижение результатов, общественная полезность, признание, установление партнерства, многообразие, управление изменениями и т.д. Иногда создается впечатление, что у этого поколения нет чувства солидарности с широким евангельским сообществом, нет богатой церковной истории и т.д. Однако именно это поколение христиан может быть наиболее плодотворным в будущем. Именно среди представителей этого поколения нужно искать и развивать «лидеров будущего».

Итак, каждое поколение имеет собственное восприятие, делает собственные акценты, определяет ценности и цели, создает свою субкультуру, занимается своим делом, строит свое отношение к различным формам лидерства и стилям управления и т.д. В предыдущих параграфах, однако, не ставилась задача дать детальное описание особенностей всех существующих поколений среди евангельских христиан и подробно проанализировать характерные для них особенности лидерства. Если поставить такую задачу, т.е. внимательно проанализировать характеристики сосуществующих поколений в церкви, тогда станет возможно обнаружить особенности лидеров и последователей в каждом поколении, распознать специфические особенности каждого поколения при взаимодействии, понять роль каждого поколения в жизни церкви, определить сферы влияния и степень эффективности и т.д. Необходимо исследовать эту тему более глубоко, чтобы детально проанализировать лидерство евангельских христиан «на стыке», описать контуры лидерства во взаимном влиянии поколений, в динамике соработничества для достижения общих целей, в определении их ролей (какое поколение выступает в роли «ведущего» или «ведомого») и т.д.

Александр Негров ЛИДЕРСТВО НА СТЫКЕ ПОКОЛЕНИЙ

ФОРУМ 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям

 

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: