Христианское лидерство на фоне современной социальной картины в постсоветских странах

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Александр Негров

ректор Санкт-Петербургского христианского университета,

 

Весьма интересны результаты социологического исследования, выполненного Социологическим Институтом РАН по международному проекту EUREQUAL. Изучая социальное неравенство в 13 европейских странах, принадлежащих в прошлом к СССР и «социалистическому лагерю», это исследование выявило, что наиболее низкий уровень жизни в Беларуси, России, Украине, Болгарии и в Молдове. Однако именно в этих странах в последнее время наблюдается тенденция усиления разрыва между «бедными» и «богатыми», власть имущими и простыми гражданами. В этих четырех странах замечается резкое усиление социального статуса администраторов и управленцев, на фоне снижения уровня жизни других. Население этих стран выражает чувство недоверия, неуважения общественно-политическим лидерам, руководителям бизнеса, чиновникам, администраторам, менеджерам и т.д. Это говорит об общем кризисе лидерства в посткоммунистической Европе.

Когда в 1991 году СССР прекратил существование, в постсоветских странах произошла не просто смена поколений, а возникла масштабная сегментация поколений, которые возникают одно за другим. В России увеличивается доля населения, считающая, что из-за различного социального уровня и жизненного опыта между пожилыми и молодежью не может быть хорошего взаимопонимания и взаимодействия . Сейчас в

России наблюдается проблема с демографией. В стране значительное количество молодых людей, рожденных в1980-х годах и выросших у матерей- одиночек (т.е. в так называемых «материнских» семьях). Увеличивается доля детей, родившихся в России вне юридических браков . Многие из них не стремятся к труду, не имеют каких-либо созидательных для социума навыков. (В христианские общины вливается поколение молодых людей, у которых круг родственных связей очень ограниченный. Им нелегко найти общий язык со старшими). Среди населения страны к 2025 году прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей.

Исследования указывают, что для России и стран СНГ характерен процесс феминизации (очевиден рост количества пожилых сестер в христианских общинах некоторых евангельских деноминаций). Реальная трагедия России заключается в том, что на протяжении уже тридцати лет растет ранняя смертность мужчин трудоспособного возраста. В семьях россиян (христианских или неверующих) прародители, родители, дети, внуки обнаруживают, что между ними существуют принципиальные различия. В социуме наблюдается противостояние между ценностями старшего поколения и идеалами более молодого поколения, формирующегося в новых условиях нашего противоречивого времени. Явные или скрытые конфликты между поколениями лидеров неизбежны из-за различий в представлениях о методах и средствах привлечения, удержания и мотивации сотрудников (соработников), в представлениях о команде и командном поведении, об эффективности разных стилей и подходов, о стратегиях и тактике действий и т.д.

Приходится констатировать факт, что «старшее поколение» более лояльно относится к пережиткам советского культурного наследия, в котором, как пишет российский социолог Борис Дубин, лидерство удерживалось элитой, представителями партийной номенклатуры и родственными кланами, власть распределяется между земляками . Для нового поколения лидеров подход, при котором продолжается практика «выдвиженцев», «продвижения заместителей», «создание окружения из земляков», является неприемлемым. Молодое поколение лидеров разочаровывается в лидерах старшего возраста, когда видит, что «отцы» не желают делегировать молодым даже малой части ключевых полномочий, когда практикуется сильная степень зависимости от решений первого лица, когда в команде лидера старшего поколения присутствуют люди, неспособные принести пользу делу, но создающие в команде лояльную группу «политической» поддержки и т.д.

Естественно, у старшего поколения есть немало причин, порой вполне объективных, для недовольства молодыми лидерами. Старшее поколение хорошо понимает, что в максимализме молодого поколения нередко проявляется определенная нетерпеливость, переоценка своих сил и т.д.

Преемственность поколений

Эффективное лидерство способствует передаче наследия от одного поколения другому, сохранению связи времен. Эффективное лидерство на стыке поколений предполагает, что «отцы» не отрицают того, что в новом времени есть много достойного и положительного, а «дети» не относятся критически ко всему предшествующему. «Отцы» и «дети» обязаны признавать, что у каждого поколения есть свои идеалы и ценности, и не должны допускать взаимных упреков в том, что это «у них», в отличие «от нас», наблюдается ничтожность и бессмысленность жизненных целей и усилий. В процессе развития лидеров старшие люди должны распознавать ценное даже во мнении молодых, а молодые люди должны ценить наставления или обличения старших (см. Книга Притч 15:5). В Библии говорится о том, что будет неправильным пренебречь кем-либо или проигнорировать кого-то, руководствуясь только возрастным фактором (см. 1Тим. 4:12; 5:1). Взаимное уважение и доверие между поколениями позволяет решать вопрос о мудрой передаче полномочий от старших лидеров к более молодым. Негативизм, высокомерие и скептицизм не только разрушают возможность диалога между поколениями, но и ведут к межпоколенным напряжениям и конфликтам .

Если лидеры хотят оставить положительное наследие последующему поколению, то им стоит прислушаться к рекомендациям Макса де При (Max De Pree), одного из влиятельных специалистов в области лидерства. Де При советует лидерам-христианам: (1) стремиться поддерживать добрые отношения с окружающими на основе собственного бескорыстия, любви и служения другим людям; (2) инициировать и определять ясное видение развития служения общины (или христианской организации); (3) искать правды Божией и защищать Истину, быть честным и справедливым; (4) находиться в добровольной подотчетности другим, искать объективную обратную связь; (5) устанавливать для себя высокие стандарты (в манере поведения, в профессиональных достижениях, в искренности и в интенсивности служения другим); (6) ободрять и поддерживать окружающих; (7) постоянно развивать в других лидерский потенциал; (8) уметь и желать благодарить коллег и сотрудников; и главное — (9) стремиться к тому, чтобы христианская вера была явлена не только на словах, но и в повседневной жизни .

О подготовке молодых лидеров

Кто и каким образом будет заботиться о формировании богоугодных и эффективных лидеров молодого поколения? Что необходимо предпринять для подготовки лидеров?

С моей точки зрения, механическое заимствование зарубежных методик и материалов для подготовки лидеров — предприятие малопродуктивное для евангельских христиан Евразии . Необходим творческий поиск и самобытный подход для того, чтобы сформировать лидеров, обладающих духовной зрелостью и необходимыми компетенциями (культурологической, управленческой и т.д.).

Итак, что делать? Новый Завет свидетельствует, что Иисус Христос говорил о необходимости молиться Богу, чтобы Сам Бог формировал, призывал и определял лидеров (т.е. тружеников; см. Мф. 9:36-38, ср. Лк. 10.1-2). Однако развитие лидеров — это не только дело Бога, но и результат духовного действия, которое происходит в синтезе усилий человека (антроургии) и Божественного действия в человеке (теургии). Именно в такой синергии видится основа количественного и качественного роста лидеров.

В современной христианской литературе (или в книгах, основанных на христианских принципах) много говорится о важности наставничества для молодых лидеров. Предлагаются различные концептуальные и инструментальные подходы (менторство, коучинг и др.) . Эта мысль сама по себе не нова. Еще на заре христианства личным жизненным примером апостолов и учеников Христа был создан образ церковного СЛУГИ (служителя), который в повседневной жизни являл актуализированную евангельскую проповедь и образ жизни последователя Христа. В новозаветных посланиях содержится призыв подражания апостолам, наставникам, которые проповедовали Слово и жили по заповедям Господним (см. 1 Кор. 4:16, 11:1; Фил. 3:17; 1 Фесс. 1:6; Евр. 6: 11-12, 13:7). Русский религиозный философ и специалист в истории средневековья, Лев Карсавин (1882-1952), связывает факт создания первых фундаментальных Университетов в Европе с жертвенным служением проповедников и учителей Церкви, которые до глубокой старости передавали молодым людям свои знания и опыт . Православное монастырское старчество (особенно русское — славянское — старчество) было главным оплотом внутренней духовной жизни русской православной церкви. В истории России очень многие молодые люди обращались за духовной поддержкой именно к старцам, искали регулярных встреч с ними, вступали с ними в переписку. Анализ русского религиозного (православного) старчества свидетельствует о многоплановости той роли, которую играл старец для молодых людей. Он был врачом (своими словами обличал грехи и утешал), наставником (давал полезные наставления и советы), учителем (способствовал духовному росту и совершенствованию). Старец присутствовал при каждом шаге своего подопечного. Со старцем советовались в трудной ситуации, получали утешение или обличение при неосторожном поступке. Старчество предполагало наличие у старшего поколения духовной крепости и житейской мудрости, заинтересованности в таком формировании нового поколения, которое могло бы в своей деятельности быть более плодотворным, чем предыдущее поколение . С определенной уверенностью можно сказать, что евангельские христиане являются преемниками добрых древних христианских традиций и ценят мудрость и опыт старцев. К сожалению, есть мнение, что сейчас среди евангельских христиан много стариков, но мало старцев.

Для подготовки лидеров среди молодого поколения нужны наставники, которые посвящены этому служению и искренне любят молодежь. В нашем контексте сложно представить, что молодые лидеры будут оплачивать частные консультации, а поместные церкви — оплачивать труд наставничества. Настоящий опытный лидер готовит молодых лидеров не за деньги, не ради славы — он действует из любви к Богу и к молодому поколению, понимая, что дело развития лидеров отнимет массу времени и не принесет какого-либо дохода. Развитие лидеров среди молодого поколения может стать только делом зрелых христиан, которые уже думают не только о личных достижениях, но о важности подготовки других лидеров. Очень хочется, чтобы в евангельских общинах было больше опытных и зрелых лидеров, которые, подобно Дейву Крафту (Dave

Craft), автору книги «Leaders Who Last» , могли бы определить для себя, что подготовка лидеров следующего поколения является целью их жизни. Крафт достигает этой цели своим жизненным примером, своими книгами о лидерстве, преподаванием и коучингом .

Для развития настоящих лидеров в церкви всегда необходимо доверительное общение между опытными и начинающими лидерами. В последние десятилетия неоднократно указывалось на то, что эффективным методом воспитания «:молодых» лидеров является наставление молодых лидеров на примере жизненных историй . Молодым лидерам необходимо знать об опыте старшего поколения. Для того чтобы это произошло, с одной стороны, требуется создание оптимальных и сопутствующих условий (умение и желание рассказать о своем опыте, умение и желание услышать рассказ, найти параллели между настоящим и будущим). Дуглас Рэди (Douglas A. Ready), основатель и президент Международного консорциума исследований в области подготовки руководителей высшего звена (International Consortium for Executive Development Research), верно утверждает, что специфике лидерства и управления лучше всего учиться в том контексте, где оно будет применяться. Воспитание новых лидеров более опытными лидерами, по мнению Рэди, должно происходить, главным образом, внутри организации (а применительно к нашей теме — в самой христианской общине или христианской организации), а не на внешних курсах или тренингах. В этом случае проходящие подготовку смогут увидеть реальную ценность обучения и поле для реализации своего лидерского потенциала. Кроме этого, подготовка лидеров «на местах» является мощным инструментом созидания культуры развития лидеров в организациях. Молодые лидеры усваивают уроки лидерства, если их дают люди, за жизнью которых они могут наблюдать ежедневно. Это, конечно, возможно только при наличии уважаемых, авторитетных лидеров и при условии, что старшее поколение лидеров берет на себя ответственность за подготовку лидеров молодого поколения.

Очень не хотелось бы, чтобы опытные лидеры в евангельской среде самоустранялись от ответственности за христианскую миссию в целом и за подготовку лидеров следующего поколения в частности. Возможно, в какой-то период жизни у старшего поколения завершается активное служение, но не заканчивается ответственность за жизнь церкви.

Конечно, старшему поколению лидеров может показаться, что молодое поколение самостоятельно найдет себе дорогу, справится с проблемами новейшего времени, а у старшего поколения с богатым жизненным опытом в историческом прошлом (или в быстро изменяющемся настоящем) уже нет полезных советов, практических рекомендаций для современной молодежи. Нет сомнения, что при смене поколений необходима своевременная передача полномочий молодым лидерам, но — не передача ответственности за духовное состояние церкви. В церкви необходима всеобщая ответственность. Иначе наступит духовный кризис, с которым в свое время столкнулась русская интеллигенция, которая самоустранилась от социополитических преобразований в Российской Империи.

Крупный религиозный философ, Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), анализируя духовное и политическое лидерство на стыке поколений в начале ХХ века, предупреждал об опасности так называемой «духовной педократии» (т.е. господства детей), при которой старшее поколение равнодушно, молчаливо или даже с открытым одобрением смотрит на то, как молодежь без знаний и опыта, но с зарядом энтузиазма и героизма берется за серьезные, опасные по своим последствиям религиозные и социополитические преобразования. По Булгакову, каждый возраст имеет свои преимущества, и кто радеет о будущем, тот должен больше всего быть озабочен развитием молодого поколения. Но находиться от молодого поколения в духовной зависимости, пишет Булгаков, заискивать перед ним, прислушиваться к его мнению, брать его за критерий — это свидетельствует о духовной слабости общества .

Итак, молясь о новых лидерах, необходимо подготавливать молодых потенциальных лидеров, сохранять нынешних лидеров, вовлекать лидеров «вчерашних»!

Александр Негров ЛИДЕРСТВО НА СТЫКЕ ПОКОЛЕНИЙ

ФОРУМ 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям

 

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: