Иезекииль и слава Господня

В категориях: Трудные места


Швецов П. Б.

«И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа. И шум от крыльев Херувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы глас Бога Всемогущего, когда Он говорит». (Иез.10:4,5).

 

Основная фраза книги пророка Иезекииля - это «слава Господня», которая встречается 14 раз в первых одиннадцати главах. То есть центральной темой книги является «слава Господня». Эта тема появляется в 1:28; 3:12, 23; 10:4, 18; 11:23; 43:4-5; 44:4. В книге содержится выразительные описания непослушания Израиля и Иудеи. Несмотря на явленную им Божью доброту. В ней показано, что Бог желает, чтобы Израиль приносил плоды, которые Он благословит. Однако потворство народа своим эгоистичным желаниям навлекло суд на Иудею, которая уподоблена обгоревшей виноградной лозе (гл. 15). В книге много говорится об идолопоклонстве Израиля и его последствиях. Мгновенная смерть Фалтия (11:13), символизирующая всеобщее бедствие для народа, служит ярким тому примером.

Множество живописных сцен изображают духовные принципы. Среди них выделяются следующие: Иезекииль, съедающий свиток (гл. 2); лица четырех ангелов, представляющих творение, которым правит Бог (1:10); сцена сбривания волос (5:1-4); изображения на стенах храма, напоминающие читателям, что Богу в месте Его пребывания угодно не скверна, а святость (8:10). Наконец, разбрасывание горящих углей, как описание суда (10:2,7).

Главными богословскими темами являются Божья святость и Его полновластие. Они выражаются в частых сравнениях, показывающих Его сияющей славы с грехом, в который впала Иудея (1:26-28). Прямое отношение к этой теме имеет намерение Бога восторжествовать в Славе, чтобы все «знали, что Он - Господь». Эта божественная монограмма, Божья подпись, удостоверяющая Его действие, упоминается более шестидесяти раз, обычно в связи с судом (6:7; 7:4), но также по отношению к обещанному восстановлению (34:27; 39:28).

Другая тематическая особенность связанна с Божьими ангелами, осуществляющими Его замысел (1:5-25; 10:1-22). Еще одна важная тема - ответственность каждого человека, стремящегося достигнуть праведности перед Богом (18:3-32).

Иезекииль также подчеркивает греховность Израиля (2:3¬7; 8:9-10) и других народов (эта тема проходит через главы 25-32). Он говорит о неизбежности Божьего гнева в возмездии за грех (7:1-8; 15:8), о том, что Бог разрушает планы людей из осаждаемого Иерусалима (12:1-13), и о Божьей милости, которая обещана в завете с Авраамом (Быт. 12:1-3), и будет явлена в возвращении народа Авраама в землю завета (гл.34, 36-48). Бог обещает сохранить остаток Израиля, через который он исполнит Свои обещания о восстановлении и сдержит Свое нерушимое слово.

Перед разрушением храма Иезекииль в видении видел славу Господню, оставляющую храм. Это невероятно сложное описание или, скорее, попытка описания того, что он увидел на реке Ховар, а именно видение подобия Славы Божией - Иез.2:1.

Иезекииль достаточно подробно описывает свое видение (1:28; 3:12, 23; 8:4) и дает подробный обзор, как слава Божия покидает Иерусалимский храм (гл. 9-11), с обещанием ее возвращения (43:2, 4; 44:4). Бога, в образе царя восседавшего на престоле, видели и другие пророки: Исаия (гл. 6), Михей, сын Иемвлая (3 Цар. 22:19), но откровение Иезекииля славы Божией поражает своей грандиозностью и оригинальностью.

Когда он смотрел, то над ковчегом и херувимами видел подобие престола Божия, у которого имелись колеса и который был подобен колеснице царя (10:1). Затем слава Господня перешла к порогу дома (10:4), затем от порога выдвинулась к входу восточных врат (10:18-19), затем от храма и города вознеслась на гору Елеонскую (11:22-23). Таким образом, медленно, как-бы неохотно и величественно слава Господня оставила город и святилище.

Но слава должна снова вернуться (43). Иезекииля начал служение видением Бога и кончил его видением Бога среди Своего народа. Как Иезекииль видел Славу Господню покидающей Храм, он видит и Ее возвращение. Сам пророк подчеркивает одинаковость обоих видений. Только на недолгое время отходил Господь от Своего Дома и Своего народа, чтобы совершилось покаяние и очищение Израиля. Верность Его Завету с Авраамом, Моисеем и Давидом оказалась превыше всего, даже полное и окончательное падение избранного народа не разрушило ее.

Этим видением возвращения присутствия Божия не отменяется все, что произошло с Иерусалимом, не отменяется трагичность его судьбы. Видение возвращения Славы Господней совершенно меняет эмоциональную окраску всей книги пророка Иезекииля. Исполненная ужаса перед лицом Святости Божией, она становится благовестием надежды.

Интересно обратить внимание, где происходит откровение Славы Божией. Не в Иерусалиме, не в храме, а где-то в совершенно чужой, заброшенной языческой земле. Вдруг именно там открывается Господь Иезекиилю, что уже само по себе как бы с самого начала, противоречит представлениям о том, как все это должно происходить.

Где открывался Господь Моисею? В скинии, над крышкой Ковчега, оттуда Господь говорил ему. Далее храм стал центром этого откровения. В целом это видение изображает Бога Всемогущим, Всеведущим, Вездесущим и в то же время благостным Творцом и Промыслителем всей вселенной и всех народов; тем самым оно имело целью ободрить Иезекииля и через него всех пленников, показать, что владычество, всемогущего Бога не ограничивается никакими пределами, что в земле переселения они находятся под Его властью и поэтому должны сохранять Ему верность, не терять надежды на спасение, сохраняя себя в чистоте от языческого нечестия. Снова Бог через видение Своей славы открывает Себя, Свой характер.

Мир в Боге


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: