Исайя и слава Господня

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме

Швецов П. Б.

 

«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» . (Ис.6:2-5)

Исайя, сын Амосов, был пророком VIII столетия до Р.Х., который в критический момент истории Иудеи пророчествовал о грядущем суде. Из Ис. 1:1 следует, что Исайя пророчествовал и учил в годы правления нескольких царей иудейских: Озии (790-739 гг.), Иоафама (750-732 гг.), Ахаза (735-715 гг.) и Езекии (715-686 гг.).

Весь этот период израильской истории был временем непрекращавшейся борьбы - как политической, так и духовной. Северное царство (Израиль) все более клонилось к упадку и в 722 г. до Р.Х. потерпело последнее сокрушительное поражение от Ассирии. Казалось бы, та же участь ожидала Южное царство - Иудею, но Иудея выстояла. В этой то обстановке и появляется на арене Исайя, чтобы обратиться к народу Иудеи. Он призывал народ довериться Богу, Который - через Моисея и Давида - обещал ему царство славы. Главной мыслью пророка, которую он стремился донести до сердец своих соплеменников, было: не полагайтесь на Египет и ни на какую другую иностранную державу, потому что единственный защитник, в котором вы нуждаетесь, это Господь.

Однажды в храме Исайя пережил, как пишет Джон А. Мартин, «богоприсутствие, страшную в своей реальности близость Сущего» (Ис. 6:1-5). Исаия созерцает славу Яхве, как царскую славу. Пророк видит Господа, Его высокий престол, края ризы Его, наполняющие весь храм. Видит окружающих Его серафимов, которые воспевают Славу Господню: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!»

Опять же, важно отметить, что явление славы Божьей описано с многократным провозглашением серафимами характера Божьего, в данном случае это касается Его святости. И как пишет Р. Спраул: Это трудно объяснимый факт в видении Исаии. В песне серафимов заключен главный и сокровенный смысл данного отрывка. Это гимн - повторение одного-единственного слова: «свят». Это слово поется три раза подряд, и это самый величественный гимн, который только может воспеваться в церкви. Это песня называется «трисвятой», что просто означает «свят трижды».

И в чем же важность повторения слова «свят» серафимами? Спраул замечает, что это особый прием, характерный для еврейской литературы и особенно поэзии. Такое повторение - это один из способов акцентирования внимания. Этот прием нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя к чему-то особенно важному.

Мень А. пишет: Священный ужас, охвативший пророка в Храме, вызван не только непостижимым величием Царя Славы, на Которого не могут взирать даже серафимы, но и Его Святостью, которая есть высшая чистота и свобода от всякой тьмы и греха. Поэтому для человека «с нечистыми устами» сияние Славы непереносимо. И поэтому Он должен умереть.

Только в данном случае в Священном Писании атрибут Бога возводится в третью степень. Только один Божий атрибут называется три раза подряд. Библия говорит, что Бог свят, свят, свят.

Спраул точно подмечает: Не то чтобы Он был просто свят, или даже свят, свят. В Библии ни разу не говорится, что Бог есть любовь, любовь, любовь, или милосердие, милосердие, милосердие, или гнев, гнев, гнев, или справедливость, справедливость, справедливость. Однако говорится, что Он свят, свят, свят, вся земля полна Его славой.

Святость Божья оказывает неотразимое влияние на пророка. Слава и святость взаимосвязаны.

Также в другом отрывке книги пророка Исайи видна взаимосвязь Имени Бога и Его славы, через использование рас-пространенного приема еврейской поэзии - параллелизма:

По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим - яростью, врагам Своим - местью, островам воздаст должное. И убоятся имени Господа на западе и славы Его - на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его (Ис. 59:18-19).

Здесь «имя Господа» и «слава Его» являются синонимами и отражают характер Бога. То есть описывается характер Бога, как ярость по отношению к врагам, так и грядущий неотвратимый суд. И враги убоятся имени Господа, т.е. Бога, Его гнева, Его характера.

Таким образом выражение «слава Яхве» в данном контексте означает Самого Бога в проявлении Его величия, могущества, сияния Его святости, Его характера.

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: