Моисей встречается со славой Господней

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Швецов П. Б.

 

[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо. ((Исх.33:18-23)

В этом отрывке есть очень интересный момент. Моисей просит, чтобы Бог показал ему Свою славу. Его просьба не случайна. Почему Моисей просит Господа показать не Себя, а именно Его славу? Здесь слава, имя, лицо и характер Бога взаимосвязанные понятия.

Не случайно Господь, отвечая на просьбу Моисея, во- первых говорит о проведении буквально Своей «благости, доброты» и во-вторых упоминает и о провозглашение Своего имени Яхве - «и провозглашу имя Иеговы пред тобою». Что это значит? Неужели Бог просто скажет, как Его зовут в русском понимании значения слова «имя»? В чем суть провозглашении имени Божьего?

Дело в том, что имя Божье в еврейском языке это не просто наименование или ярлык, который дается человеку или предмету, чтобы отличить его от себе подобных. Это, прежде всего, указание на саму сущность объекта, его характер, атрибут, личность. Поэтому выражение «познать имя Господа», обозначает познать характер Бога, каков Он есть. Познать Бога, как личность.

То есть Бог открывает Самого Себя и Свой характер. Не случайно в этом же предложении Бог говорит о такой черте Своего характера, как доброте, благости и милости: «И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу (букв. «доброту, благость») Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею - Исх. 33:19.

То есть здесь слава Божья это особый термин для обозначения самого Бога и так же как имя Бога, раскрывает Его характер, каков Бог есть. Это скорее не Его вид, не то, как выглядит Бог, а Его характер.

Поэтому странное богословие такой распространенной секты, как «Свидетели Иеговы» основано на неправильном понимании значения термина «имя» в еврейском языке. «Свидетели Иеговы» настаивают на том, что истинное имя Божье - это «Иегова» и нужно обязательно знать это имя, или название Бога в их понимании, чтобы спастись.

Но знать имя с точки зрения мышления евреев, это не то, чтобы знать, как зовут Бога, а знать Его характер, каков Он по сути. Это не значит повторять как мантру, или заклинание имя «Иегова» и думать, что это верный путь к спасению, а знать характер Бога, познать Его лично. Когда еврей говорит «я знаю имя Бога», это, по сути, обозначает «я знаю Бога лично, Его характер». И когда Бог провозглашает Свое имя, Он не объявляет Свое название, наименование, а показывает, Кто Он есть.

К вопросу об имени Божьем в данном случае стоит упомянуть о том, что имя «Иегова» вообще не встречается в Библии. Это произношение, на котором чуть ли не строится богословие «Свидетелей Иеговы» основано на элементарном незнании еврейской грамматики.

Дело в том, что в древнееврейском алфавите первоначально не было букв обозначающих гласные звуки. Все слова писались одними согласными буквами. Например, фраза «доброе утро» на русском языке, если бы конечно в нем был принят еврейский способ написания, выглядела бы так - ДБР ТР. Это позднее масореты разработали специальные значки, обозначающие гласные звуки, так называемая огласовка и подставляли их в текст.

«Масореты (от евр.масТра, или масТрет, устное предание), корпорация иудаистских книжников, работавшая над адаптацией ветхозаветного текста для вне богослужебного чтения. Эта работа была необходима в силу специфики древнееврейского письма, лишенного гласных и пунктуации. Традиция масоретов, сохранявших в течение веков правила чтения Библии, восходит к периоду Второго Храма. Однако расцвет деятельности масоретов падает на 6-10 вв. н.э. Самым знаменитым масоретом считается Бен-Ашер (ум. ок. 930) из Тивериа- ды. Большинство масоретов также жило в Палестине, однако благодаря исследованиям Кале установлено, что была масоретская школа и в Вавилоне. По мнению Лагарда, в основе масоретского текста лежала единая рукописная традиция, достаточно точно сохранившая первоначальный текст. В обязанность масоретов входило следить за возможными ошибками, которые вкрадывались в манускрипты при переписке. В результате масореты внесли в библейские рукописи ок. 1300 глосс, призванных отличать неточности в записанном тексте (кетив) и в устном произношении (кере). Важнейшим достижением масоретов было изобретение накудот, знаков для огласовки

Так называемый тетраграмматон22 Л1Л" (yhwh) - это собственное имя Бога. Первоначально оно произносилось, вероятнее всего, как «Яхве». Затем, из благочестивых побуждений, евреи его перестали произносить. Заменяя при чтении вслух, когда оно встречалось в тексте, на "Ла (3adonay; «Адонай»23). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до Р.Х., и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся гласные буквы (огласовку) слова "Ла (^adorny; «Адонай») на стоящие в библейском тексте буквы Тетраграмматона Л1Л" (yhwh; «Ях-ве»). Так родилось гибридное написание «Иегова» ( Л1Л") не отражавшее никакого реального произношения. То есть слово «Иегова» - это искусственное слово, которое образовалось от добавления к согласным буквам слова «Яхве», гласных от другого слова - «Адонай». Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально - отсюда неправильное, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма «Иегова».

Возвращаясь к рассматриваемому отрывку ясно видно, что Исх. 33:19 является явной параллелью к Исх. 3:14. На вопрос Моисея ,"Как имя Ему?" или, лучше, «Кто Он по сути, каков Он?», Яхве отвечает: «Я есть Тот, который есть».

Можно сказать, что на вопрос Моисея о Боге, о Его присутствии Яхве отвечает: «Я открою Вам, кто Я, но не как Я выгляжу». И в обоих этих отрывках, Бог открывает Свой характер через особое имя «Яхве». Имя Яхве, образовано от глагола Л"Л (haya; «быть, существовать») и буквально раскрывает Моисею каков Бог, какими чертами Он обладает. Он есть сущий, вечный, неизменный, верный Своему слову. И все это Бог провозглашает в Своем имени.

Также Моисей хочет, чтобы Бог показал Свое присутствие еще раз, также, как Он это сделал перед заключением завета, который был с тех пор нарушен. Ответ Бога на вопрос Моисея опять подчеркивает и раскрывает сущность и характер Бога. Яхве проведет перед Моисеем Свою «благость» и объявит.

Некоторые богословы считают, что здесь подразумевается только величие, великолепие Яхве в Своем богоявлении. Хотя Яхве действительно является Моисею в богоявлении, но важно осознавать, что Он открывает ему не только свой вид, Свою великолепную славу, Свое присутствие. Бог скорее дает описание Себя, открывает познание о Себе, не то, как Он выглядит, а то, каков Он.

Как провозглашение имени «Яхве», так и проведение «благости» Бога указывает на подробное описание характера Бога и Его видимое присутствие.

Яхве утверждает свое владычество, милость и сострадание. Также Бог объясняет, почему Моисей не может видеть Его лица, т.е. Его Самого. Человек не может видеть Бога и выжить: пропасть между конечным человеком и бесконечным Богом является огромной; к такому опыту общения человек неспособен в своем греховном существовании. Известный богослов Спраул Р. пишет: «Тем не менее Бог позволил Моисею увидеть Себя сзади, но так и не позволил увидеть Свое лицо. Когда Моисей спустился с горы, его лицо сияло. Его лицо было слишком ослепительным, чтобы на него можно было смотреть. Поэтому, чтобы люди могли приближаться к Моисею, он закрывал себе лицо покрывалом. Ужас, который испытывали люди, был вызван тем, что они смотрели в лицо человеку, настолько приблизившемуся к Богу, что Божья слава отразилась на нем. И эта сверкающая слава исходила не от Божьего лица, Моисей видел Бога только сзади. Если люди приходят в ужас даже от такого отражения славы, то как может человек вынести прямой взгляд в Лицо Божье?»

Таким образом Имя Божие и Его слава очень часто указывают на одно и тоже в Священном Писании, на Божье присутствие и откровение Его характера. То есть откровение славы Божьей касается не только того, как выглядит Бог, но и того, Кем Он является.

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: