ОБРАЗ «ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ» В РОМАНЕ Ч.ДИККЕНСА «ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАРТИНА ЧЕЗЛВИТА»

В категориях: Бог творения, творчества и красоты


Т.Н.Мешкова

Эпитет «обетованная» американская земля получила вследствие истории своего заселения. Обширные территории незаселенной Америки явились спасительной надеждой для миллионов нуждающихся, желающих приобрести землю, богатство и благосостояние. Малосведущий о Колумбии европеец, потерпев неудачи на родине, с новыми надеждами переправлялся через водную пустыню к берегам «хорошей и просторной земли, где течет молоко и мед».

Несмотря на то, что к середине XIX в. Англия, представлявшая собой крупнейшую колониальную державу, располагала громадными земельными владениями, Америка по-прежнему оставалась для англичан одним из удобнейших мест эмиграции. Такое положение сохранялось, прежде всего, из-за возможности переселиться на никем не занятые земли, «не жертвуя своим языком». А поскольку масштаб демографического роста населения в викторианской Англии значительно увеличил интерес к проблеме переселения, то и вопрос эмиграции для ее жителей в Америку оставался весьма существенным. Однако новый статус Америки как независимого государства, а также новая колониальная политика Великобритании не могли не оказать влияние на сложившееся положение дел. Перемены в отношениях к Америке стали очевидны в викторианском обществе.

Данные изменения нашли свое отражение в творчестве Ч. Диккенса, придававшего серьезное значение этой проблеме. По словам Э.Уилсона, эмиграция для Диккенса была «панацеей от всех общественных зол в Англии». Так, в письме, адресованном А.Дж.Кутс [26 мая, 1846], Диккенс с энтузиазмом поддерживает предложение отправлять падших женщин в «отдаленные части света . с целью замужества . где им легче всего было бы обзавестись семьей и где они были нужнее всего мужскому населению, как выехавшему из Англии, так и там рожденному». Проблеме эмиграции отведено значимое место и в романе «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита».

Поиск и обретение земли обетованной является основой сюжетной линии, связанной с образом главного героя романа Мартина Чезлвита. Попав в затруднительную ситуацию, Мартин полагает, что не сможет поправить свои дела на родине и принимает решение уехать в Америку.

Большие надежды, возлагаемые Мартином на американскую землю, сближают ее в романе с образом «обетованной земли». Америка для Мартина становится той заветной целью, достижение которой, по его мнению, откроет ему дорогу в жизнь. Отлученный от дома, Мартин надеется преуспеть за океаном, чтобы «предъявить свои права» на любимую девушку. Размышляя о своем будущем с Мэри, Мартин говорит: «Я, конечно, и не подумаю жениться, пока у меня не будет средств. Для меня, видите ли, совсем неподходящее дело обрекать себя на убожество и нищету. Любовь в одной комнате на четвертом этаже и тому подобное.».

Создание семьи, таким образом, выдвигаемое Г.Спенсером как главное побуждение к деятельности являются для Мартина лишь прикрытием эгоистических устремлений. Привычка заботиться только о своем благополучии проявляется даже в любви к Мэри. Думая о своей возлюбленной, Мартин каждый раз убеждает самого себя, что не зря «многим пожертвовал ради нее», так как она «вполне достойна» всех этих жертв. Истинной же причиной отъезда Мартина за границу является его эгоизм. Честолюбивое стремление обрести благосостояние без помощи своего деда-опекуна, потребность утолить уязвленное самолюбие рождают в его голове образ заветной земли, где исполнятся все его желания и будут признаны все его таланты.

Настойчивое стремление Мартина добиться освобождения от мнимых притеснений деда становится дурным предвестием на пути к поиску земли обетованной. Положение Мартина дается как имплицитная пародия на библейский сюжет о притеснениях израильтян в Египте. Лже-страдания придают его отъезду характер бессмыслицы и нелепости. Поездка в Америку теряет неизбежность, жизненную необходимость. Не случайно сам Мартин осознает ее альтернативность: «. взяться за ремесло носильщика пропитания ради, или день за днем держать под уздцы лошадей на улицах ради куска хлеба».

Скрытое сравнение Мартина с библейскими израильтянами обнаруживается и в его ропоте на судьбу. Мартин выказывает недовольство тем, что ему, как человеку, принесшему много жертв ради любви к бедной сироте, «могло бы и побольше повезти». Но если ропот израильтян, несмотря на его греховность, может вызвать сочувствие, то жалобы Мартина не вызывают ничего, кроме отвращения.

Гордыня делает Мартина чуждым страданиям других людей. Отправившись в Новый Свет на пакетботе «Винт», он по-прежнему занят исключительно самим собой. Поездка на пароходе становится серьезным испытанием для амбиций Мартина. Он тяжело переживает унижение, вызванное положением пассажира третьего класса. Ему невыносимо осознавать себя человеком без средств. Его мучит боязнь, что один из тех, кого он сам называет «выскочками-толстосумами», признает в нем нищего, и это может каким-то образом опорочить его светлое будущее.

Острота иронии относительно страданий Мартина усиливается параллельным описанием милосердия и отзывчивости его слуги Марка Тэмпли. Жизненная философия Марка заключается в стремлении оставаться веселым там, где это сделать трудно. Поездка на пароходе для него не является испытанием, наоборот, он считает ее «радостным обстоятельством», поскольку получает возможность оказать помощь и поддержку нуждающимся.

Всеобщие бедствия, болезни, нужда и изгнание заключенных в трюме «Винта» едва ли делают оправданным замечание Мартина, что на корабле не найдется человека, «который за это плавание перенес хотя бы половину его страданий», а его неудобства в этой ситуации вовсе не кажутся тягостными.

Лжемотивы и лжеиспытания приводят Мартина к лжеобетованной земле. Американская земля оказывается совсем не такой, какой она представлялась герою на родине. Вместо «земли доброй, земли, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, земли, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья . земли, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка.»6, его очам открывается «плоское болото, заваленное буреломом, трясина, где погибла и сгнила вся цветущая растительность земли, для того, чтобы из ее праха возникла ядовитая поросль . откуда по ночам поднимались вместе с туманом смертельные болезни, ища себе жертв . где даже благословенное солнце . казалось страшным.».

«Благословенные богом Штаты» оказываются обетованной землей лишь для лжепорядочных людей, которые бессовестно обманывают друг друга, подлог принимают за ловкость и ничем не стесняются на пути служения своему лжебожеству - золотому тельцу, доллару. «Все их заботы, надежды, радости, привязанности, добродетели и дружеские связи . были переплетены в доллары. <.> Людей ценили на доллары, мерили долларами; жизнь продавали с аукциона, оценивалась и сила молотка за доллары».

Уверенность американских дельцов в своей причастности к земле Господней иронически показана Диккенсом на примере генерала, являвшегося компаньоном земельной компании. Высматривая очередную жертву для своих новых махинаций, он глядит на дорогу «подобно доброму самаритянину, поджидающему путника».

Процветание рабства в Америке сближает ее скорее с библейским Египтом, наказанным Богом страшными несчастьями за притеснение израильтян, нежели с землей обетованной. Сравнения с Египтом имеют место и в описании Эдема - земельного участка, купленного Мартином и Марком. В «земном рае» также царят неурожаи, голод, болезни, смерть, одолевают насекомые и змеи, в жилища пробираются жабы.

Пребывание в этом «страшном месте» заставляет Мартина задуматься о своих слабостях. Осознание того, что он действительно попал в беду, придя к лжеобетованной земле, оказывает целительное действие на душу Мартина и побуждает его к поиску уже истинной «обетованной земли». Он видит свой эгоизм и признает, что покидать родину было «сумасбродной затеей». Теперь Мартин точно знает, что истинная обетованная земля осталась по ту сторону океана, в британском Доме. Все свои надежды Мартин связывает с возвращением: «. вернуться в Англию. Во что бы то ни стало! Любыми средствами! Только бы вернуться».

Вера, что он на праведном пути, помогает Мартину добраться до берегов родины. Радостное волнение, испытываемое Мартином и Марком при приближении к родной земле, является немаловажным свидетельством того, что поиск обетованной земли завершен: «. весело было вокруг - свежо и полно движения, воздуха, простора и блеска, - это было ничто по сравнению с радостью, которая вспыхнула в груди двух спутников при виде старых церквей, кровель и почерневших дымовых труб родины. <.> это была родина! И хотя родина есть только имя, только слово, - оно сильно, сильней самых могущественных заклинаний волшебника, которым повинуются духи!».

Итак, Мартин Чезлвит проходит сложный путь к обетованной земле. Сначала эгоизм мешает Мартину понять, что родная земля и есть земля обетованная. Испытание лжеобетованной землей приводит его к нравственному очищению. Оказавшись на чужой земле, Мартин, «как и большинство путешественников, еще больше полюбил родные места и родную страну». Он вернулся в Англию, чтобы «навсегда» обрести Дом.

Обетованной землей, таким образом, является то место, которое дано человеку при рождении, - это его дом и семья. По Диккенсу, только на родной земле, человеку действительно благоприятствует судьба, что подтверждает счастливый финал романа. По возвращении из Америки Мартин и Марк обзаводятся семьями и всем тем, что обещает им достойное будущее.

 

Библия и национальная культура: Межвуз.сб.науч.ст. Б 595 / Перм.ун-т; Отв. ред. Н. С.Бочкарева. - Пермь

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: