Христианская природа чудес короля Арагорна в романе Дж.Р Р. Толкиена «Властелин колец»

В категориях: Бог творения, творчества и красоты


Т.В.Лебедева

 

Большую часть чудес, совершённых Иисусом Христом во время его пребывания на земле, составляют исцеления различных заболеваний. Чудеса и знамения составляют неотъемлемую часть Евангелия как свидетельства того, что Христос действительно сын божий. Примеры исцеления даются в ответ на вопрос, он ли предсказанный мессия: «скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают.» (Мф. 11: 4-5).

Наделение человека сверхъестественными свойствами, подчёркивающими его божественное происхождение, известно уже с доисторических времён. Оно проявляется в сакрализации власти вождя, которая основывается на магической силе, на поддержке могущественного духа и на выполнении ритуальных функций. Фрезер писал: «царей почитали как богов, способных оделить своих подданных и поклонников благами, находящимися вне компетенции смертных». Эти представления нашли своё отражение в мифологи и эпосе, а позднее в литературе.

Роман Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин Колец» (1937-1945), вобравший в себя множество мифологических традиций, сохранил также представление об особой природе государя. Однако на создание образов монархов во многом повлияло и то, что писатель был убеждённым католиком. За счет наиболее подробных описаний в романе создается образ короля Арагорна. Это единственный законный наследник трона Гондора государства, которое принимает на себя главный удар в борьбе со злом. Арагорн король без трона, и воцаряется он только после победы. Но слух о возвращении короля распространяется после совершённых им исцелений: «в руках Государя целебная сила, и так распознаётся истинный Государь» (с. 8-10). Это значит, что главным критерием права на престол является способность исцелять.

Вполне вероятно, что такое представление основано на распространенном во Франции и в Англии феномене «королевского чуда» способности монархов исцелять золотуху наложением рук. М. Блок, исследуя историю этого обряда, приходит к выводу, что причина его возникновения лежит в желании укрепить веру в божественность королевской власти. Его корни уходят ещё в древнегерманские представления о вождях, которых следовало выбирать только из определённых родов. Только эти роды обладали сакральным могуществом, передающимся по наследству. Во «Властелине Колец» эта точка зрения отражена в идее наместничества. Наместники управляют Гондором много веков, но ни один из них не имеет прав на корону, поскольку не принадлежит к королевскому роду.

Христианство лишило королей божественного происхождения, но отголоски древних верований сохранились в сознании средневекового человека. Сакральность римской власти была возрождена Карлом Великим, но уже на христианской основе через миропомазание священным елеем. А так как в Средневековье была широко распространена вера в целительную силу всего священного, особенно в силу елея, то чудодейственные свойства стали приписывать и королю. В его особе соединились святость рода и святость миропомазания. Таким образом, способность лечить воспринималась как результат божественного происхождения монарха и превращала обладателя ее в избранника. Похожие признаки характерны для целительных способностей Арагорна. С одной стороны, они являются свидетельствами его королевского происхождения. С другой это способности сверхъестественного для жителей Средиземья, магического свойства. Толкиен писал: «. не стоит забывать, что . Арагорн дальний потомок Лютиэн, то есть ведёт свой род от эльфов» . Это позволяет говорить о его избранности.

Обратимся теперь к самому обряду «королевского чуда». Он состоит из трёх неравнозначных по силе компонентов: прикосновения (возложение рук), воздействия физическим веществом (исцеление водой) и слова. С точки зрения М. Блока, чаша с целебной водой возникла из обычая короля ополаскивать руки после прикосновения к больному вскоре целительную способность приписали воде, а заодно и сосуду, в который её наливали. При обряде не произносились какие-то определённые слова. Обычно король читал ту молитву, которую находил уместной в данном случае. А поговорка «король руки на тебя наложит, Господь исцелит» возникла уже на закате обряда и играла весьма незначительную роль .

Эти три компонента соответствуют способам исцеления Христа. Он лечит словом (исцеление слуги сотника (Мф. 8:13), прикосновением (очищение прокажённого (Мк.1:41), физическим веществом (исцеление слепорождённого слюной и землёй (Ин. 9:6- 7). Эти способы могут совмещаться (чаще всего используются слово и прикосновение), но главным из них является слово8. «Слова Иисуса проникнуты волей, а также силой, на которую Он ссылается.».

С такой же троичностью мы встречаемся у Толкиена. Арагорн лечит с помощью особой травы, прикосновения и слов. Но слово не является основным средством лечения, и в этом плане «Властелин Колец» ближе к средневековой традиции. Главный компонент здесь трава целема, или королевский лист (athelas; kings/oil). Ни возложение рук, ни слова недейственны без неё. «Арагорн > положил руку ему [Фарамиру] на лоб, время от времени он призывал Фарамира, но зов его звучал всё тише.» (с. 8-10). Тем не менее нельзя утверждать, что чудодейственная сила заключается только в этой траве. По мнению лекарей Гондора, она совершенно бесполезна и приобретает целительную силу только в руках государя. Здесь нашло отражение древнее представление о воздействии короля на природу10. Все три средства использованы в исцелении Фарамира и Эовин, но для выздоровления хоббита Мерри оказывается достаточно целемы и королевского прикосновения, потому что хоббиты отличаются большей стойкостью, чем люди.

Однако стоит обратить внимание на то, что Арагорну не удаётся полностью исцелить хоббита Фродо, раненного призрачным клинком, хотя он и использует целему. С одной стороны, можно говорить о бессилии против Арагорна призрачного оружия, но с другой, можно предположить, что целительная сила появилась у героя, когда он, пройдя через множество испытаний, оказался достоин стать королём. То есть для людей Средиземья магическая способность исцелять является королевской прерогативой и свидетельствует об исключительности государя.

Среди исцелений Христа особое место занимают изгнания бесов. Это скорее лечение духа, чем тела, потому что «.состояние «одержимости», которое люди по-разному представляют и описывают . направлено против Бога». Христос очищает душу больного, открывает её для веры и тем самым показывает свою власть даже над демонами. В романе Толкиена Арагорн не обладает столь великой силой, однако его борьба с Чёрной Немочью имеет некоторые общие черты с исцелением бесноватых. Этот недуг тоже является болезнью души, и его причиняют призраки-назгулы. Поражённые Чёрной Немочью засыпают тяжёлым сном, цепенеют и умирают. А их души уходят в призрачный мир. Король будто уходит в этот мир искать их и призывает вернуться из тьмы.

Было бы неправильно утверждать, что образ Арагорна это осмысление образа Иисуса Христа: Толкиен старался избегать прямолинейных аналогий, но Мотив целительства Арагорна во многом основан на описании чудес Христа. Достаточно сравнить: «его обступили с просьбами вылечить раненых, увечных или тех, кого поразила Чёрная Немочь. Арагорн послал за сыновьями Элронда, и вместе они занимались врачеванием.» (с. 8-12) и «и приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их» (Мф.15:30). Однако врачевание Арагорна значительно отличается от целительства Христа. Способности Арагорна это знак его избранности, доказательство права на власть над Гондором. Они принадлежат не только ему, но и всем королям его рода. И породившая их эльфийская магия, хотя и кажется людям сверхъестественной, принадлежит всё-таки миру Средиземья.

Тогда как источником силы Христа является его Божественная сущность, которой не обладает никто, кроме него. «Иисус, совершая . «чудеса-знамения», действовал Своей силой и от Своего имени, пребывая в то же время в полном единении с Отцом». С. Булгаков говорит об участии божественной части Христа в его человеческих делах и человеческой в божественных. То же совершали и ветхозаветные пророки, и апостолы, которых Христос наделил способностью совершать чудо. Но в отличие от чуда божественного творения, эти чудеса знамения, которые даются людям, чтобы они уверовали в него и через него обрели спасение. Самое большее, что может Арагорн, вернуть физическое здоровье, а для Христа гораздо важнее исцеление душ.

Тем не менее, образ короля-целителя в романе Толкиена основан на европейской христианской традиции, для которой государь является фигурой исключительной, обладающей сверхъестественными способностями. Этот образ сформировался как под непосредственным влиянием Библии, так и под воздействием основанных на ней средневековых представлений о королевской власти.

Библия и национальная культура: Межвуз.сб.науч.ст. Б 595 / Перм.ун-т; Отв. ред. Н. С.Бочкарева

Газета Протестант,ру

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: