Явление Славы Господней в пустынях Ветхого Завета

В категориях: Трудные места

Швецов П. Б.

Слава Господня в пустыне — Исх. 16:6-10

 

«И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш. И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке. (Исх.16:9,10)

Выражение «слава Господня» впервые встречается в книге Исход. Центральными событиями книги являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом народа, или государства с теократическим образом правления под руководством Моисея. Правление это осуществлялось посредством новой «конституции» - Моисеева Завета (19:3-19)17.

Раскрытие Бога в книге Исход начинается с образа далекого Божества у народа, угнетаемого в Египте, и заканчивается образом Божества, вступающего в близкие взаимоотношения с Израилем по пути в обетованную землю и остающемуся верным Своим обетованиям.

В противоположность верности Бога, Израиль характеризуется своей неверностью, которая постоянно проявляется. Столкнувшись с недостатком ресурсов в пустыне, они тоско-вали по изобилию, которое имели в Египте. Страна, которая поработила их, выглядела лучше, чем пустыня. Ропот народа, так быстро возникший после получения помощи через чудо, посланное Богом, указывает только на их короткую память и поглощенность своими эгоистическими интересами.

Когда израильский народ возроптал на Бога, ввиду отсутствия пищи в пустыне, то Моисей отвечал: «Утром увидите славу Господню». Здесь, по всей видимости, дано указание на чудо, которое совершит Господь утром, а именно даст хлеба с неба - манну.

Но вот далее следует указание на реальное явление Славы Божьей, на буквальное присутствие Бога. Потому что ниже написано, что слава Божья действительно была явлена в облаке.

То есть здесь видно, что «слава Господня» является видимой реальностью. И слава Божья, как явствует из этого отрывка, связана с облаком, что еще не раз будет упоминаться в Писании. Облако часто сопровождает явление славы Господней, что нашло отражение и в иудейской традиции и в Новом Завете, что будет рассмотрено ниже.

В данном отрывке Яхве доказывает Свое присутствие, Свое участие в исходе израильского народа из Египта. Израильский народ на собственном опыте убедился в этом, когда он увидел Его «славу». Или можно сказать увидел присутствие Бога. Это самооткровение Божье, по сути, было ответом на ропот Израиля, который по существу являлся ропотом против самого Яхве.

Также здесь видно, что слава Господня и Сам Бог не противопоставляются друг другу как отдельные ипостаси. А наоборот народ узнает о том, что Бог участвует в его жизни непосредственно через Свои деяния и явление Своей славы. Это подтверждается чередованием стихов, в которых последовательно упоминается о действии Бога (Господь вывел вас - 6 ст., услышал ропот ваш - 7 ст., Господь даст вам мяса - 8ст.) и явлением Его славы (увидите славу Господню (в данном случае чудо в виде манны) - 7 ст., слава Господня явилась (присутствие Бога) - 10 ст.).

Бог самым авторитетным способом разрешил проблему ропота Израиля: богоявлением, посреди которого сам Яхве сообщает, что Он услышал ропот Израиля. И результатом всего этого будет основанное на опыте познание, что Яхве - их Бог. И конечно это познание не идет от простого видения, народ не просто полюбовался на Славу Божью, он увидел действительные плоды вмешательства Бога, Его характер.

Использование в 12 ст. такой своеобразной формулы само- откровения Бога, как «Я - Яхве Ваш Бог», является сильным утверждением во всей этой ситуации в пустыне. Суть всего этого явления, чтобы народ познал, что Яхве их Бог.

Во всей последовательности удивительных событий, в которых Бог могущественным образом избавил израильский народ из египетского рабства, провел его через Красное море, и на протяжении этого времени направлял, руководил и заботился о них, показана Божья верность завету. И так будет всегда. Израиль должен был узнать, на основе личного опыта, что Яхве - Бог, и кроме Него нет Бога. Только Он - Бог Израиля.

Ворчливый Израиль, мало чем отличаясь от упорства фараона, становится примером, на котором Яхве показывает Свое заботливое участие и присутствие. И это присутствие в данном случае является через чудесные деяния Бога и последующим за ними явлением Его славы. Слава Божья явилась своего рода печатью, подтверждением, реального присутствия и заботы Яхве о народе израильском.

Слава Божья открывает характер Бога, Его атрибуты. И важно понимать, что цель явления славы Господней не в том, чтобы показать, как выглядит Бог, а в том, чтобы народ познал каков Бог. Потому что народ израильский выступил против Бога, и усомнился именно в Его качествах, таких как верность и могущество. И Бог показывает не только Свое участие через явление Своей славы, но и то, каков Он.

Слава Господня на горе Синай — Исх. 24:15-18

Израильтяне подошли к горе Синай, где и оставались, пока не совершились события, описанные в Исх. 19:1-Чис. 10:10. Они пробыли там 11 месяцев и 6 дней. Там-то Моисей и получил от Бога Закон со многими содержащимися в нем наставлениями о том, как следует спасенному народу служить Ему.

Моисеев завет был утвержден (24:1-11), и Израиль стал теократическим государством, т.е. таким, управление которым осуществлялось под контролем Бога. Будучи искуплен Богом из рабства и вступив затем с Ним в завет - на основании данных Им законов, Божий народ был теперь наставлен относительно того, как правильно совершать Богослужения, как правильно общаться с Богом.

Моисей был призван в Божье присутствие, чтобы получить, наряду с 10 заповедями, написанными на каменных скрижалях, и другие уставы и постановления (24:12); назад он вернулся через 40 дней (31:18). Все это время Бог говорил Моисею о форме служения Ему, которой должен следовать Израиль. Центром сосредоточения служения Богу должна была стать скиния19.

И вот слава Господня явилась в виде пламени на вершине горы, подобно «огню поядающему». Опять же, со славой Господней упоминается облако. Здесь облако указывает, по всей видимости, на сокрытость Господа, на его трансцендентность. Бог отделен от творения, и абсолютно свят. Облако как бы скрывает Господа во всей Его славе, так как человек не может увидеть Господа, как Он есть и остаться в живых.

Но в то же время слава Господня «осенила» (букв. «пребывала, обитала» [shakan]) гору Синай, и это указывает в то же самое время на имманентность Бога, на его участие в жизни Своего творения, на Его близость к народу израильскому.

Опять же здесь использование слова «слава» указывает на Божественное присутствие. И кстати тема «обитания» Бога среди Своего народа - это одна из основных тем книги Исход. И из этого термина (shakan; «пребывание, обитание, присутствие») впоследствии разовьется особое понятие в иудейской традиции связанное со славой Божьей - «шехина».

В этом же отрывке опять показано проявление славы Божьей, как видимой реальности. Она видима: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами20 сынов Израилевых, как огонь поядающий». Она реальна и оказывает воздействие на Моисея. Он, после общения со славой, возвратился, не зная, что «лицо его стало сиять лучами» (Исх. 34:29).

Опять же, Бог не только открывает Свое присутствие, Он открывает свой характер, заключив Завет с Моисеем и народом израильским и ратифицировав (подтвердив) его до этого события. (24:1-11).

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: